Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:11, дипломная работа
Цель  данной работы состоит в выявлении  и описании особенностей перевода устной речи на материале кино - и видеопродукции на английском языке. Задачи  исследования состоят в следующем:
1)         определить место и значение  теории речевых актов в современной  лингвистике;
2)         рассмотреть классификацию речевых  актов;
3)         определить нормативные аспекты  устного перевода;
4)         описать требования эквивалентности  перевода на уровне речи;
5)         рассмотреть и описать особенности  устного перевода фраз художественных  фильмов.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                              3
1 ПЕРЕВОД В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ  РЕЧЕВЫХ АКТОВ                          7
1.1 Теория речевых актов в современной  лингвистике                          7
1.2 Классификация речевых актов                                                                  13
2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ  КАЧЕСТВА УСНОГО
   ПЕРЕВОДА                                                                                         27
2.1 Нормативные аспекты перевода                                                      27
2.2 Эквивалентность на уровне речи                                                     37
3 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ КАК ОБЪЕКТ  ПЕРЕВОДА          46
Комментарий перевода диалогов кинофильма «Люди  в чёрном»               46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                      55
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                     59
3) 
РА – это заключительный акт 
в серии других действий; различной 
бывает та степень, в какой 
РА универсален; 
4) 
универсальные свойства РА 
5) 
РА может быть как крупнее 
предложения (высказывания), так 
и меньше его, то есть он 
может быть составной частью 
предложения; так, именное 
6) 
РА связывает между собой 
7) 
РА, рассматриваемый как 
8) 
РА позволяет разграничить 
9) 
РА связан с понятием «фрейма» 
или «рамки» в некоторых 
10) 
типичной задачей РА является 
воздействие на мысли адресата, 
когда он интерпретирует 
11) 
PA включает в грамматическое 
12) 
понимание предложения, в 
13) 
нельзя говорить о понимании 
предложения только в его 
14) РА соединяет предложение с высказыванием.
В статье А. Дэйвисон подчеркивается еще один важный момент: имеются предложения, в логической структуре которых кванторные слова и наречные словосочетания модифицируют показатель иллокутивной силы. Отсюда вытекает, что прагматический и синтаксический подходы к речевым актам тесно переплетены. Об этом же, видимо, свидетельствует и явление так называемых «модализованных речевых актов». Иначе говоря, грамматика должна имплицитно включать в свой состав теорию речевых актов [6, с.146].
В 
сегодняшней лингвистике 
1) 
выйти за пределы отдельно 
взятого речевого акта, связать 
его с другими единицами 
2) 
устранить разрыв между 
3) 
отразить в теории то 
4) 
необходимо уточнить исходные 
понятия; иначе при переходе 
теории речевых актов от 
5) 
учесть не только намерения 
и мнения говорящего, но и природу 
речевого общения, главным 
 
Имеются и другие направления 
критики данной теории – как 
конструктивные, так и деструктивные. 
Д. Франк дает интересную 
Итак, многие из недостатков современной теории речевых актов могут быть объяснены ее незавершенностью и продолжающимся становлением. Перспективы применения теории речевых актов, как было показано выше, весьма многообразны, поэтому не следует недооценивать ее значимость для языкознания на сегодняшний день [10, с.98].
1.2 Классификация речевых актов
Поскольку 
речевой акт – это вид 
Условия, соблюдение которых необходимо для признания речевого акта уместным, называются условиями успешности речевого акта. Так, если мать говорит сыну: Садись за уроки!, то она тем самым совершает речевой акт, цель которого – побудить адресата совершить действие, обозначенное в используемом для достижения этой цели высказывании. Если уроки еще не сделаны, если сын в состоянии их делать и если это не является обязанностью, которую он обычно выполняет без всяких напоминаний, то данный речевой акт признается уместным, и в этом, коммуникативном, смысле – успешным. При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий (уроки уже сделаны, или сын лежит в постели с высокой температурой, или сам, как обычно, собирался садиться за уроки), уместность речевого акта матери может быть поставлена под сомнение, и из-за этого он может потерпеть коммуникативную неудачу. Но даже при соблюдении всех условий, обеспечивающих уместность речевого акта, результат, к которому он приведет, может соответствовать или не соответствовать поставленной говорящим цели. Так, в нашем примере результатом речевого акта матери может быть как согласие сына выполнить указанное действие, так и отказ выполнять его. Отказ при этом может быть как мотивированным (например, желанием досмотреть любимую телепередачу или тем, что уроков не задано), так и немотивированным.
