Проектная методика и ее использование в курсе иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Цель работы: целью написания данной курсовой является систематизация и соединение воедино знаний, полученных в ходе изучения различных дисциплин и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на уроках как одной из активных форм обучения английскому языку.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Современные подходы к воспитанию школьников 7
1. 1. Гуманизация и гуманитаризация в сфере образования 7
1.2. Гуманистическое отношение к ребенку 9
Глава 2. Современные подходы к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку 10
2.1 История проектов 10
2.2 Поэтапная разработка проектной деятельности 16
2.3 Виды проектов 18
2.4 Из опыта совместной разработки проектов 20
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

- Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить..

Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.

При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе


2.4 Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких  лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку".

Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Были проведены тесты, контрольные срезы при проведении проектов в отдельных группах учащихся. При контроле навыков чтения (просмотровое, полное понимание, извлечение информации)  в 11 классе, при внедрении 4-х проектов в течение года  уровень подготовки учащихся по данному виду  повысился на 15%  до 85% (вместо 70% в начале года). Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.

На протяжении пяти лет я проводила уроки по обычной методике в одном классе параллели и по методу проектов в другом классе этой же параллели. Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.    Все это,  в конечном счете,  призвано способствовать более глубокому пониманию роли своей страны во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

Остановлюсь подробнее на конкретных примерах: на старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как: "Здоровый образ жизни", "Великобритания" ; "Молодёжные группы", "Музыка"; При изучении темы  «Путешествие в Великобританию» (учебник Т. Аяпова 10 кл.) была выдвинута идея создания  мини-проекта под названием Picture poem. Предлагалось нарисовать картину-стихотворение, так чтобы его форма была созвучна с его смыслом. Стихотворение «Irish Poem»  необходимо было перевести и оформить согласно тематике. Привожу в качестве примера несколько переводов. Оригинальный текст не слишком труден для учеников, доступен их пониманию. Несомненно, что не все было гладко в этих переводах, далеки они от совершенства. Но ведь не это главное. Достигнута основная цель: учащиеся приобщились к творчеству, работали с большим подъемом и вдохновением. Еще об одном проекте хотелось бы рассказать. Назывался он «What is your idea of a perfect state?» « Идеальное государство-какое оно?»

Сегодня, каждый человек задумывается по какому пути идти, какую строить жизнь, какой сделать выбор перед ребятами 11 класса была поставлена задача,  подготовить проект государства своей мечты и представить его на уроке. Работа была сложной, так как,  представлять и говорить,  нужно было на английском языке, а самое главное защитить и отстоять интересы своего государства. Речь шла о государствах двух типов: в основе первого лежали принципы идеалистического, второго - принципы демократические. Очень хорошо разработали схему управления государством. В государстве мечты главным они видят четкое распределение власти и силу закона. За основу при выполнении работы учащиеся взяли учебник 11 класса Т. Аяпова, в котором очень много материала и информации о Великобритании, Казахстана. На предыдущих уроках работали над такими вопросами: "Что такое парламентская демократия? Какой силой и властью должен обладать президент? У кого больше прав? Должен ли политик быть добрым?". Эти вопросы формируют и воспитывают правовое сознание  учащихся. Были представлены различные точки зрения на государство, убедительно доказана  необходимость  защиты каждого гражданина в любом государстве. Происходит приобщение школьников к политической культуре и к общественным ценностям, идеалам устройства общества, к оптимальным формам  социальных взаимоотношений людей. Проекты не обязательно должны быть большими и занимать много времени по их подготовке – это могут быть мини-проекты ( исследовательские) - 9 класс «Мой любимый телевизионный канал».

Презентация проекта по теме "Казахстан " стала полной неожиданностью для меня.  Получилось настоящее театрализованное представление. Подготовка его велась в тайне от учителя.  ( Тем неожиданнее и приятнее был этот сюрприз) На стене висела карта Казахстана, иллюстрации природы, городов Казахстана. На организационном занятии дети разделились на две  группы по пять  человек в каждой. Первая группа должна была изучить все о географическом положении Казахстана, вторая – об особенностях флоры и фауны. Были выдвинуты и обсуждены некоторые гипотезы и проблемы, такие как: "Экология страны", "Проблемы страны ".Каждая группа защищала свои разработанные проекты.

Совместная работа над подготовкой проекта – это  прекрасная возможность дать каждому участнику шанс проявить свою творческую индивидуальность, ненавязчиво обучая его важному жизненному навыку: умению работать в команде. Лучше,  когда участвуют все. И мне, конечно, приятно, когда, встречаясь,  мои ученики говорят: “А помните, как мы ...” – и вспоминают веселые, подчас курьезные случаи, которыми всегда изобилует процесс подготовки любого проекта.

