Проектная методика и ее использование в курсе иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: целью написания данной курсовой является систематизация и соединение воедино знаний, полученных в ходе изучения различных дисциплин и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на уроках как одной из активных форм обучения английскому языку.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современные подходы к воспитанию школьников 7
1. 1. Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования 7
1.2. Гуманистическое отношение к ребенку 9
Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку 10
2.1 История проектов 10
2.2 Поэтапная разработка проектной деятельности 16
2.3 Виды проектов 18
2.4 Из опыта совместной разработки проектов 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)


КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:    Проектная методика  и ее использование в курсе иностранного языка.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                              3

Глава 1. Современные подходы к воспитанию школьников                            7              

1. 1. Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования                              7

1.2. Гуманистическое отношение к ребенку                                                     9

Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку                                                   10 

2.1 История проектов                                                                                      10

2.2 Поэтапная разработка проектной деятельности                                        16                                 

2.3 Виды проектов                                                                                           18 

2.4 Из опыта совместной разработки проектов                                            20

Заключение                                                                                                     26

Список использованной литературы                                                              28


Введение

 

Работа учителя иностранного языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. В Казахстане особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации  образования.

Основополагающая идея: поиск путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования, а цель воспитания я определила так: формирование потребности учащихся в самовоспитании, самовыражении: научить учиться, научить общаться, научить заботиться о своем здоровье, дать профессиональные навыки.

Основной задачей своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного  языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.

Философы называют современный период общечеловеческого развития прогрессивизмом. Этот термин проник и в сферу образования, где он оттеняет термины «гуманизация»и «гуманитаризация», подчеркивая прогрессивность и перспективность названных процессов в данной сфере.

Объект исследования: процесс обучения  английскому  языку  в средней общеобразовательной школе.

Предмет  исследования:  проектная  методика  в   системе   учебных   и

внеучебных занятий .

      Гипотеза  исследования  заключается  в  следующем:  если  в   процессе

овладения ИЯ в  средней общеобразовательной школе  применять проектную методику, то она будет способствовать:

  -  формированию  и  развитию  внутренней  мотивации   учащихся   к   более

    качественному овладению ИЯ ;

  -  повышению  мыслительной  активности  учащихся  и  приобретению  навыков

    логического  мышления  по  проблемам,  связанным  с   реальной   жизнью,

    расширению сферы иноязычного общения;

  - языковому и речевому  развитию  учащихся,  совершенствованию  иноязычной коммуникативной компетенции в целом;

  - развитию  индивидуальных особенностей  учащихся,  их  самостоятельности,

    совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

  - более результативному решению задач образования, развития  и  воспитания

    личности учащегося.

      Цель  работы:  целью написания данной курсовой является систематизация и соединение воедино знаний, полученных в ходе изучения различных дисциплин  и собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на уроках как одной из активных форм обучения английскому языку.

Цель потребовала решения ряда задач:

      1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в  её

психологическом  и  дидактическом  аспектах   на   основе   ретроспективного

анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.

      2.   Исследовать  и  обосновать  технологию  использования   проектной

методики при обучении ИЯ .

3. Исследовать и проанализировать  опубликованный  педагогический  опыт  по данной проблеме.

4. Проанализировать собственный опыт  использования  проектной  методики  в системе учебных и внеучебных занятий обучения  ИЯ, выявить эффективность  проектного  обучения  как  новой  педагогической технологии в системе образования.

      Практическая значимость: заключается  в  применении  в  педагогическом

процессе по ИЯ  разработанных автором данной   работы  методических

рекомендаций в системе  учебных  и  внеучебных  занятий  по  сквозной  теме,

позволяющих устранить существующий дисбаланс  между  требованиями  программы для общеобразовательных  учреждений  к  уровню  обученности  ИЯ  и  реальным владением ИЯ.

      Научная новизна исследования состоит:

      - в ретроспективном анализе проектной методики в  образовании,  в  том

числе в обучении ИЯ;

     -  в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании;

      Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с  гипотезой

данного  исследования  потребовало  обращения  автора  к  следующим  методам научного исследования:

      1. Изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической научно-

теоретической литературы по данной проблеме.

      2. Беседа с учащимися.

       3.  Наблюдения  за  деятельностью    учащихся  в  процессе обучения в  средней общеобразовательной школе.

       4. Анкетирование среди учащихся .

     Курсовая работа  структурно   представлена   двумя

главами,   выводами   по   главам,   заключением,   списком   использованной

литературы.

 


Глава 1. Современные подходы к воспитанию школьников

«…зову любить, наблюдать и изучать человека как единственного истинного носителя языка» [1,с.85]

 

1.1 Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.

«Учительская профессия- это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».[2,с.105]

В работах К.Д Ушинского. Л.Н.Толстого, С.Т. Шацкого и др. нашли свое отражение традиционные идеи высоконравственных идеалов, гуманистические подходы к личности и ее воспитанию. Уже тогда К.Д.Ушинский особо отмечал роль деятельности и активности в становлении личности ребенка.

Очаги гуманистической педагогики существовали всегда, даже в период тотальной идеологизации и государственного контроля.

Сегодня в гуманистической педагогике нет единых трактовок воспитания.

В настоящее время мы ставим в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество.

Поворот современной мировой науки к человеческому фактору является предвестником, подтверждающим научный прогноз, согласно которому, «21 век будет веком психологии, веком наук о человеке.»[3,с.69]

1, 3 - Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

2 - Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000

Гуманистические цели диктуют необходимость пересмотра содержания образовательных технологий, дидактических и воспитательных концепций. Идея гуманизма и толерантности все больше закладываются в основу современной школы.

Особое значение в этом контексте приобретает задача  гуманизации и гуманитаризации образования.

Что же имеется в виду под терминами «гуманизация» и «гуманитаризация» в сфере образования?

Гуманизация образования предполагает его «очеловечевание» т.е. независимо от будущей специальности человек ставится в центр процесса обучения. При гуманизации образования исключаются ситуации следующего типа: студент-медик может прекрасно знать способы лечения многих заболеваний, но при этом не воспринимать больного как человека, как своеобразный и неповторимый микромир; студент - будущий педагог может быть хорошим филологом, биологом, историком и… при этом не любить детей, не вызывать и не поддерживать у них желание изучать его предмет.

Гуманитаризация – является частью общего процесса  гуманизации системы образования и связана она с получением знаний об истории развития человеческого общества и собственного народа о его нравственно-эстетических ценностях.

Гуманизация и гуманитаризация учебного процесса преследуют цели через учебный материал и технологию обучения уделять максимум внимания развитию личности, ее правильному восприятию других людей, делать ее более человечной. Суть этого подхода к обучению в одном: соединить учебный предмет с чувствами, переживаниями, опытом и жизнью обучаемых. Другими словами,  гуманистическое обучение преследует цель целостного воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерениях.

 

1.2  Все больше и больше в центр педагогической теории и практики выдвигается человек. В этой связи сегодня идет переосмысление в сфере образования прежнего отношения к личности ребенка. Ребенок становится главной заботой общественных, политических организаций.

Детство само по себе  — полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников.

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной,  прежде всего,  является речь ученика. И действительно, речь ученика – это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего «я». Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся  необходимо,  прежде всего, общение.

Современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а,  следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.

 


Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку

 

              В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из таких технологий и является проектная методика.

 

2.1   Метод проектов широко использовался в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В результате идея проектной методики не получила своего развития и прекратились исследования в этом направлении.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Информация о работе Проектная методика и ее использование в курсе иностранного языка