Итак, 
речевой акт – явление 
Однако человек, как правило, говорит не ради самого процесса говорения: не для того, чтобы насладиться звуками собственного голоса, не для того, чтобы составить из слов предложение и даже не просто для того, чтобы упомянуть в предложении какие-то объекты и приписать им те или иные свойства, отражая тем самым некоторое положение дел в мире. В процессе говорения (по-латински in locutio) человек одновременно совершает еще и некоторое действие, имеющее какую-то внеязыковую цель: он спрашивает или отвечает, информирует, уверяет или предупреждает, назначает кого-то кем-то, критикует кого-то за что-то и т.п. Речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его внеязыковой цели, выступает как иллокутивный акт. Интегральная, т.е. обобщенная и целостная характеристика высказывания как средства осуществления иллокутивного акта, называется иллокутивной функцией, или иллокутивной силой высказывания.
Препарируя содержание высказывания на иллокутивном уровне анализа речевого акта, в этом содержании выделяют две основных составляющих: иллокутивную функцию (F) и пропозицию (P), обобщенно представляя его в виде формулы F(P). Так, содержание высказывания в рассмотренном выше примере раскладывается на пропозициональную часть 'ты садишься за уроки' (со снятой утвердительностью, т.е. без истинностной оценки) и иллокутивную функцию 'побуждение'. Вопрос, выражаемый с помощью предложения Ты садишься за уроки?, имеет то же самое пропозициональное содержание, но другую иллокутивную функцию – функцию вопроса; смысл высказывания Я обещаю сесть за уроки в типичной ситуации его употребления состоит из пропозиции 'я сяду за уроки' и иллокутивной функции 'обещание'; смысл высказывания Он обещает сесть за уроки в типичной ситуации его употребления складывается из пропозиции 'он обещает сесть за уроки' и иллокутивной функции 'сообщение'.
Наконец, посредством говорения (по-латински per locutio) человек достигает определенных результатов, производя те или иные изменения в окружающей его действительности, в частности и, прежде всего, в сознании своего собеседника, причем полученный результат речевого действия может соответствовать или не соответствовать той внеречевой цели, для достижения которой он был предназначен говорящим. Речевой акт, рассматриваемый в аспекте его реальных последствий, выступает как перлокутивный акт. Так, в нашем примере высказывание матери могло, например, отвлечь сына от компьютерной игры и по этой причине вызвать у него недовольство или же удивить его (если мать уже проверила выученные им уроки, но по рассеянности успела об этом забыть) или как-то иначе воздействовать на его психику. Перлокутивный акт и соответствующее ему понятие перлокутивного эффекта – это тот аспект речевой деятельности, которым издавна занималась риторика, изучая оптимальные способы воздействия речи на мысли и чувства аудитории.
Таким образом, главным новшеством охарактеризованной выше трехуровневой схемы анализа речевого действия, предложенной английским философом и логиком Дж. Остином, является понятие иллокутивного акта и соответствующее ему семантическое понятие иллокутивной функции (силы), поскольку они отражают такие аспекты акта речи и содержания высказывания, которые не получили адекватного описания ни в традиционной лингвистике, ни в классической риторике. Естественно, что именно этому аспекту речевого акта в теории речевых актов уделяется основное внимание.
Дж. Остин, заложивший основы теории речевых актов в своих оксфордских лекциях второй половины 1950-х годов (они были опубликованы посмертно в виде книги How to Do Things with Words в 1962, русский перевод вышел в 1986 под названием Слово как действие в 17-м выпуске издания Новое в зарубежной лингвистике), не дал понятию иллокутивного акта точного определения. Он лишь привел характерные примеры таких актов – вопрос, ответ, информирование, уверение, предупреждение, назначение, критика и т.п., отметив, что в каждом языке существует своя номенклатура таких действий. В дальнейшем в теории речевых актов были выявлены отличительные признаки иллокутивного акта: от локутивного акта он отличается по признаку интенциональности, т.е. связанности с определенной целью, намерением, а перлокутивному акту он противопоставляется по признаку конвенциональности, т.е. по наличию определенных правил, действие в соответствии с которыми автоматически обеспечивает говорящему успешное осуществление данного иллокутивного акта. Часть таких правил – это правила языка: в языках мира существуют специальные формальные средства, прямо или косвенно указывающие на иллокутивную функцию речевого акта.
Информация о работе Перевод английской устной речи на русский язык