Анализ радио как канала коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение радио как канала коммуникаций.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций.
2. Проанализировать радио как канал коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг.
3. Сформировать выводы и рекомендации по проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций 4
1.1. Радиокоммуникация и ее роль в современных условиях 4
1.2. Особенности радио как канала коммуникации 7
1.2.1. Звучащее слово 8
1.2.2. Музыка 12
1.2.3. Шумы 15
1.2.4. Монтаж 18
2. Анализ радио как канала коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг. 22
2.1. Краткая характеристика радио «Юнитон» 22
2.2. Анализ сетки вещания радио «Юнитон» в 2002-2006 гг. 25
2.3. Анализ современной сетки вещания радио «Юнитон» 27
2.3.1. Информационно-развлекательные программы 27
2.3.2. Хит-парад 31
2.3.3. Информационные программы 33
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

радио как канал коммуникаций.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Формы проявления личности в звучащей речи необычайно разнообразны. Они зависят от темы выступления, отношения к ней говорящего, от его эмоционального состояния, от стремления раскрыться в речевом выступлении. Жанр тоже многое определяет в направленности этих эмоций и состояний, в их качестве. Жанровая тональность – тема, о которой мало говорят в теории и практике радиожурналистики. А ведь это – конечная форма воплощения текста, его реализация в эфире: от чтения хроникального сообщения в выпуске новостей до импровизированного публицистического выступления в прямом эфире4.

Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий  спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала, программы  и психологическим состоянием человека, выступающего у микрофона, особенностями его голоса.

Поэтому радиожурналисту нужно  знать как можно больше о возможностях микрофона, звукозаписи – именно через них проявляются все  эти особенности. Микрофон не простое  механическое устройство для фиксации речи. Этот прибор выводит вас на площадь для публичного выступления, одновременно это и «лот», опускающийся в тайники вашей души. Это и способ освоения звучащего мира, определяющий ваше творческое поведение и мышление.

Еще раз подчеркнем: контактная (симметричная) речь и асимметричная имеют свои особенности и преимущества. Их нужно знать и максимально использовать в своей работе.

В современном эфире звучит много  диалоговых передач: ведущий беседует с гостями, приглашенными в студию, отвечает на телефонные звонки, журналист  берет интервью на самые разные темы и в самых разных местах, проводит дискуссии, обсуждения острых вопросов. Таким образом, повышается роль журналиста в общении с невидимой аудиторией. Он должен фокусировать в себе интересы слушателей. С точки зрения общения у микрофона, он создает ту атмосферу общения с выступающим, которая помогает ему проявить себя в контактной регулируемой речи. Эта атмосфера общения и воспринимается слушателем, который как бы становится участником разговора.

Открытость, раскованность современного эфира несут в себе и новые интонации. Таким образом, радиовещание активно формирует новую аудиторию не только содержанием своих передач, но и их эмоциональным, интонационным настроем.

1.2.2. Музыка

 

Музыка – это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека, по своей природе очень близка временному характеру радиокоммуникации. Музыка так же, как и звучащее слово, в большей степени воздействует на эмоции слушателя. Гегель различал в ней две разновидности: а) музыка как сопровождение и б) самостоятельная музыка. «Самостоятельная в ее собственной сфере» музыка выражает целый мир мыслей и переживаний человека, отраженный в разных формах и жанрах. Она играет огромную роль как формообразующий фактор радиопрограмм. Не случайно на Западе говорят об одной из функций вещания: «Музыка как вода из крана».

«Музыка как сопровождение» широко используется в других видах искусства: театре, хореографии, телевидении. Под  музыкальным сопровождением в радиопублицистике понимается не механическое следование за текстом, а активное участие музыкального материала в формировании произведений разных жанров. Музыка выполняет разнообразные функции и используется в виде:

- разбивок между информационными блоками в одной передаче;

- музыкальной «шапки» программы  (характерных звуковых фраз), предназначенных  для узнавания той или иной  передачи в эфире;

- звуковой декорации, помогающей  представить место действия, характеризующей  историческую обстановку;

- звукового фона, подчеркивающего ритм звучания речевого текста (в настоящее время этот прием используется часто в новостных программах);

- передачи звуковой атмосферы,  помогающей журналисту описать  ситуацию, состояние героя, а слушателю  представить их;

- определения темпа и ритма текстовых отрывков, которые пишутся с учетом музыкального сопровождения;

- художественного средства для  создания целостного звукового  образа.

Жанры радиожурналистики, включающие различные литературные средства для  формообразования и внутренней организации текста с использованием музыки получают огромные дополнительные возможности, в первую очередь – художественные.

