Отражение гендерных стереотипов (на материале американских изданий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:28, дипломная работа

Описание

В последние десятилетия ХХ века прослеживается интенсивное развитие гендерной лингвистики, в рамках которой рассматриваются такие вопросы, как отражение гендера в языке, а также речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин. Данные о языке, полученные гендерной лингвистикой — один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как продукта культуры и социальных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Основные понятия гендерной лингвистики 7
Понятие гендер 7
Маскулинность и фемининность 12
Андрогиния и её проявления 17
Роль и место феминистской идеологии в становлении
лнгвистических исследований гендера 19
Гендерные стереотипы в средствах массовой информации 23
Выводы по первой главе 28
Отражение гендерых стереотипов в прессе 30
Визуальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 30
Вербальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 35
Гендерные стереотипы в журнале “Cosmopolitan” 50
Гендерные стереотипы в журнале “GQ” 60
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” и газетах
“New York Times”, “USA Today” 69
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” 69
Гендерные стереотипы в газетах “New York Times”, “USA Today” 78
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложение 94

Работа состоит из  1 файл

Окончательный ВАРИАНТ.doc

— 922.50 Кб (Скачать документ)

 

 

1.2 Роль и место  феминистской идеологии в становлении  лингвистических исследований гендера 

 

 

“Феминизм —  это очень трудная и кропотливая  работа. Это попытка изменить поведение  и общественное мнение. Люди не любят, когда мы оспариваем их идеи, критикуем  их традиционный образ жизни. Они всегда сопротивляются, когда мы им предлагаем новую модель поведения или способ мышления. Признать, что внутри тебя существует дискриминация —  процесс болезненный, долгий и трудный”[37, C. 24].

Определить, что  такое феминизм, учитывая многообразие и непрерывное развитие этого явления, достаточно сложно. Ответ на вопрос - что такое феминизм? - вряд ли может быть однозначным. "С того дня, когда мы начнем точно определять феминизм, он потеряет свою жизненность"[58, C. 341]. На практике феминизм может иметь разнообразные формы, в теории он критикует сам себя, бесконечно развиваясь и все подвергая сомнению, мало  на что давая окончательные ответы. Феминизмов много, и их количество увеличивается. Определение и определенность феминизма зависят от того контекста (политического, социального, экономического, теоретического и пр.), в котором он развивается, от подъема-спада женского движения.

"Не существует  единой феминистской теории или  освободительной группы. Феминистские  идеи развивались на основе нескольких различных философских систем верований, поэтому женское движение состоит из различных параллельных ориентации" [58, C. 354].

"В то время,  как феминизмов почти столько  же, сколько феминистов, кажется,  что в настоящее время не  существует культурного консенсуса относительной репрезентации... Как вербальный знак различий и множественности, "феминизмы" являются хорошим термином для обозначения, а не для консенсуса" [50, C.140].

Исследователи и  участники движения по-разному понимают феминизм, давая ему то узкие, то широкие определения. В самом широком смысле феминизм — это "активное желание женщин изменить свое положение в обществе" [47]. Феминистом является любой человек, мужчина или женщина, чьи идеи и действия удовлетворяют трем критериям: 1) они признают возможность интерпретации женщиной своего жизненного опыта, 2) они не удовлетворены таким положением, при котором существует институциональное неравенство женщин, 3) они стремятся покончить с этим неравенством [54, C.152]. Под феминизмом может пониматься и борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия [58, C. 83-89].

Гендерные исследования, которые являются в современных гуманитарных и социальных науках одним из самых быстро развивающихся направлений, зародились в рамках феминистской теории.  Как указывает Джоан В. Скотт, термин "гендер" в его современном использовании появился у американских феминистов. Это понятие связано с отрицанием биологического детерминизма, содержащегося в терминах "пол" (sех"), "половые различия" ("sexual difference") [60, C. 156]. В определении Теrеsа dе Lauretis "гендер" — это представительство, выражение (rерrеsentation); выражение гендера есть его конструирование (в том числе через искусство и культуру); конструирование гендера происходило в Викторианскую эпоху, оно происходит и сегодня, причем не только в средствах массовой информации, школах, судах, семьях, но и в академических сообществах, авангардном искусстве и радикальных теориях, особенно в феминизме. Парадоксальным образом на конструирование гендера воздействует его деконструкция [53,  C. 3].

 Феминистская критика языка (феминистская лингвистика) —своеобразное направление в языкознании, его главная цель состоит в разоблачении и преодолении отраженного в языке мужского доминирования в общественной и культурной жизни. Оно появилось в конце 1960-х —   начале 1970-х годов в связи с возникновением Нового женского движения в США и Германии [11, C. 159].

Первым трудом феминистской критики языка стала  работа Р. Лакофф "Язык и место  женщины", обосновавшая андроцентризм  языка  и ущербность образа женщины  в картине мира, воспроизводимой  в языке. К специфике феминистской критики языка можно отнести ее ярко выраженный полемический характер, разработку собственной лингвистической методологии, а также ряд попыток повлиять на языковую политику и реформировать язык в сторону устранения содержащегося в нем сексизма[52, C. 45-46].

