Гендерные стереотипы в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:22, реферат

Описание

Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга, что им мешает понять друг друга, как это можно изменить?

Содержание

Введение...................................................................................................................2
1.Гендерные стереотипы………………………………………………………….3
1.1. Отличия гендерных стереотипов от социальных норм……………………3
1.2 Роль гендерных стереотипов в формировании мировоззрения…………....4
2. Влияние гендерных стереотипов на семейную жизнь…………………........6
2.1. Традиционная семья и роль домашнего труда в ней…………………….6
2.2. Негативное влияние гендерных стереотипов на современную семью…..7
3. Ложные представления о гендере и способы их ликвидации……………..13
Заключение............................................................................................................15
Список использованной литературы…………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Реферат Гендерные стереотипы в семье.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева

Музыкально-педагогический факультет

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: «Гендерные стереотипы и семья»

 

 

Выполнила: Бурик Н.А.

студентка 3 курса,

группы зПС-в-09

 

Проверила: преподаватель кафедры

педагогики и психологии

Гончарова Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск, 2012

Содержание:

Содержание..............................................................................................................1

Введение...................................................................................................................2

1.Гендерные стереотипы………………………………………………………….3

1.1. Отличия гендерных стереотипов от социальных норм……………………3

1.2 Роль гендерных стереотипов в формировании мировоззрения…………....4

2. Влияние гендерных стереотипов на семейную жизнь…………………........6

2.1. Традиционная семья и роль домашнего труда   в ней…………………….6

2.2. Негативное влияние гендерных стереотипов на современную семью…..7

3. Ложные представления о гендере и способы их ликвидации……………..13

Заключение............................................................................................................15

Список использованной литературы…………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Введение

Мы окружены культурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаю немного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины так отличны друг от друга, что им мешает  понять друг друга, как это можно  изменить?


1. Гендерные стереотипы

1.1. Отличия гендерных стереотипов от социальных норм

Социальные нормы – это основные правила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальных психологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах и хромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом. Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждому из полов, называются половыми или гендерными ролями. Часть этих социальных норм внедряется в сознание  через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения.

Гендернные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давление вынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действие нормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить, когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся под влиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычно занимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные отличия считаются природными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем им.

Подчинение гендерным нормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость), либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация), либо может определятся желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель (идентификацию). Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированными у тех, кто имел опыт критического переживания гендерной социализации, когда любое отклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальные последствия.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины ведут себя по-разному, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами. Часть взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную индетификацию, регулярно упоминая пол ребенка. К 7 годам дети достигают гендерной константности, понимая, что гендер постоянен и изменить его невозможно. У ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Таким дефференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины этого избегают.

Стереотипные гендерные атрибуты считаются «истинными» не только потому, что их воспринимают как внутренние диспозиции, но так же потому, что общество пришло к единодушному мнению об истинности этих стереотипов. Поведение, в котором присутствуют все черты, в том числе и гендерные стереотипы, всегда производится с помощью умозаключений. Когда факты неоднозначны, «истина» определяется путем социального консенсуса. Таким образом, консенсус одновременно определяет и подтверждает мнения индивидуумов.

Гендерные стереотипы приняты всеми членами общества, потому что, несмотря на то, что на уровне сознания мы от них отказываемся, мы по прежнему поступаем в соответствии с ними и видим, как другие люди делают тоже самое в повседневной жизни, в которой мужчинам и женщинам отводятся неравные роли и статус. Точно также гендерные стереотипы тиражируются в средствах массовой информации, и ложные представления все же проникают в наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. В результате считается, что мужчины и женщины обладают стереотипными чертами. Даже когда объективные факты идут в разрез с общепринятым мнением, мы по-прежнему считаем его правильным.

