Развитие мотивации учащихся к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы на различных этапах обучения средней шк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание

Интерес к мотивационному аспекту изучения иностранного языка существенно повысился в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, - не только в психологии и педагогике, но и в лингводидактике, методике обучения иностранным языкам в школе, психолингвистике. Чтобы нормально адаптироваться к современной ситуации, когда Европа становится единым многонациональным, мультикультурным и многоязычным целым, представители общества на всех его уровнях должны осознать важность изучения иностранных языков, поскольку изучение языков - это способ воспитания толерантности, способности к сотрудничеству, достижения взаимопонимания между народами, уважения к личности независимо от её расовой, национальной, религиозной, политической принадлежности.

Содержание

Введение
1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков
1.1 Определение понятия "мотивация". "Мотивация" и "мотив". Виды мотивов
1.2 Особенности обучения иностранному. Специфика урока иностранного языка.
2. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы
2.1 Приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы
2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Как отмечает Л.И. Божович, всё это  объясняется тем, что у подростков, как и у младших школьников, недостаточно развито понимание  необходимости учения для будущей профессиональной деятельности. Автор выявляет две тенденции, характеризующие мотивацию учения на средней ступени обучения: "С одной стороны, подростки мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят гулять, играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них - тяжёлая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе" [Божович, 1979: 46]. Л.И. Божович полагает, что это сопротивление связано с неосознаваемой учащимися потребностью оставаться на уровне тех требований, которые к ним как к школьникам предъявляет общество: "...на данном этапе борются два мотивационных образования: мотивационная установка, связанная с перспективой получения образования, и мотив, отражающий состояние учащихся, их усталость от однообразия и постоянной необходимости делать уроки" [Божович, 1979: 48]. Таким образом, главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является, как считает Л.И. Божович, стремление найти своё место среди одноклассников, поэтому иногда недисциплинированность в этом возрасте означает стремление противопоставить себя классу, желание доказать свою неисправимость. Характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми.

По мнению Е.П. Ильина, неумение найти  своё место среди одноклассников вызывает характерное для подростков стремление во что бы то ни стало добиться хороших отметок, даже в том случае, если имеющиеся знания не соответствуют им: "Фетишизация отметки свидетельствует о том большом значении, какое приобретает для подростка положение хорошего ученика: оно определяет его социальный статус в классе. Ни до этого возраста, ни после отметка такой мотивационной роли не играла: у младших школьников она является показателем признания учителем их стараний, а у старших школьников - показателем знаний" [Ильин 2006: 258-259].

Хайнц Хекхаузен полагает, что особенностью поведения учащихся средних классов  является наличие у них "подростковых установок" (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих  с таковыми у взрослых и обладающих большей "генетической" устойчивостью, передающихся из года в год от старших подростков к младшим и почти не поддающиеся педагогическому воздействию). К таким установкам, например, относится осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке, и с другой стороны - поощрительное отношение к тем, кто списывает и пользуется подсказкой [Хекхаузен, 2001: 197]. В то же время, автор отмечает, что моральные установки подростка не имеют опоры в подлинных моральных убеждениях, поэтому он легко их меняет при переходе в другой коллектив, где существуют традиции, требования, иное общественное мнение.

Современный подросток по единодушному мнению всех психологов и педагогов - личность. Так, Е.И. Пассов выделяет четыре основные черты учащегося средних  классов, характеризующих его как полноценного индивидуума: "Во-первых, чувство "взрослости", стремление к равноправию во взаимоотношениях со взрослыми. Во-вторых, влияние его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками на успехи подростка, повышение значимости мнения одноклассников по сравнению с мнением учителя. В-третьих, стремление утвердить себя в коллективе любыми средствами, иногда и не очень достойными. В-четвёртых, повышение самосознания: ребёнок начинает задумываться над вопросом: "Какой я?" Эти особенности оказывают решающее влияние на контекст деятельности пятиклассника, его личный опыт, на его интересы и желания, эмоции, мировоззрение, на его статус в коллективе" [Пассов 1988, 122]. Е.И. Пассов полагает, что "возраст учащихся четвёртого класса - это качественно иная ступень развития; именно с четвёртого класса начинается отсчёт младшего подросткового возраста, что необходимо учитывать при подборе учебных материалов, при выборе приёмов работы, упражнений, при организации обучения" [Пассов, 1988: 121].