Зародившись в  США, наибольшее распространение в Европе феминистская критика языка получила в Германии с появлением работ         С. Тремель-Плетц (Trömel-Plötz) и Л. Пуш (Pusch). Существенную роль сыграли также в распространении феминистской критики языка труды        Ю. Кристевой.

Основной целью  феминистской литературной критики  является переоценка классического  канона «больших» литературных текстов  с точки зрения 1) женского авторства, 2) женского чтения, а также 3) так  называемых женских стилей письма. В целом феминистская литературная критика философско-теоретически может быть ориентирована по-разному, но одно остается общим для всех ее разновидностей — это признание особого способа женского бытия в мире и соответствующих ему женских репрезентативных стратегий. Отсюда основное требование феминистской литературной критики о необходимости феминистского пересмотра традиционных взглядов на литературу и практики письма, а также тезис о необходимости создания социальной истории женской литературы [47, С. 215].

В феминистской критике языка просматриваются два течения: первое относится к исследованию языка с целью выявления асимметрий в системе языка, направленных против женщин. Эти асимметрии получили название языкового сексизма. Речь идет о патриархатных стереотипах, зафиксированных в языке и навязывающих его носителям определенную картину мира, в которой женщинам отводится второстепенная роль и приписываются в основном негативные качества. Исследуется, какие образы женщин фиксируются в языке, в каких семантических полях представлены женщины и какие коннотации сопутствуют этому представлению. Анализируется также языковой механизм "включенности" в грамматический мужской род: язык предпочитает мужские формы, если имеются в виду лица обоего пола. На взгляд представителей этого направления, механизм "включенности" способствует игнорированию женщин в картине мира [49, С. 317-323]. Исследования языка и гендерных асимметрий в нем основываются на гипотезе Сепира-Уорфа: язык не только продукт общества, но и средство формирования его мышления и ментальности. Это позволяет представителям феминистской критики языка утверждать, что все языки, функционирующие в патриархатных культурах, суть мужские языки и строятся на основе мужской картины мира. Исходя из этого, феминистская критика языка настаивает на переосмыслении и изменении языковых норм, считая сознательное нормирование языка и языковую политику целью своих исследований [44, 216-219].

Второе направление  феминистской критики языка —  исследование особенностей коммуникации в однополых и смешанных группах, в основе которого лежит предположение о том, что на базе патриархатных стереотипов, отраженных в языке, развиваются разные стратегии речевого поведения мужчин и женщин. Особое внимание уделяется выражению в речевых актах отношений власти и подчинения и связанным с ними коммуникативным неудачам (прерывание говорящего, невозможность завершить высказывание, утрату контроля над тематикой дискурса, молчание и др.) [51, C. 9-15].

Эффект действия феминистской литературной критики в литературной теории и культуре на исходе 20-го века был поистине ошеломляющ: обнаружено и изучено множество текстов женских авторов (в том числе второстепенных и забытых) не только в традициях ведущих литератур мира, но и в литературных традициях различных стран; феминистскому анализу подверглось значительное количество мужских и женских авторов классической литературы, начиная с античных времен и до наших дней; предложено множество новых интерпретаций классической литературной традиции; создан новый аппарат литературной теории, обогащенный аппаратом феминистской литературной критики, введены и используются новые стратегии анализа литературных текстов. Можно сказать, сегодня не существует практики чтения литературного или философского текста, которая бы не учитывала его возможную гендерную или феминистскую интерпретацию. И главное, создана новая обширная академическая дисциплина феминистская литературная критика, внутри которой производятся тексты, связанные с женским письмом, женским стилем или женским способом бытия [34, C. 290-294].

Развитие глобальных масс-медиа, в  особенности электронных, служит важным инструментом глобализации гендера. Они  обеспечивают циркуляцию стереотипизированных гендерных образов, наиболее приспособленных  к требованиям рынка. Но большую  роль, чем стандартизация культуры, играет длительный в историческом плане процесс  — экспорт институтов [38, C. 216]. Институты не только предлагают свои гендерные режимы и свои определения фемининности и маскулинности — они создают условия для специальных видов социальных практик и задают их паттерны.

 

 

 

 

 

1.3 Гендерные стереотипы  в средствах массовой информации 

 

 

Термин  стереотип был введен в 1922 американским социологом У. Липпманом для описания процесса формирования общественного мнения. С тех пор термин успешно применяется для характеристики любого устойчивого образа, который складывается в общественном или групповом сознании, использование которого во многом "облегчает" людям восприятие новой информации (Л.Г. Титаренко). Стереотип  — это суждение, в заостренно упрощающей и обобщающей форме, с эмоциональной окраской приписывающее определенному классу лиц некоторые свойства или, наоборот, отказывающее им в этих свойствах. Стереотипы рассматриваются как особые формы обработки информации, облегчающие ориентацию человека в мире. Признаки, содержащиеся в стереотипах, используются говорящими для оценки отнесенности предметов к тому или иному классу и приписывания им определенных характеристик. Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения»[10, 168].