И совершенно неважно, какую роль они тогда играли – главную или совсем уж эпизодическую, вспоминают они об этом с удовольствием, и в душе рождается очень теплое чувство. И чем больше лет отделяет от школы, тем теплее оно становится.

Говоря о нашей повседневной жизни, мы должны отметить, что английский язык все активнее входит в нее. Он выступает не просто как один из языков, на котором говорят несколько миллионов человек, а как носитель другой культуры. В нашей деревне, отдаленной от англоязычных стран тысячами километров, мы не очень часто встречаемся с английским языком, а, значит, и с проявлениями культуры англоязычных стран. В этих фактах четко просматривается противоречие между все более расширяющимся распространением через английский язык англо-американской культуры и неоднозначным отношением к этому явлению жителей деревни, проживающих в глубинке. В данном противоречии скрыта проблема, которая представляла для нас как научный, так и практический интерес, и мы попытались в предлагаемом проекте представить попытку ее решения.

Отсюда, целью нашего проекта являлось изучение проявлений через английский язык англо-американской культуры в различных областях на примере повседневной жизни нашего села, а также исследование отношения к английскому языку у учащихся нашей школы.

Объектом исследования является процесс распространения англо-американской культуры через английский язык в различные сферы жизни села, а предметом – непосредственно сферы распространения англо-американской культуры через английский язык: школьное образование, пресса и информационные технологии.

Задачи проекта:

- Рассмотреть проблему соотношения языка и культуры.

- Проанализировать распространение английского языка в различных сферах жизни села.

- Выяснить отношение к исследуемому явлению у различных групп населения

Методы исследования:

- анализ специальной литературы, internet-материалов, прессы;

- интервью, социологический опрос, беседа, анкетирование.

- методы математической обработки данных.

В работе мы исходили из следующей гипотезы:

принятие англо-американской культуры через английский язык в определенной степени зависит от готовности/способности человека воспринимать другую культуру и от необходимости жить и действовать в условиях взаимодействия культур.

Практическая значимость работы заключалась:

в попытке, предпринятой участниками проекта, изучить вопрос распространения английского языка в селе с целью осмысления данного явления.

Продолжительность проекта:

Начало работы над проектом – ноябрь 2010 г., окончание – февраль 2011 г.

План проекта:

Взаимосвязь языка и культуры

Компьютерный сленг как вариант англо - язычной “экспансии” в информационных технологиях

Английский язык в прессе

Изучение отношения учащихся школ деревни к предмету “английский язык”

Описание проекта занимает очень много времени, поэтому приведу лишь краткий вывод, сделанный нами после завершения работы:

Проделанная работа позволила нам установить определенную зависимость между отношением к иностранному языку в процессе его изучения и уровнем его понимания, а отсюда принятием и пониманием другой, в частности, англо-американской культуры.

Проведя исследование, мы убедились, что культура других стран, в частности, англо-американская неизбежно проникает во многие области жизни и вызывает к ней неоднозначное отношение.


Заключение

 

В прошлом году, подводя некоторые итоги работы по методу проектов , я предложила своим ученикам  принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.

Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере и представлены статистически.

1. Какими источниками информации Вы  обычно пользовались при подготовке проекта?

а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие)

2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?

а) Да; б) Нет.

3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?

а) Да; б) Нет

4. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?

а) Да; б) Нет.

Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д.,  ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

Сегодня мы понимаем под словосочетанием «метод проектов» и определенный комплекс идей, и достаточно четкую педагогическую технологию, и конкретную практику работы педагогов. Идеи, реализовать которые был призван метод проектов, вновь становятся значимыми в широких кругах педагогической общественности.

Хотелось бы дать совет учителям: для того чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя, который должен получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство от скуки. Оно способствует развитию учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.

Хотелось бы представить,  как это все может быть в недалеком будущем. Школа для ребенка – активная школа, предполагающая выполнение многочисленных заданий, которые часто придумываются на ходу, потому что их нет ни в одной книге. Для этого, естественно, учителю и ребенку необходим доступ к технике в любое время. Конечно, оснащение оборудованием наших школ сейчас желает лучшего, но надеюсь, что в будущем большинство наших школ вскоре также будет оборудовано по последнему слову техники и выполнение проектных заданий станет еще интереснее и плодотворнее.


ЛИТЕРАТУРА

 

1.                  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

2.                  Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.

Информация о работе Проектная методика и ее использование в курсе иностранного языка