Таковы основные возрастные индивидуальные особенности учащихся средней ступени обучения.

мотивация обучение иностранный  язык

 

2. Пути повышения мотивации  к изучению иностранного языка  на разных этапах обучения при выполнении самостоятельной работы

 

2.1 Приёмы развития  мотивации к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы

 

Овладение иностранным  языком в школе предполагает интенсивную  активность обучаемого. Одним из факторов обеспечения работоспособности  ученика является соответствующая  мотивация. Среди аспектов, повышающих уровень мотивации, следует выделить, прежде всего, постоянно поддерживаемый интерес учащихся к самому процессу овладения иностранным языком, его результативность, а также использование различных приёмов обучения, удовлетворяющих потребности учащихся средней ступени обучения в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Рассмотрим некоторые приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения.

Широкие возможности  для активизации учебного процесса представляет использование ролевых  игр. О.А. Колесникова отмечает, что "ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создаёт условия реального общения, поэтому эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету" [Колесникова, 1989: 14]. Далее автор детализирует положительные моменты, связанные с использованием ролевых игр на уроке: "ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. В отличие от диалога или пьесы, которые обучают тому, как сказать, ролевая игра отвечает на вопросы почему (мотив) и зачем (цель) нужно что-то сказать" [Колесникова, 1989: 14]. Таким образом, центром внимания учащихся становится содержание беседы, что помогает школьникам наглядно убедиться в том, что язык можно использовать как средство общения и, в результате, ролевая игра способствует формированию коммуникативной компетенции учащихся, необходимых навыков общения на иностранном языке: "В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы" [Колесникова, 1989: 15]. Кроме того, автор отмечает, что "игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создаёт условия равенства в речевом партнёрстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником; игра даёт возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности" [Колесникова, 1989: 15], тем самым внося определённый вклад в формирование учебного сотрудничества и партнёрства на уроке. Т.В. Семёнова также отмечает значительные обучающие возможности ролевых игр: "Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения, так как она подражает действительности в самых существенных чертах и в ней, как и в жизни переплетается речевое и неречевое поведение партнёров" [Семёнова, 2005: 16]. Автор выделяет следующие преимущества использования ролевых игр на уроке:

1) ролевая игра способствует  расширению ассоциативной базы  при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. За каждой репликой мыслится отрезок смоделированной действительности.

2) ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана.

3) ролевая игра имеет  образовательное значение, так как  само перевоплощение в ходе  игры способствует расширению  психологического диапазона, пониманию  других людей.

4) ролевая игра предполагает  усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию хотя и не через своё собственное "я", но через "я" соответствующей роли и проявляет большую заинтересованность к персонажу, которого он играет [Семёнова, 2005: 16-17]. О.А. Колесникова также указывает на положительное влияние игр на формирование познавательных интересов школьников, осознанное освоение иностранного языка: "Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному употреблению иностранного языка. Хорошим собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее чётко распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнёры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта), и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения" [Колесникова, 1989: 15].

Следовательно, можно  сделать вывод о том, что ролевая  игра является перспективной формой обучения иностранному языку на средней  ступени, так как она способствует созданию благоприятного климата на уроке, усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся, предоставляет возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях, поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса и позволяет сохранить интерес учащихся не только на среднем этапе, но и на старшей ступени обучения.

Ещё одним эффективным  приёмом развития мотивации к  изучению иностранного языка на средней  ступени обучения является проектная  технология в области иностранного языка. Метод проектов в настоящее время нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Так, Н.Ф. Коряковцева рассматривает метод проектов (технологию проектов) как "одну из технологий в обучении, в том числе и иностранному языку, основанную на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса; взаимодействие в ходе обучения и обучение в системе социального взаимодействия, при котором учащиеся принимают и выполняют различные социальные роли и приучаются, готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия" [Коряковцева, 2002: 125]. Проектная технология обеспечивает в самостоятельной работе учащегося ситуацию развития и создаёт оптимальные условия для продуктивной учебной деятельности за счёт:

- направленности на создание личностного образовательного продукта;

- актуализации конструктивно-творческой самостоятельной учебной деятельности учащегося;

- реализации творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности;

- актуализации личностно значимых мотивов учебной деятельности;

- актуализации взаимодействия различных субъектов учебной деятельности;

- интеграции межпредметного знания;

- включения процесса освоения изучаемого языка и культуры в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность;

- создания условий для формирования учебной компетенции учащегося в области изучения иностранного языка и его развития как языковой личности [Коряковцева, 2002: 132]. Таким образом, ориентация на личностно значимую смыслообразующую мотивацию создаёт условия для самореализации личности, реализации "я-концепции", обеспечивает осознание личностью своего места в окружающем мире, способность адекватно оценивать собственные возможности и умение прогнозировать вероятность осуществления намеченных целей, выбирать адекватный путь их достижения.

