Концепт солдат на основе САЭ среди мужчин 40-50 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить особенности концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
обобщить понимание термина "солдат" в современной лингвистике;
сделать обзор современной лингвистической литературы по вопросу исслед

Содержание

Введение …………………………………………………………………....….3
Глава I. Концепт так базовое понятие когнитивной лингвистики
Толкование понятия концепт в когнитивной лингвистике…………...5
Структура концепта……………………………………………….….10
Ассоциативный эксперимент как метод анализа концепта…….….14
Значение результатов ассоциативного эксперимента……………....17
Выводы по главе I………………………………………………….….….…..19
Глава II. Концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере
2.1. Репрезентация концепта СОЛДАТ в русской концептосфере…….21
Проведение ассоциативного эксперимента………………………....22
2.3. Ядро концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере……..23
Выводы по главе II ……………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая - копия.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

Факультет иностранных языков  
 

Концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере (на основе САЭ среди мужчин  40-50 лет) 

                                                                  Курсовая работа

                                                                                     Выполнила:

                                                                                     студентка группы 2322

                                                              

                                                                             Научный руководитель: 
 
 

                                           

                                        
 
 
 
 
 

Казань 2011             
 

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………....….3                                                                                                     

Глава I. Концепт так базовое понятие когнитивной лингвистики

    1. Толкование понятия концепт в когнитивной лингвистике…………...5
    2. Структура концепта……………………………………………….….10
    3. Ассоциативный эксперимент как метод анализа концепта…….….14
    4. Значение результатов ассоциативного эксперимента……………....17

Выводы  по главе I………………………………………………….….….…..19

Глава II. Концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере

2.1.    Репрезентация концепта СОЛДАТ в русской  концептосфере…….21

    1. Проведение ассоциативного эксперимента………………………....22

2.3.  Ядро концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере……..23

Выводы  по главе  II ……………………………………………………...….24

Заключение  …………………………………………………………..……...26

Литература  ……………………………………………………………...…...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Исследование  концептов – актуальное направление современной лингвистики, поскольку именно данный ракурс позволяет рассматривать слово в контексте культуры, познания и коммуникации. Сегодня в лингвистике рассматривается широкий круг концептов. Однако исследование концепта СОЛДАТ является интересным и актуальным в силу того, что позволяет обратиться к национально и культурноспецифичным аспектам картины мира определённого народа, отражаемым языком.

     Цель работы: выявить особенности концепта СОЛДАТ в русской мужской концептосфере.

     Поставленная  цель предусматривает решение следующих задач:

  1. обобщить понимание термина "солдат" в современной лингвистике;
  2. сделать обзор современной лингвистической литературы по вопросу исследования концептов;
  3. синтезировать базовый слой концепта СОЛДАТ.

     Материалом исследования послужили словарные статьи и данные, полученные в результате свободного ассоциативного эксперимента.

     Теоретической базой данного исследования являются работы таких ученых, как А. Вежбицкой, С.А. Аскольдова, Д.С. Лихачева, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова, Н. Ю. Шведовой, В. А. Масловой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, В.В. Колесова, и др. 

     Методы  исследования:

     методика  ассоциативного эксперимента, методика анкетирования, методика концептуального анализа.

     Объект  исследования: концепт СОЛДАТ в языковом сознании носителей русской лингвокультуры.  

     Предмета исследования -

     понятийные, образные и ценностные характеристики. языковые средства, репрезентирующие концепт СОЛДАТ в русской мужской концептосфере. 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Концепт как базовое понятие когнитивной лингвистики

    1. Толкование понятия концепт в когнитивной лингвистике
 

      Всю познавательную деятельность человека (когницию) можно рассматривать как  развивающую умение ориентироваться в мире, а эта деятельность сопряжена с необходимостью отождествлять и различать объекты: концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Следовательно, формирование концептов связано с познанием мира, с формированием представлений о нём.

      К концу XX века лингвисты поняли, что  носитель языка - это носитель определенных концептуальных систем. Концепты суть ментальные сущности. В каждом концепте сведены воедино принципиально  важные для человека знания о мире и вместе с тем отброшены несущественные представления. Система концептов образует картину мира (мировидение, мировосприятие), в которой отражается понимание человеком реальности, ее особый концептуальный "рисунок", на основе которого человек мыслит мир. Экспликация процесса концептуализации и содержания концепта доступна только лингвисту, который сам является носителем данного языка. Таким образом, на рубеже тысячелетий на первый план в лингвистике выходит проблема ментального, ибо концепты - ментальные сущности.

[ Лихачев  1997: 35].

