Отражение гендерных стереотипов (на материале американских изданий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:28, дипломная работа

Описание

В последние десятилетия ХХ века прослеживается интенсивное развитие гендерной лингвистики, в рамках которой рассматриваются такие вопросы, как отражение гендера в языке, а также речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин. Данные о языке, полученные гендерной лингвистикой — один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как продукта культуры и социальных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Основные понятия гендерной лингвистики 7
Понятие гендер 7
Маскулинность и фемининность 12
Андрогиния и её проявления 17
Роль и место феминистской идеологии в становлении
лнгвистических исследований гендера 19
Гендерные стереотипы в средствах массовой информации 23
Выводы по первой главе 28
Отражение гендерых стереотипов в прессе 30
Визуальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 30
Вербальная гендерно ориентированная информация
в периодических изданиях 35
Гендерные стереотипы в журнале “Cosmopolitan” 50
Гендерные стереотипы в журнале “GQ” 60
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” и газетах
“New York Times”, “USA Today” 69
Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People” 69
Гендерные стереотипы в газетах “New York Times”, “USA Today” 78
Выводы по второй главе 83
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложение 94

Работа состоит из  1 файл

Окончательный ВАРИАНТ.doc

— 922.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

КАФЕДРА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА и методики его преподавания

 

 

 

Отражение гендерных стереотипов в прессе

(на материале американских  изданий)

 

 

Выпускная квалификационная работа

(дипломная  работа)

 

                                                 Выполнила: студентка 5 курса

                                                  Овсянникова Ольга Сергеевна

                                                                                 Подпись:_________ 

                                       Научный руководитель:

                                                              доцент кафедры английского языка и    

                                              методики его преподавания

                                                     кандидат филологических наук,

                                                  Палаева Ирина Валентиновна                                                      

                                                                                         Подпись: _________

 

 

 

допущена к  защите «_____»___________200__г

Зав. кафедрой ____________________________

Защита состоялась «_____»____________200__г.

Оценка «________»

Председатель  ГАК: (подпись)________________

                               

                                              БЛАГОВЕЩЕНСК 2009

 

                                             СОДЕРЖАНИЕ   

              

 
 

ВВЕДЕНИЕ

 3

1

Основные понятия  гендерной лингвистики

 7

 1.1

Понятие гендер

 7

 1.1.2

Маскулинность и фемининность

12

 1.1.3

Андрогиния и её проявления

17

 1.2

Роль и место феминистской идеологии  в становлении 

лингвистических исследований гендера

19

 1.3

Гендерные стереотипы в средствах  массовой информации

23

 1.4

Выводы по первой главе

28

 2

Отражение гендерых стереотипов  в прессе

30

2.1

Визуальная гендерно ориентированная  информация

в периодических изданиях

30

2.2

Вербальная гендерно ориентированная  информация

в периодических изданиях

35

2.3

Гендерные стереотипы в журнале  “Cosmopolitan”

50

2.4

Гендерные стереотипы в журнале  “GQ” 

60

2.5

Гендерные стереотипы  в журналах “Blender”, “People” и газетах

“New York Times”, “USA Today”

 69

2.5.1

Гендерные стереотипы в журналах “Blender”, “People”

69

2.5.2

Гендерные стереотипы в газетах  “New York Times”, “USA Today”

78

2.6

Выводы по второй главе

83

 

 

Заключение

85

 

Список использованной литературы

88

 

Приложение

94


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

 

В последние десятилетия ХХ века прослеживается интенсивное развитие гендерной лингвистики, в рамках которой рассматриваются такие  вопросы, как отражение гендера в языке, а также речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин. Данные о языке, полученные гендерной лингвистикой  —  один из основных источников информации о характере и динамике конструирования гендера как продукта культуры и социальных отношений.

 В предлагаемой  дипломной работе вслед за  ведущими гендерологами отечественной  и зарубежной лингвистики (Ворониной  О. А.,  Горошко Е.И., Камерон  Д., Кирилиной А.В., Сорнякова С.С., Скотт Дж.) мы определяем гендер  как социокультурный пол. Под  социокультурным полом в настоящей работе понимается комплекс социальных и психических процессов, а также культурных установок, порожденных обществом и влияющих на поведение индивида (Кирилина, 1999).

