Новые инновационные технологии в обучении английскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение инновационных педагогических технологий в обучении английскому языку.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических аспектов использования инновационных педагогических технологий в процессе обучения иностранному языку;
- исследование способов внедрения новых информационных технологий в процессе изучения иностранных языков;
- экспериментальное подтверждение положительной динамики в обучении иностранных языков при использовании инновационных технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций
1.2 Инновационные образовательные учреждения
1.3 Технологии проектного обучения
1.4 Компьютерные технологии
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
3.1 Урок с использованием инноваций
3.2 Итоговый эксперимент
3.3 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 138.37 Кб (Скачать документ)

Мною, как преподавателем иностранного языка, была разработана  и апробирована целая серия модулей  по внедрению в курс английского  языка целого блока тем, направленных на гражданско-патриотическое воспитание школьников, так как этот аспект является крайне актуальным на сегодняшний  день и является наименее изученным.

Как показывает практика, именно незнание своей собственной истории, культуры и традиций, а не истории  страны изучаемого языка, вызывает значительные трудности при общении на языке.

Выполнение элементов  модульного блока осуществляется в  течение 45 минут после предварительного изучения или повторения основного  материала в рамках элективного  курса 1 раз в неделю со 2-го по 11-й  классы как на уроках, так и во внеурочное время.

Эффект применения инновационных  технологий с целью повышения  профессиональной направленности изучения иностранного языка в школе, как  показывает практика, наиболее заметен, когда они применяются в системе  занятий, обеспечивая овладение  целым комплексом умений, закладывая результативную базу для его эффективной профилизации в жизни.

Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов  обучения иностранному языку, направленных на более эффективное развитие личности и адаптацию (как социальную, так  и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества.

Многосторонний метод. Современный  многосторонний метод берет свое начало от так называемого “Кливлендского плана”, разработанного в 1920 году. Его основные принципы:

Иностранный язык не может  быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых.

Язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные языковые материалы.

Каждое занятие должно строиться вокруг единственного  фокуса, обучаемые на одном занятии  должны узнавать одну вычлененную единицу  содержания обучения. Грамматика, как  и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас.

Все четыре вида речевой  деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения. Учебный материал представлен длинными диалогами  с последующими упражнениями в вопросно-ответной форме. Как правило, тексты, предлагаемые для изучения данного метода, дают хорошее представление о культуре страны изучаемого языка. Однако роль преподавателя ограничивает возможность  творческого использования изученного материала обучаемыми в ситуациях непосредственного общения друг с другом. [14, с.28]

Метод полной физической реакции. Данный метод основан на двух основных предпосылках. Во-первых, на том, что  навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех остальных навыков, как это  происходит у маленьких детей.

Во-вторых, язык занятия обычно ограничивается понятиями, описывающими ситуацию “здесь и сейчас” и  легко объяснимыми примерами  на изучаемом языке. Обучаемые никогда  не должны подталкиваться к устной речи до того момента, пока они сами не почувствуют, что готовы к ней.

Метод не предназначен обучению чтению и письму, а также язык, в том объеме, который усваивается  при обучении этим методом, не является естественным языком повседневного  общения.

Естественный метод. Целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком. Педагог никогда не обращает внимания обучаемых на ошибки в речи, так как считается, что это может затормозить развитие речевых навыков. Ранний продуктивный период начинается с момента, когда пассивный словарь учащихся достигает около 500 словарных единиц.

С точки зрения педагогики, главными составляющими инновационного подхода к обучению являются деятельностный подход. В основе данного подхода лежит представление о том, что функционирование и развитие личности, а также межличностные отношения учеников опосредуются целями, содержанием и задачами социально значимой деятельности.

Активное обучение. Основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на организацию развития, самоорганизации, саморазвития личности. Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.

Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический. Все эти подходы обращены к личности ученика.

Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения начался не так давно.

Однако темпы его распространения  невероятно стремительны. Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ. [16, с.367]

Перспективы использования  Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:

Переписка с жителями англо-говорящих  стран посредством электронной  почты;

Участие в международных  Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;

Создание и размещение в сети сайтов и презентаций –  они могут создаваться совместно  преподавателем и обучаемым. Кроме  того, возможен обмен презентациями  между преподавателями из разных стран.

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку.

Однако надо отметить, что  информационные технологии, Интернет-технологии – это отнюдь не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности обучаемых в процессе изучения иностранного языка в познавательном процессе. Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, в том числе, безусловно, разнообразных медиаобразовательных технологий в обучающем процессе.