Поскольку консенсус определяет «истину», то он также трансформирует гендерные стереотипы, превращая их из гипотетических фактов в ценности. Поскольку не существует объективного критерия, который позволил бы определить, что такое на самом деле «истинная фемининная личность», то если все согласятся с тем, что женщины эмоциональны, несамостоятельны и заботливы, эмоциональность, несамостоятельность и заботливость станут признаками «истинной фемининности». В результате эти черты становятся нормативными и ценимыми качествами женщин, поскольку их демонстрация одновременно определяет и подтверждает «истинную фемининность». Консенсус приобретает ценность, потому что он служит критерием истинны и валидности. Точно также общее для всех наблюдение, согласно которому должности начальников всегда занимали мужчины, способствует созданию нормы, предписывающей, что начальниками должны быть мужчины. «Наличное» становится «должным», описания превращаются в предписания.

1.2. Роль гендерных стереотипов в формировании мировоззрения

Стереотипы становятся если не явными, то косвенными ценностями, поэтому мужчины и женщины стараются культивировать в себе стереотипные черты. Эти давления, подталкивающие к желательному поведению, подкрепляются еще и давлением неравного статуса мужчин и женщин и давлением ожиданий наблюдателей. В действительности люди стараются поддерживать такой образ «Я», чтобы он был социально желательным и в тоже время соответствовал их мнениям о самих себе. Несмотря на то, что указанные мотивы могут вступать в конфликт, они совместно способствуют гендерно-стереотипному поведению, таким образом, создавая еще одно доказательство «истинности» стереотипов и еще одно самоисполняющееся пророчество. Поскольку стереотипы являются ценностями, то как мужчины, так и женщины ведут себя на людях более стереотипно, чем без свидетелей. Проблема, создаваемая стереотипами и самоисполняющимися пророчествами, состоит в том, что они заставляют нас верить в стереотипные мнения даже тогда, когда стереотипные черты на самом деле не существуют. Перцепции и действия людей обусловлены их осведомленностью о социальных ожиданиях и практиках, которые в тоже время определяются их поведением.

С социально-психологической точки зрения гендерные представления и поведение можно понимать как всеобъемлющее самоисполняющееся пророчество, состоящее из набора связанных между собой и взаимно подкрепляющих друг друга частных самоисполняющихся пророчеств. Гендерные стереотипы действуют как неосознаваемые ожидания или пророчества. В качестве их исполнения или подтверждения выступают результаты процессов восприятия, поведение или их последствия. В самом широком смысле гендерные стереотипы, действующие как неявные ожидания, искажают восприятие и приводят к предвзятому отношению к мужчинам и женщинам, а результаты необъективного восприятия и отношения – половые различия в поведении и достижениях – затем якобы подтверждают изначальную правильность стереотипов.

Невзирая на то что, на осознаваемом уровне мы верим в равенство полов, традиционные стереотипы в закодированной форме сохраняются в информационных структурах или схемах, которые не осознаются нами и автоматически управляют восприятием, интерпретациями, суждениями, воспоминаниями и отношением к мужчинам и женщинам. Согласно стереотипам мужчины описываются компетентные и обладающие качествами, необходимыми для того, чтобы стоять у власти, а женщины – как чувствительные и отзывчивые; считается также, что представителям каждого пола недостает качеств, типичных для представителей противоположного пола. Мы склонны замечать и запоминать ту информацию и делать такие выводы, которые согласуются с нашими схемами; мы считаем такую информацию более актуальной, ценной и заслуживающей большего доверия; кроме того, мы считаем, что она отражает диспозиции. Мы часто не умеем отличить суждения от реальных фактов. Результатом такой предвзятости и в пользу информации, соответствующей нашим схемам, являются самоисполняющиеся пророчества.