Знания о людях, накопленные  как на основе личного опыта общения, так и по средством других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде социальных стереотипов. Они автоматизируют мышление человека, помогают без всяких затруднений давать оценку тем явлениям, которых касаются стереотипные суждения. Веками у людей складывались стереотипные представления о моделях поведения мужчины и женщины, на которые до сих пор ориентируются представители того или иного пола независимо от их индивидуальных особенностей и возраста.

 Сегодня средства массовой  коммуникации оказывают непосредственное влияние на формирование общественного мнения. Ценности и представления, касающиеся роли женщины и мужчины в обществе отражаются в потоках информации, транслируемых средствами массовой коммуникации. То, каким образом средства массовой коммуникации преподносят социальные роли мужчин и женщин, оказывает большое влияние на общественный статус индивидуума.

  В деятельности средств массовой  коммуникации для освещения гендерных  ролей широко используются гендерные  стереотипы, основанные на принятых в обществе представлениях о маскулинных и феминных чертах личности. Современные массовые коммуникации, отражая образ человека в прессе, Интернете, на радио и телевидении, способствуют формированию определенных поведенческих установок. Гендерный стереотип способен изменяться со временем вследствие изменения ролей женщины в обществе, но следует учитывать, что гендерные стереотипы, как и социальные, характеризуются устойчивостью и долговременностью существования в «массовом сознании». Средства массовой коммуникации играют большую роль в трансляции гендерных стереотипов. В связи с этим исследования средств массовой коммуникации как фактора воспроизведения и формирования гендерных стереотипов в сознании  приобретает в настоящее время особую актуальность.

Предметом настоящего исследования являются лексемы, вербализующие гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы в современной  американской прессе являются объектом исследования данной дипломной работы. В научной литературе существуют работы, в которых исследуются гендерные стереотип ( Воронина О.А., 2001; Кирилина А.В., 2001; Скорнякова С.С., 2004; Темкина А.А., 2002), однако системное изучение гендерных стереотипов, как мужчины, так и женщины в целом, насколько нам известно, до сих пор не было объектом специального лингвистического исследования.

Научная новизна предлагаемого исследования определяется его объектом и комплексным подходом к описанию всей гендерной системы стереотипов, формирующихся на страницах периодических изданий в США. Наравне с женскими стереотипами, в нашей работе уделяется внимание мужским стереотипам, а также определяется роль и место кризиса маскулинности в отражении мужского образа. 

Целью настоящего исследования является реконструкция системы гендерных стереотипов современного американского общества. В соответствии с поставленной целью формируются следующие задачи:

1.Сделать обзор теоретической литературы о гендерных исследованиях в лингвистике;

2. Провести отбор лексических элементов, вербализующих гендерные стереотипы в современных периодических изданиях США;  

3. Выделить универсальные и культурно специфические признаки гендерных стереотипов, а так же интерпретировать выделенные признаки в контексте современной культуры;

4. Произвести структурирование гендерных стереотипов;

5.Дать общую характеристику фемининных и маскулинных стереотипов в современном американском обществе.

Материалом для данного исследования послужили современные американские периодические издания. Все журналы и газеты можно условно разделить на три группы: женский журнал (“Cosmopolitan”, 2008); смешанные газеты и журналы (“People”, 2007“Blender”, 2008; “New York Times”, 2008; “USA Today”, 2008), мужской журнал (“GQ”, 2009,).

Отбор анализируемого лексического материала, в котором реализуются гендерные  стереотипы, осуществлялся по его гендерной ориентации (маркированности) методом сплошной выборки. Под гендерной маркированностью мы, вслед за Кирилиной А.В., понимаем указание на признак биологического пола в значении лексической единицы, т.е. на признак «лицо женского пола» или «лицо мужского пола», а не на «лицо вообще» (Кирилина А.В. 1999). Из указанных источников извлечено 2038 лексем, вербализующих гендерные стереотипы изучаемого периода. Совокупный объем рассмотренного материала составил  4716 страницы, 30 номеров периодических изданий.