Языковой портфель как  одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе. Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих  материалов, которые представляют тот  или иной опыт/ результат учебной  деятельности учащегося по овладению  иностранным языком. Такой пакет/набор  материалов дает возможность ученику  и преподавателю по результату учебной  деятельности, представленному в  языковом портфеле, проанализировать и оценить объем учебной работы и спектр достижений обучаемого в  области изучения языка и иноязычной культуры. Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась в Швейцарии более 10 лет назад. В настоящее время при Совете Европы создан Аккредитационный комитет, куда направляются проекты языковых портфелей, проходящие в дальнейшем оценку и обсуждение, а также аккредитацию. Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными. По своей концептуальной сути языковой портфель является гибким учебным средством, которое может быть адаптировано практически к любой учебной ситуации. Одним из важных преимуществ языкового портфеля, по сравнению, в частности, с “разовыми” текстами, является возможность для ученика самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени. В определенной ситуации работу обучаемого с языковым портфелем можно соотнести с составлением своего личного (индивидуального) учебного средства. Это учебное средство создает ситуацию развития и обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса.

Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным  языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без  инновационной составляющей. В свете  современных требований к целям  обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.

1.2 Инновационные  образовательные учреждения

 

Модернизация системы  отечественного образования, определяющая интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющаяся условием ее процветания и развития, требует от каждого образовательного учреждения поисков путей и механизмов постоянного обновления, повышения эффективности деятельности и улучшения качества образования и воспитания. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений.

Инновационная деятельность для образовательного учреждения заключается  в разработке и апробации второй Программы развития школы по теме “Школа личностного роста”. Создание программы развития школы до 2013 года и её защита, дало возможность в 2008-2009 годах нашему учреждению получить муниципальный  грант в рамках конкурса лучших образовательных  учреждений (в размере 1 млн.)

Целью деятельности школы, согласно Программе развития, является создание условий в образовательном пространстве школы для личностного роста  обучающихся, их жизнеспособности в  гармоничном взаимодействии с окружающей природой, социумом, развития способности  к активному проявлению субъектной позиции.

Для решения задач программы  образовательное учреждение работает по проблеме ОС “Школа-2100”. В основу образовательной системы “Школа-2100”  положена концепция “Педагогика  здравого смысла” (А.А. Леонтьев).

Система «Школа-2100» в инновационных  образовательных учреждениях направлена на формирование учебно-познавательной деятельности ребенка.

Через деятельность и в  процессе деятельности человек становиться  самим собой. Сознание и общение не только неразрывны с деятельностью, они ею определяются. Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.

Сегодня все основные государственные  документы подчеркивают в качестве приоритетов российского образования  его развивающий характер и личностную ориентацию. Сегодня мы на государственном уровне отказались от репродуктивной парадигмы «Запомни и повтори».

Что же такое личностно-ориентированное  образование? Это система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание  личностных качеств каждого ребенка. При этом, учебный материал выступает  уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия  для полноценного проявления и развития личностных качеств.

Как отличить учебник, написанный в рамках личностного подхода? Большая  часть деятельности, предлагаемой учебником, должна быть развивающей, иметь мотивацию, носить функциональный и коммуникативный  характер. Материал должен подаваться проблемно для организации мыслительной деятельности. [27, с.145]

Уже на раннем этапе обучения важно научить ребенка группировать и классифицировать информацию. Большая  часть учебников в Образовательной  системе «Школа-2100» интегративные («Окружающий мир» Вахрушева, «Прекрасное рядом с тобой» Куревиной) или содержат элементы интеграции («Русский язык» Бунеев, Бунеева, «Мои волшебные палочки»).

Учитель в Образовательной  системе «Школа-2100» почитает действовать  творчески, а не по шаблону, он умеет  слушать и слышать собственных  учеников, сотрудничать с ним на уроке. В школе создана творческая лаборатория, которая является центром  для учителей города, работающих по системе «Школа-2100».

Заседания лаборатории проходят активно, с творческим запалом. Идет обмен опытом, обмен мнениями, поиск  оптимальных решений.

На основе многолетних  отечественных исследований в двух самостоятельных областях, проблемным обучении (Ильницкая, Кудрявцев, Махмутов) и психологии творчества (Брушлинский, Матюшкин, Шумилин) разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия знаний». Эта технология реализуется в образовательной системе «Школа-2100».

 

Классификация методов обучения при проблемном обучении такова.

Методы

Проблемные

Традиционные

Классические

Сокращенные

 

 

Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

Классическая группа обеспечивает на уроке подлинно творческую деятельность. Ее осуществляют либо учитель, либо ученик сам, либо они вместе. Но проблемный монолог ученика – редкий случай. Поэтому из классических методов  наиболее эффективен побуждающий диалог, который развивает речь и творческие способности учащихся.

Информация о работе Новые инновационные технологии в обучении английскому языку