Значительна композиционная роль музыки. Обрамление текста (его начало и  конец) одной музыкальной фразой, фрагментом музыкального произведения, отрывком песни – создает единую музыкальную тему, выражающую отношение автора к событиям, героям. Музыка может соединять различные временные и пространственные отрезки, являться композиционным стержнем всего материала. Музыка и предполагаемый литературный текст начинают взаимодействовать на самых разных этапах – уже в замысле автора. В таком случае характер материала, его тон определяют конкретную тему музыкального отрывка, а он в свою очередь влияет на стиль литературного текста.

Рассмотрим, как, например, закладывается в текст сценария радиоочерка для дальнейшей режиссерской разработки авторское чувство ритма, звуковой детали, которая обусловлена материалом и будет определять тональность всего литературного текста.

1-й ведущий. Олимпийский характер.

2-й ведущий. «Шаг в другую жизнь». Радиоочерк Валентина Скорятина.

Музыка. Скорее всего это даже одна музыкальная фраза, по характеру  напоминающая музыку, которую играют во дворцах спорта, когда остановлена  хоккейная игра. Музыку захлестывают аплодисменты, и тут же звучит голос диктора – информатора.

Информатор. За особые заслуги в развитии мировой гимнастики Ольга Корбут награждается Почетным золотым Знаком Международной федерации гимнастики...

Аплодисменты.

Вручает награду Президент Международной федерации гимнастики, заслуженный мастер спорта Юрий Титов.

Аплодисменты.

Динамичный ритм, очерченный в самом  начале («Музыкальная фраза... захлестывается аплодисментами, и тут же звучит голос...»), поддерживается шумом аплодисментов, которые всегда ритмичны, энергичны в своем звучании. Авторское начало подхватывает предложенный ритм.

Журналист. Зрители ждали появления этой героини. Помните девочку-подростка? Косички стянуты бантом. Перед подходом к снаряду – выдохнет вверх, на лбу подпрыгнет непокорная челка. Помните, как внутри ее комбинаций неожиданной блесткой вдруг ослепит глаза и судьям, и зрителям какой-нибудь головоломный трюк? Слезы ее, размазанные по щекам, злые, непритворные, настоящие слезы – помните?

Троекратный повтор-обращение к  слушателям («помните?»), троекратный эпитет («злые, непритворные, настоящие») в конце высказывания, усиливают ритм, развивают акустическую ритмичность средствами текста5.

Этот настрой сохраняется во всем рассказе журналиста, в котором  преобладают короткие фразы. Выбор сравнений, эпитетов, метафор как бы подчинен энергичному ритму гимнастического выступления – вот она ведущая амплитуда темы («Резкая, угловатая девочка», «Она как та спичка, чиркнешь которую и не знаешь, в какую сторону полетит горячая искорка», «...сломя голову, она бросилась на очередной снаряд», «Корбут – озорник по натуре, один ее эмоциональный жест – и зал взорван»).

Радиоочерк «Шаг в другую жизнь» рассказывает не о спортивной биографии  гимнастки, а о том особенном  творческом почерке выступлений Ольги Корбут, цель которых, по ее же словам, была «Не побеждать, а удивлять». Ритм музыки, всех звуковых элементов, передающих атмосферу спортивного зала, помогает журналисту рассказать об особенностях выступлений Корбут: резкости, смелости в сочетании с фацией, экспрессией и высочайшим мастерством, и через этот индивидуальный почерк создать образ юной гимнастки.

На этом примере можно убедиться, каких возможностей может достигать  музыка, взаимодействующая с шумами.

1.2.3. Шумы

 

Под шумами в радиожурналистике обычно понимается звуковое проявление (в живой и неживой природе), противопоставленное речи и музыке как компонентам, самостоятельно и организованно звучащим в эфире. Так, неразборчивая речь, шум толпы, обрывки музыкальных фраз, случайно попадающие в микрофон, являются в данном случае шумами.

Шумы выполняют также важные функции:

- служат звуковой характеристикой  ситуации, действия, обращения или  описываемой журналистом, или  случайно попадающей в зону  фиксации, записи на магнитную  пленку. Документальный шум, записанный синхронно с речью, в таком случае передает звуковую характеристику действительности, несет дополнительную конкретизирующую информацию;

- составляют звуковой фон, выполняя  роль своеобразной акустической  иллюстрации. Они оттеняют наиболее  характерные детали обстановки, действия;

- приобретают символику в литературном  контексте, используются журналистом  для образной характеристики. В  таком случае они решают самостоятельную  эстетическую задачу, являются художественной  деталью, его звуковой «краской».

Шумы проявляют выразительные  и изобразительные оттенки радиотекста. Радиожурналисту и радиорежиссеру необходимы тонкий натренированный  слух, способность не только запоминать голоса, музыку, шумы, но и профессионально  анализировать их, собирать их новые сочетания, комбинации, создавая единую тональность из набора звуковых компонентов.