Н.Д. Гальскова отмечает положительные тенденции использования  проектной технологии на средней  ступени обучения в плане развития творческого мышления, "креативной компетенции" учащихся: "Процесс творчества - это создание качественно нового по отношению к ситуации деятельности продукта как результат реализации особых индивидуальных качеств личности. В дополнение к необходимым знаниям, информированности, интеллектуальному потенциалу личности креативность характеризуется проявлением творческого мышления и определённых творческих когнитивных процессов, с одной стороны, и определённым отношением к деятельности, с другой. Проектная технология создаёт оптимальные условия для развития этих личностных качеств учащегося и развития его реальной самостоятельности и креативности, что, в конечном итоге, способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка" [Гальскова, 2000, 98].

Е.С. Полат, исследуя возможности  использования метода проектов на уроке иностранного языка, приходит к выводу о том, что "только метод проектов может превратить уроки ИЯ в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка" [Полат, 2000: 4-5]. По мнению автора, для того, чтобы развивать у учащихся мотивацию к изучению иностранного языка, необходимо "научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения" [Полат, 2000: 4]; очевидно, что метод проектов обладает широкими возможностями осуществления этих целей на практике, так как он "предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных чётко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов" [Полат, 2000: 4].

Таким образом, проектная  технология позволяет актуализировать  собственно учебно-познавательную деятельность и, соответственно, активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал. Это создаёт условия для развития мотивации учащегося, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса в целом.

В настоящее время  в методике преподавания иностранных языков широко используется приём коллажирования, или ассоциативного наращения лексико-семантического фона ключевого понятия-реалии, отсутствующей в родной культуре учащихся. По определению М.А. Нефёдовой, "коллаж - это прежде всего средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, схематически фиксированное с помощью языковых и экстралингвистических средств отображение некоторой части предметного содержания, объединённого ключевым, ядерным понятием-реалией, вокруг которого группируется разноплановая, разноуровневая и разнофактурная сателлитная информация, составляющая лексико-семантический фон основного понятия" [Нефёдова, 1993: 6]. Особенностью использования коллажа в процессе обучения иностранному языку является то, что он выступает в качестве смысловой опоры для иноязычного высказывания и его понимания, одновременно представляя собой некий своеобразный план по усвоению содержания ключевой реалии, и служит стимулом для дальнейшей речевой деятельности в схематически заданной логической последовательности. По утверждению М.А. Нефёдовой, коллаж является "универсальным средством методико-педагогического, образовательного воздействия на учащихся", так как он:

- выступает в материальной форме, являясь орудием труда ученика и учителя и тем самым создаёт положительную мотивацию учебной деятельности;

- ориентирован на цели обучения, выполняя функцию внедрения комплекса целей и задач в практику;

- соответствует современным методическим направлениям, основываясь на наиболее прогрессивных частнометодических принципах (коммуникативная необходимость и достаточность, учебно-методическая целесообразность, тематико-ситуативная соотнесённость);

- является конечным результатом приёма коллажирования, его фиксированным отражением [Нефёдова, 1993: 7]. Специфика использования коллажирования в учебном процессе обусловлена достаточно широкими возможностями данного приёма в плане создания положительной мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения, так как он облегчает процесс усвоения учащимися реалий иноязычной культуры, открывает просторы для творческой активности учащихся. В заключение, автор приходит к выводу о том, что "использование приёма коллажирования в учебной деятельности поможет созданию на уроке атмосферы творчества, развитию способностей аналитического мышления, будет вызывать яркое, образное видение действительности, таким образом содействуя повышению эффективности обучения иностранным языкам в целом" [Нефёдова, 1993: 8].

Информация о работе Развитие мотивации учащихся к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы на различных этапах обучения средней шк