Во-первых, мы «видим», будто мужчины и женщины обладают стереотипными чертами, независимо от реального положения вещей, и, таким образом, ошибочно мысленно «подтверждаем» стереотипные пророчества. Во-вторых, мы относимся к мужчинам и женщинам так, будто бы им свойственны стереотипные черты. Поскольку действователи склонны вести себя так, чтобы соответствовать ожиданиям наблюдателей, то их поведение на самом деле служит подтверждением пророчеств, и в стереотипах появляется крупица истинны. В-третьих, стереотипы заставляют нас предпочитать мужчин в качестве руководителей и ожидать, что женщины будут иметь подчиненный статус. В результате поведение, необходимое для исполнения руководящей роли, кажется типично маскулинным, а поведение, необходимое в подчиненном положении, - фемининным. Традиционные гендерные стереотипы фактически являются характеристиками статуса. Поскольку мужчины и женщины до сих пор имеют неравный статус, все мы в наших социальных взаимодействиях поступаем в соответствии со стереотипами и каждый день видим, как другие тоже следуют им. Такое поведение и такие наблюдения являются главным подтверждением стереотипных пророчеств. Стереотипы отражают различия в статусе и в тоже время способствуют их сохранению.

Кроме того, когнитивной системе человека присущи три недостатка, из-за которых результаты наблюдений за поведением превращаются в неявные стереотипные представления. Совершая фундаментальную ошибку атрибуции, мы считаем, что мужчинам свойственно поведение, типичное для ролей высокого статуса, а подчиненное поведение свойственно женщинам. Дифференцированные ожидания, представления, роли и являющиеся их следствием поведение принимаются всем обществом, которое определяет их как правильное, и в дальнейшем придает им ценность. Вследствие этого, во-первых, мужчины и женщины стараются демонстрировать «желательные» качества. Во-вторых, люди, не соответствующие стереотипам, не нравятся окружающим, что порождает дилемму, с которой сталкиваются женщины профессионалы и женщины, занимающие руководящие должности. И то и другое способствует тому, что в стереотипах появляется еще одна крупица истины и самоисполняющиеся пророчества получают подтверждение. Наконец, за счет эффекта знакомости людям больше нравятся стереотипное мнение и поведение, а дискриминационные практики кажутся более обоснованными. Благодаря фактическому и воображаемому подтверждению стереотипов они сохраняют активность в качестве схем, входящих в копилку наших знаний о мире, и, таким образом, самоисполняющиеся пророчества продолжают свое существование.

Согласно теории социальных ролей (А. Игли) многие гендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Ульям и Бест предположили, что стереотипы о гендерах развились как механизм для поддержания полоролевой дифференциации. По их мнению, женщина пришла к роли домохозяйки потому, что уход за младенцем накладывал ограничения на ее мобильность, а ведение домашнего хозяйства прекрасно удовлетворяло требованию оставаться дома. Обнаружив, что такое распределение ролей очень удобно, общество пытается убедить себя в том, что эти роли подходят их носителям. Для этого оно порождает верования о неких качествах мужчин и женщин, которые служат для обоснования того, что их роли подходят им как нельзя лучше. Устоявшись, эти верования начинают служить нормами поведения для взрослых и моделями для социализации детей.


2. Влияние гендерных стереотипов на семейную жизнь

 

2.1 Традиционная семья и роль домашнего труда   в ней.

 

Корни российских семейных традиций лежат в крестьянской семье, т.к. к концу 19 века крестьяне составляли 85 % населения. В основе традиционного русского крестьянского общества лежал особый институт ­– сельская община или мир. Община управлялась собранием глав семейств, ему были подвластны не только экономические и аграрные вопросы, внутрисемейные дела, вплоть до рекомендации невест. Неженатый мужчина до старости носил прозвище «малый» или «бобыль», а незамужняя женщина в старости звалась «девкой». Передел земли совершался в зависимости от подушного состава семьи, но пропорционально числу женатых мужчин, холостяки и женщины в расчет не принимались. Только брак обеспечивал доступ к землепользованию, именно поэтому дореволюционная Россия была на первом месте в Европе по уровню брачности, в 1897 году только 4 % женщин и 3 % мужчин в возрасте от 40 до 50 лет были незамужними и холостяками. Не вступали в брак увечные, дефективные или те, кто уходил в монастырь.

Информация о работе Гендерные стереотипы в семье