Радиожурналист использует шум  в разных жанрах: репортаже, очерке, радиорассказе в том или ином его качестве в зависимости от задачи, которую он перед собой  ставит, выбирая также и прием использования шума, обусловленный характером материала. Шум, записанный синхронно с речью, составляет с ней неразрывное целое, часть ситуации общения. Информация, которую несет такой шум, поясняет, углубляет речевой текст, делает его более объемным в звуковом отношении.

В радиорассказе «Уважаемые люди»  А. Ревенко знакомит слушателей с  людьми, встретившимися ему на корреспондентских  дорогах – шоферах из Якутии, рыбаками Белого моря, старым мастером из города Ворсма Горьковской области  А. Ананьевым.

В незатейливом разговоре автора с  Ананьевым вырисовывается образ  настоящего русского Левши, смастерившего  почти в 80-летнем возрасте перочинный ножичек с 53 предметами. Прежде чем  обыграть выразительную звуковую деталь, отражающую самую глубинную черту героя – трудолюбие, А. Ревенко создает конкретный образ, используя для этой цели интервью. И когда у слушателей сложилось впечатление об удивительном мастере-самоучке, журналист приводит второй фрагмент беседы, которую он записал во время работы Ананьева за верстаком.

Тихая песня старика, стук молотка, скрежет напильника.

После приветствия журналист обращается к герою:

– Знать, все у Вас в порядке?

– Все ничего! Пока живой. А что, надолго – не знаю только.

– Смотрите, и все за работой...

– Привычка... с восьми лет. Не могу никак: не работаю – болею.

Корреспондент. Поговорили мы еще, простились... И снова застучал Алексей Васильевич молотком, снова заработал напильником и продолжал напевать.

Песня, стук молотка.

Долго, видно, век свой буду помнить  я эту тихую песню старого мастера.

Снова песня – на микшер.

Здесь журналист выводит свою оценку работы мастера за рамки рассказа, предоставляя слушателям возможность  самим убедиться в правоте  своих слов. Запись такой беседы усиливает документальную основу радиорассказа, повышает его достоверность. Ключевая фраза в ответах героя («Не работаю – болею») в контексте записи на шуме работы становится деталью, характеризующей его подвижническое отношение к труду. Стук молотка, скрежет напильника являются одновременно звуковым фоном, передающим обстановку разговора и в синтезе со словом – «говорящими» деталями. А пение старого мастера за работой вместе с авторской ремаркой о том, что он век не забудет эту песню, превращается в своеобразный гимн труду.

Однако шумы, попадающие на пленку во время проведения записи в заводском цехе, на улице могут служить и помехой разговору, если они звучат слишком громко. Поэтому радиожурналисту нужно предварительно знакомиться с местом записи, выбирать его, учитывать расстояния от механизмов, работающих с грохотом, сильным скрежетом. Нужно учиться слышать и слушать звучащий мир, отбирая звуковые краски для того, чтобы умело применять их в своей работе.

Многообразные выразительные сочетания  этих формообразующих средств достигаются  с помощью монтажа.

1.2.4. Монтаж

 

Радиовещание оперирует временным  материалом и поэтому естественно  использует прием «распоряжения» им – монтаж.

Слово «монтаж» в переводе с французского имеет два значения. Чисто техническое  – «сборка и установка сооружений, конструкций, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе – «подбор и соединение отдельных частей чего-либо для создания единства, законченного произведения, например, в кино – подбор и соединение заснятых кусков фильма в требуемой по сценарию последовательности».

В нашем случае рассмотрим второе значение слова и добавим, монтаж – не только сам по себе является творческим процессом в литературе, искусстве, публицистике. Он обусловливает  характер всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов будущего произведения и их места в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться и меняется в процессе работы), но оно существует в голове автора в первоначальном варианте.

Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для  будущего интервью, беседы – тоже уже  первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы – отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов6.

Монтажно само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение, речевое  поведение. Так что монтаж можно  понимать и воспринимать в широком смысле: все программы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня монтируются из отдельных элементов. Самым показательным может служить композиция программы новостей. Обычно в таком случае под операцией «сборки» понимается общий монтаж, где в значительно большей степени учитываются внешние связи компонентов целого. И монтаж как средство создания отдельных радиопроизведений – сочетание внутренних связей.

Эти возможности монтажа в организации  внутреннего единства разных жанров разноплановы и многообразны. Их спектр: от простейшей организации текста – освобождение от длиннот, неудачных фрагментов, технически бракованных записей – до создания звукового образа.

Информация о работе Анализ радио как канала коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг