Гендерные стереотипы в западных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации, их функционирование в парадигме современного социума.
.
Для раскрытия темы выделяем основные задачи:
Изучить теоретическую литературу по предложенной проблематике.
Определить роль СМИ в жизни современного общества.
Определить понятие «гендер».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Стереотипы в СМИ о роли мужчины и женщины в обществе………5
1.1. Определение и виды СМИ. Их роль в формировании общественного мнения……………………………………...............................................................5
1.2. Определение понятия «гендер» и его роль в жизни общества ……………
1.3. Историческое развитие гендерных стереотипов в обществе под влиянием СМИ………………………………………………………………………………..
1.4. Гендерные стереотипы в современных СМИ……………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………………..
Глава 2. Гендерные стереотипы в разных видах СМИ………………………
2.1. Гендерный стереотипы в женских журналах (на примере журнала «Cosmopolitan»…………………………………………………………………….
2.2 Гендерные стереотипы в прессе (на примере статьи Холи Брюер «List of Gender Stereotypes»………………………………………………………………..
2.3 Гендерные стереотипы в радиопередачах (на примере одного из выпусков «VOA – Voice of America»………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

готовое.doc

— 738.50 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО 

«Кемеровский  государственный университет»

 

Факультет Романо-германской филологии 

 

Кафедра теории и практики перевода

 

 

 

 

 

 

 

Карагодина  Алиса Константиновна

 

 

 

Гендерные стереотипы в  западных СМИ

(курсовая работа)

 

 

 

                                                                    Научный руководитель:

                                                              к.ф.н.  Биякова С. В.

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Стереотипы в СМИ о роли мужчины и женщины в обществе………5

1.1. Определение и виды СМИ. Их роль в формировании общественного мнения……………………………………...............................................................5

1.2. Определение понятия «гендер» и его роль в жизни общества ……………

1.3. Историческое развитие гендерных стереотипов в обществе под влиянием СМИ………………………………………………………………………………..

1.4. Гендерные стереотипы в современных СМИ……………………………….

Выводы по первой главе…………………………………………………………..

Глава 2. Гендерные стереотипы в разных видах СМИ………………………

2.1. Гендерный стереотипы в женских журналах (на примере журнала «Cosmopolitan»…………………………………………………………………….

2.2 Гендерные стереотипы в прессе (на примере статьи Холи Брюер «List of Gender Stereotypes»………………………………………………………………..

2.3 Гендерные стереотипы в радиопередачах (на примере одного из выпусков «VOA – Voice of America»………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Существование СМИ невозможно без стереотипов. С появления первой газеты до создания глобальной системы массовых коммуникаций устойчивые представления о добре и зле, героизме и подлости, спасителе человечества и "враге народов" и т.д. являлись не только непременным атрибутом каждого адресованного широкой аудитории сообщения, но непосредственно самим строительным материалом любой публикации, радиопрограммы или телепередачи.

Стереотипы  имеют свойство меняться во времени, отражать политические интересы и идеологию  государств, национальных или международных  группировок и партий, а также  представления обыденного сознания, свойственные эпохе. Отражают они и настроения, взгляды и предрассудки самого носителя информации-журналиста.

Справедливо заметить, что в наше время, современное общество отходит от стереотипа женщина – дом – быт, карьера выдвигается на первые позиции и для «слабого» пола, меняются потребности женщин: они хотят постоянно узнавать что-то новое, общаться с интересными людьми, переживать новые чувства, переносить свои мысли на бумагу, а самое главное — появляется желание быть услышанной.

Актуальность исследования обусловливается тем, что на современном этапе развития общества гендерные стереотипы, транслируемые СМИ, оказывают огромное влияние на социальное позиционирование женщин и мужчин, находящихся в одной социальной парадигме.

Объектом исследования являются СМИ.

Предметом исследования являются гендерные стереотипы, транслируемые журналами, теле- и радиопередачами.

Целью исследования является изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации, их функционирование в парадигме современного социума.

.

Для раскрытия темы выделяем основные задачи:

  1. Изучить теоретическую литературу по предложенной проблематике.
  2. Определить роль СМИ в жизни современного общества.
  3. Определить понятие «гендер».
  4. Проанализировать журналы, теле- и радиопередачи на предмет воспроизводимых ими гендерных стереотипов.

 

Методы исследования

В качестве основного метода исследования используется метод научного описания, включающий приемы наблюдения, обобщения, интерпретации, классификации и систематизации основного материала.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним и заключения.

 

Со  временем, стремление женщин быть самостоятельными личностями, было понято, и главное  поддержано. Поддержано главным образом  СМИ, которые стали издавать соответствующие  периодические издании, телевизионные  передачи не только о хозяйстве, доме, огороде и детях, но и направленные на создание образа не женщины-хозяйки, а женщины-обольстительницы. Той женщины, которая с гордостью может выйти в люди – красивая, ухоженная, модная.

 

 

 

Глава 1. Стереотипы в СМИ о роли мужчины и женщины в обществе

 

1.1. Определение  и виды СМИ. Их роль в формировании  общественного мнения

Уже около столетия ведущие умы мира интересуются проблемой роли средств  массовой информации. Идея массовой манипуляции  аудиторией стала возможной еще  в начале ХХ века, когда массовые средства передачи информации окончательно сложились.

В жизни современного общества роль СМИ  переоценить трудно, так как какую-либо сферу нашей жизни невозможно представить без них. Печатные и  электронные СМИ давно являются важной частью духовной жизни общества.

Будучи  динамичным по своей сути, язык средств  массовой информации наиболее быстро реагирует на все изменения в  общественном сознании, отражая состояние  последнего и влияя на его формирование. Именно в языке средств массовой информации легко увидеть те новые тенденции в подходах к изучению языка, которые прослеживаются в современной лингвистике [Александрова, 2003]. Необходимо отметить, что устная речь дает возможность использовать большее количество средств воздействия. Володина М. Н. (д.ф.н., профессор, МГУ) относит к общим чертам, характерным для языка массовой коммуникации в современном обществе следующие качества:

    1. количественное и качественное усложнение конкретных сфер речевой коммуникации (устная публичная речь, газетно-публицистический стиль, специфика языка радио, телевидения, Интернета);
    2. социокультурное разнообразие норм речевого поведения отдельных групп, свойственное современной речевой коммуникации, которое находит отражение в языковой действительности масс-медиа;
    3. демократизацию публицистического стиля и расширение нормативных границ языка СМИ;
    4. «американизацию» языка массовой коммуникации;
    5. Следование речевой моде;
    6. Сознательный отход от литературно-языковой нормы.

 

Прежде  чем говорить о половых стереотипах, распространенных в сфере СМИ, необходимо определить, что это такое и какие их виды существуют.

Средства  массовой информации (СМИ) – к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, а также теле- и радиовещание, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами. В законодательстве большинства стран к СМИ пока не относятся субъекты распространения информации через глобальную сеть Интернет [Князев, 2002].

Что касается видов СМИ, то есть несколько  классификаций: в зависимости от формы собственности (государственные, корпоративные и частные), от охвата распространения (региональные и местные), от периодичности, от стиля и жанра и способа передачи. Необходимо отметить, что, относя Интернет к средствам массовой информации, следует помнить, что это не совсем так, ввиду того, что только электронные версии газет и журналов, размещенные в нем, попадают под эту категорию. В данный момент СМИ представлены четырьмя направлениями – печать, радио, телевидение и Интернет.

Печатные  издания: информация предоставляется в виде текста, графических изображений, рисунков и т.д. и может восприниматься без специальных средств. Основные качества – доступность и избирательность.

Радиовещание: информация передается с помощью  звука, поэтому оперативность (в отличии от печатных изделий) достаточно высокая. Но здесь имеет место быть отсутствие избирательности.

Телевидение: информация подается одновременно аудио  и видео способом. Высокая оперативность  – главное достоинство телевидения. 

Интернет: такой вид информации является «сборником» трех предыдущих. Подаваться может и в видео и аудио варианте.

В данной работе мы собираемся изучать  такие виды СМИ, как пресса (журналы, Интернет-статьи), радио (новости), телевидение (новости). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Определение понятия «гендер» и его роль в жизни общества

Гендер  – это социальный пол, определяющая поведение человека в обществе и  то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое  определяет отношение с другими  людьми: друзьями, коллегами, родителями, случайными прохожим и т.д. [Дугин, 2010].

В психологии и сексологии понятие  «гендер» употребляется в более  широком смысле, подразумевая любые  психические или поведенческие  свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительное отличающие мужчин от женщин [Потапов, 2002].

Проблема  оценки различия между полами (определенных категориями мужчины и женщины) возникает тогда, когда одному из данных полов отводится ведущая роль в социальных процессах и иных сферах жизни. В большинстве случаев, когда исследователи говорят о различии между полами в рамках зарубежных гендерных теорий, употребляя термин «гендер», они говорят о том, как именно женщины отличаются от мужчин [Фомин, 2003].

Учитывая  название данной работы, необходимо также раскрыть роль гендера в современной жизни. Для этого необходимо коснуться термина «гендерные стандарты». Гендерные стандарты - одна из основ современной цивилизации. Неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно "навязываются", а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину. Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек - как женщин. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу "женских дел" и домашних обязанностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит [Козлов, 2010].

1.3. Историческое  развитие гендерных стереотипов  в обществе под влиянием СМИ

Средства  массовой информации (СМИ) занимают далеко не последнее место в нашей  жизни и оказывают значительное влияние на общество. Они являются  одним из важнейших институтов современного общества. Выполняют много функций: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Соответственно, они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.

Возможности СМИ настолько велики и многогранны, что они не могут не вызывать к  себе интереса. На сегодняшний день трудно представить существование общества без средств массовой информации. Они играют настолько значительную роль, что иногда ее называют «четвертой властью».

Существование СМИ невозможно без стереотипов. С появлением первой газеты до создания глобальной системы массовых коммуникаций устойчивые представления о добре и зле, героизме и подлости, спасителе человечества и враге народа всегда были строительным материалом любой публикации, радиопрограмме или телепередаче. Стереотипы имеют свойство меняться со временем, отражать как политические интересы, так и представления обыденного сознания, свойственные данной эпохе. Также они отражают настроения, взгляды, предрассудки самого автора (носителя информации). Любое сообщение отражает состояние общественного сознания и идеологии, постоянно создает общественное мнение. Предлагает ролевые модели, образ мыслей и отношение к действительности. «Газета – это коллективный пропагандист, агитатор и организатор» как сказал В.И.Ленин в газете «Трудовая Россия» – эти слова в значительной степени отражают состояние всех современных СМИ всего мира: «The New York Times», «Асахи», «Всеукраинские ведомости», «Независимая газета», радио Ямайки, агенство «Рейтер», информационные сайты Интернета.

Гендерные стереотипы в СМИ возникли очень давно с самими СМИ – они отражали гендерные различия в существующем тогда обществе, закрепляли традиционные гендерные роли. Необходимо отметить, что средства массовой информации, так или иначе пересекаясь с литературой, воспроизводили образы мужчин и женщин, созданные писателями разных стран и народов, развивали их, превращали в клише. Обращаясь к творениям русских писателей, можно найти живой тому пример – «тургеневские» девушки, Чичиковы, Обломовы, которые уже более ста лет существуют в прессе. Гендерные представления конца прошлого века отражали общественную дискуссию об эмансипации женщины, о женском образовании и общественной деятельности, разделяя общество на два лагеря – сторонников и противников изменения традиционного места женщины в обществе.

Информация о работе Гендерные стереотипы в западных СМИ