      Термин  концепт в лингвистике и старый и новый одновременно. С.А. Аскольдов-Алексеев еще в 1928 г. опубликовал статью "Концепт  и слово", но до середины XX века понятие "концепт" не воспринималось как  термин в научной литературе.

      Сейчас  в лингвистической науке можно обозначить три основных подхода к пониманию концепта, базирующихся на общем положении: концепт - это то, что называет содержание понятия, синоним смысла.

      Первый  подход, представителем которого является Ю.С. Степанов, при рассмотрении концепта большее внимание уделяет культурологическому аспекту, когда вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними [Степанов 2000: 50]. Следовательно, концепт - это основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Они занимают ядерное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование становится чрезвычайно актуальным.

      Второй  подход привлечение в когнитивную  лингвистику (Н.Д. Арутюнова и ее школа, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев и др.) семантики языкового знака представляет единственным средством формирования содержания концепта.

      Сторонниками  третьего подхода являются Д.С. Лихачев, Е.С. Кубрякова и др., которые считают, что концепт не непосредственно  возникает из значения слова, а является результатом столкновения значения слова с личным и народным опытом человека, т.е. концепт является посредником между словами и действительностью [Кубрякова 1997: 38].

      Концепт, согласно Е.С. Кубряковой, - это оперативная  содержательная единица памяти ментального  лексикона, концептуальной системы мозга (lingva mentalis), всей картины мира, отраженной в человеческой психике. При анализе концепта она считает оправданным использование в когнитивной лингвистике понятий фона и фигуры, которые применяются в психологии при описании сенсорно-перцептивных процессов.

      По  мнению Кубряковой, если язык отражает особое видение мира, то и отражение  в нем позиции наблюдателя (или  сознательное абстрагирование от нее) соответствует общей субъективности запечатленных и закрепленных в  языке концептов. Вместе с тем синонимия - явление кажущееся, ибо за каждой альтернативной лексемой стоит индивидуальная концептуальная структура [Кубрякова 1997: 60].

      Определение значения через концептуальные структуры  является, по мнению Е.С. Кубряковой, новым  подходом к связыванию значения и знания.

Интересная  теория концепта предложена Ю.Д. Апресяном, она основывается на следующих положениях:

1) каждый  естественный язык отражает определенный  способ восприятия и организации  мира; выражаемые в нем значения  складываются в некую единую систему взглядов; своего рода коллективную философию, которая навязывается языком всем носителям;

2) свойственный  языку способ концептуализации  мира отчасти универсален, отчасти  национально специфичен;

3) взгляд  на мир (способ концептуализации) "наивен" в том смысле, что он отличается от научной картины мира, но это не примитивные представления.

      Общим, для этих подходов является утверждение  неоспоримой связи языка и  культуры; расхождение обусловлено  разным видением роли языка в формировании концепта. Объекты мира становятся "культурными объекта - ми" лишь тогда, когда представления о них структурируются этноязыковым мышлением в виде определенных "квантов" знания КОНЦЕПТОВ.

      Этот  термин до сих пор не имеет единого  определения, хотя он прочно утвердился в современной лингвистике.

концепт - оперативная содержательная единица  памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины  мира, отраженной в человеческой психике; [Зимняя 1991: 69].

      Концепт - культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму, единица коллективного знания, имеющая языковое выражение и отмеченная этнокультурной спецификой.

      Таким образом, понятие концепта пришло из философии и логики, но в последние 15 лет оно переживает период актуализации и переосмысления. Разные определения концепта позволяют выделить его следующие инвариантные признаки:

это минимальная  единица человеческого опыта в его идеальном представлении, вербализующаяся с помощью слова и имеющая полевую структуру;

- это основные единицы обработки, хранения и передачи знаний;

- концепт имеет подвижные границы и конкретные функции;

- концепт социален, его ассоциативное поле обусловливает его прагматику;

- это основная ячейка культуры.

      Следовательно, концепты представляют мир в сознании человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка  кодируют в слове содержание этой системы.

      Следовательно, концепт многомерен, в нем можно выделить как рациональное, так и эмоциональное, как абстрактное, так и конкретное, как универсальное, так этническое, как общенациональное, так и индивидуально-личностное.

      Концепты  в сознании человека возникают в  результате деятельности, опытного постижения мира, социализации, а точнее, складываются из:

а) его  непосредственного чувственного опыта - восприятия мира органами чувств;

б) предметной деятельности человека;

в) мыслительных операций с уже существующими  в его сознании концептами;

г) из языкового знания (концепт может быть сообщен, разъяснен человеку в языковой форме);

д) путем  сознательного познания языковых единиц [Попова 2002: 29].

Информация о работе Концепт солдат на основе САЭ среди мужчин 40-50 лет