Стереотипы имеют обобщающую функцию, состоящую в упорядочивании информации: аффективную функцию (противопоставление "своего" и "чужого"); социальную функцию (разграничение "внутригруппового" и "внегруппового"), что ведет к социальной категоризации и образованию структур, на которые люди ориентируются в обыденной жизни [16, С.189].

По образному выражению  М. Пикеринга, наиболее важная функция  стереотипа – четко определить, где проходит «изгородь» и кто  находится по ту сторону этой изгороди [56, C. 16]. Исследователи сходятся в определении стереотипизации как процесса приписывания индивидам характеристик на основании их групповой принадлежности, а стереотипов — как набора представлений о характеристиках (атрибутах) группы людей [25 C. 538]. Среди различных видов стереотипов стереотипы этнические (разделяемые схематизированные образы этнических групп) и гендерные (образы мужественности и женственности) занимают особое место по причине чрезвычайной значимости для человека его гендерной и национальной идентичности. Что касается гендерных стереотипов, следует учитывать и то, что представления о мужском и женском укоренены в каждой национальной культуре, следствием чего является восприятие различий полов как естественных и безупречно легитимных.

 Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины [38, С.216-217]. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: "… по своей природе, как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины" (Платон, "Республика").

В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные  стереотипы. Так, Аристотель в работе "О рождении животных" утверждал: "Женское и мужское начала принципиально  различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе - с духовным, с формой". Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское — восприемлющее; первое —  инициативно, второе — рецептивно, первое —  деятельное, второе  —  страдательное, первое — динамическое, второе  — статическое. Гендерные стереотипы являются частным случаем стереотипа и обнаруживают все его свойства. Гендерные стереотипы представляют собой культурно и социально обусловленные мнения о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке. Гендерная стереотипизация фиксируется в языке, тесно связана с выражением оценки и влияет на формирование ожиданий от представителей того или другого пола определенного типа поведения [17, C51-58]. Представления о мужественности и женственности и присущих им свойствах имеют место в каждой культуре, им отводится существенное пространство в обрядах, фольклоре, мифологическом сознании, "наивной картине мира". Вместе с тем, стереотипизация и ценностная шкала гендера не одинаковы в разных культурах. Также различаются социальные роли мужчин и женщин. Они, как правило, регламентированы; такая регламентация стереотипизируется, а затем функционирует в коллективном сознании по схеме "правильное/неправильное". Одним и тем же действиям человека в зависимости от его пола придается различное содержание в разных культурах; одно и то же содержание находит различное выражение в поступках. Стереотип выполняет роль программы поведения [5, C. 111].

Гендерный стериотип исторически  сформировался в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в социальной, экономической и политической жизни мужчине. Основной, ключевой принцип стереотипного изображения представителей мужского гендера — выделение его пола как важнейшей, ключевой социальной характеристики, как ведущего статусного показателя, определяющего доминирующее положение мужчин в системе властных отношений. Сама принадлежность к мужчинам делает любого представителя этой гендерной общности более высоко ценимым в общественном мнении,   нежели любого представителя противоположного гендера [1, C. 157].

Социокультурная обусловленность  пола, его ритуализация и институционализация делают правомерным изучение гендерных стереотипов и их отражения в языке. Каждому из полов в данной культуре приписывается ряд обязательных норм и оценок, регламентирующих гендерное поведение. Эта регламентация отражается в языке в виде устойчивых сочетаний, например: «Men are the stronger sex. Men should be bosses and women should work for them. A woman's place is in the home. It's a man's world». Язык, таким образом, является одним из важнейших источников знания о гендерной стереотипизации и ее изменении во времени, т. к. гендерные стереотипы могут быть "исчислены" на основании анализа структур языка  [18, С. 19].

В языке фиксируется весь инвентарь  гендерных стереотипов, однако частота  употребления их в речи неодинакова. Анализ коммуникации делает возможным определение наиболее частотных стереотипов. Многообразие гендерных стереотипов позволяет манипулировать ими. Особенно это касается систем коммуникации, направленных на коллективного адресата, в первую очередь — средств массовой информации. Анализ текстов, обращенных к коллективному адресату, и текстов различных ситуаций общения позволяет выяснить, какие гендерные стереотипы встречаются наиболее часто на данном историческом отрезке и как меняется их динамика в диахронии [17, С.51-58].

Мощнейшим фактором формирования общественного  сознания являются средства массовой коммуникации. Они закрепляют в общественном мнении определенные понятия и стереотипы. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток  информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений. Роль их в коммуникационных процессах вообще крайне велика: они закрепляют информацию об однородных явлениях, фактах, предметах, процессах, людях и т.д.; позволяют людям обмениваться информацией, понимать друг друга, участвовать в совместной деятельности, вырабатывать общие взгляды, одинаковую ценностную ориентацию, единое мировоззрение; ускоряют возникновение поведенческой реакции на основе, прежде всего эмоционального принятия или непринятия информации. Стереотип способствует созданию и сохранению положительного "Я-образа", защите групповых ценностей, объяснению социальных отношений, сохранению и трансляции культурно — исторического опыта. Гендерные стереотипы выполняют все выше названные функции, аккумулируя опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д. [30, C 225-229].

Информация о работе Отражение гендерных стереотипов (на материале американских изданий)