 Для решения поставленных  задач в работе используются контекстуальный и качественно-количественный метод. Контекстуальный анализ заключается в исследовании анализируемых единиц в рамках необходимого и достаточного фрагмента текста, позволяющего извлечь дополнительные признаки исследуемых стереотипов. Качественно-количественные методики позволяют наглядно представить соотношение гендерных стереотипов в современном американском обществе.  

Теоретическая значимость дипломной работы заключается в дальнейшей разработке гендерного направления в лингвистике.  Изучение гендерных стереотипов на современном материале позволило убедиться в том, что гендерная проблематизация может быть использована в рамках различных культур, не зависимо от времени и места.

Практическая ценность работы заключается в использовании результатов исследования в спецкурсах по гендерным исследованиям, лингвостранаведению, для разработки учебных пособий по гендерной лингвистике, на практических занятиях по прессе.

Структура и объем  данной дипломной работы определяются поставленной целью и исследовательскими задачами. Объем дипломной работы составляет 118 страниц. Все дипломное исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной литературы, состоящего из 65 наименований. В текст работы включены таблицы.

В первой главе диплома, которая представляет собой теоретическое исследование вопроса, затрагиваются проблемы определения основных категории и понятиий в рамках гендерной лингвистики. Отдельным параграфом первой главы выделен вопрос о роли феминисткой критики языка в развитии гендерных исследований. Важное место в первой главе занимает теоретическое обоснование гендерных стереотипов в обществе, создающиеся средствами массовой информации. 

Во второй главе дипломного исследования  классифицируется гендерно ориентированная лексика, а также предпринимается попытка выделить  универсальные и культурно специфические признаки гендерных стереотипов. Производится интерпретация гендерных стереотипов в контексте современного американского общества.

В Заключении делаются выводы по полученным результатам и намечаются перспективы возможных дальнейших исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные понятия  гендерной лингвистики 

 

 

1.1 Понятие гендер

 

 

Гендерная лингвистика (лингвистическая гендерология) — научное направление в составе междисциплинарных гендерных исследований, при помощи лингвистического понятийного аппарата изучающее гендер (социокультурный пол, понимаемый как конвенциональный конструкт, относительно автономный от биологического пола) [11, C.381].

Становление и интенсивное развитие гендерной лингвистики приходится на последние десятилетия ХХ века, что связано с развитием постмодернистской  философии и сменой научной парадигмы в гуманитарных науках.

В самом общем плане гендерная  лингвистика изучает две группы вопросов:

1) отражение гендера в языке:  номинативную систему, лексикон, синтаксис, категорию рода и  ряд сходных объектов. Цель такого  подхода состоит в описании  и объяснении того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола, какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее распространены, какие лингвистические механизмы лежат в основе этого процесса.

2) речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин: исследуется, при помощи каких средств и в каких контекстах конструируется гендер, как влияют на этот процесс социальные факторы и коммуникативная среда (например, Интернет). В этой области до настоящего времени конкурируют теория социокультурного детерминизма (акцидентализма) и теория биодетерминизма(эссенциализма). Сторонники социобиологической концепции гендера рассматривают поведение женщин и мужчин, в частности коммуникативное, в зависимости от генетической предрасположенности и результатов эволюции; подчеркивают гипотезу значительных различий; используя данные нейрофизиологии, говорят о психофизиологических различиях, доказывая этим различия в строении и функциях отделов мозга, следовательно, в речевых процессах; называют гендерные различия половыми различиями. ) Биодетерминизм — принцип рассмотрения явлений, при котором определяющими для характеристик человека, в данном случае гендерных или половых, считаются биологические природные факторы. Впервые биодетерминизм возник в середине ХIX века в контексте учения Дарвина о естественном отборе, первоначально для объяснения своеобразия поведения живых систем, к которым впоследствии стали относить и человека [11, C.256].

Биодетерминисты утверждают, что между  представителями двух гендерных групп существует глобальные различия, как в физиологическом, так и в социальном плане. Сегодня социодетерминистский и биодетермйнйстский подходы оппонируют, и  ряд современных исследователей считают гендер «биологическим императивом» [36, C.35].

Информация о работе Отражение гендерных стереотипов (на материале американских изданий)