Радио как канал коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение радио как канала коммуникаций.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций.

2. Проанализировать радио как канал коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг.

3. Сформировать выводы и рекомендации по проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций 4
1.1. Радиокоммуникация и ее роль в современных условиях 4
1.2. Особенности радио как канала коммуникации 7
1.2.1. Звучащее слово 8
1.2.2. Музыка 12
1.2.3. Шумы 15
1.2.4. Монтаж 18
2. Анализ радио как канала коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг. 22
2.1. Краткая характеристика радио «Юнитон» 22
2.2. Анализ сетки вещания радио «Юнитон» в 2002-2006 гг. 25
2.3. Анализ современной сетки вещания радио «Юнитон» 27
2.3.1. Информационно-развлекательные программы 27
2.3.2. Хит-парад 31
2.3.3. Информационные программы 33
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

радио как канал коммуникаций.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

     Радио как канал коммуникации имеет  множество плюсов. Мы слушаем его, одновременно занимаясь массой других дел. Именно поэтому радиоохват населения на удивление широк. Правда, эта аудитория не является целевой, но случайный разброс здесь настолько велик, что радио заслуживает самого пристального внимания. Тем более в условиях России, когда, с одной стороны, резко уменьшились тиражи газет, с другой же, сельское население всегда предпочитало радио. Кроме того, радио - это живой голос, с самыми личностными интонациями, и становятся понятны все его преимущества.

     Необходимо  обратить внимание на то, что слушатель четко улавливает, когда вы переходите к чтению заранее написанного текста, поскольку там присутствуют совсем иные конструкции и иные слова. Что касается радиообъявлений, то достаточно эффективными будут объявления в 10, 20 и 30 секунд, особенно если они окажутся наполненными не только словами. Запомнившаяся радиослушателю мелодия поможет и в следующих объявлениях и рекламах.

     Целью данной работы является рассмотрение радио как канала коммуникаций.

     Задачи  данной работы:

     1. Рассмотреть теоретические аспекты  использования радио как канала  коммуникаций.

     2. Проанализировать радио как канал  коммуникаций на примере сетки  вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг.

     3. Сформировать выводы и рекомендации  по проблеме.

     Объект  – радио «Юнитон».

     Предмет – радио как канал коммуникаций.

 

1. Теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций

1.1. Радиокоммуникация и ее роль  в современных условиях

 

     Эфир, по представлению древних греков, – верхний, лучезарный слой атмосферы. Там они поселили своих богов. Изобретатель радио, А.С. Попов, еще  обучаясь в университете и мечтая о новых способах передачи информации, записал в своем дневнике характерные, можно сказать, пророческие слова: «Греческая мифология, так правдиво обожествлявшая силы природы, подчинила ветер, воду, огонь второстепенным божествам и только молнию вручила Зевсу. Современная промышленность завоевала мало-помалу силы ветра, воды и огня. И вот современная наука делает последнее усилие и вырывает молнию из рук Зевса».

     Г. Маркони, много сделавший для  развития радио, назвал заговорившее радио, «голосом Бога». Скорость – главный  фактор в покорении пространства с использованием электрических  волн – превратила радио (а вскоре телевидение) в планетарные массовые коммуникации. Если бы по мановению волшебной палочки можно было вдруг увидеть звучащее околоземное пространство, то наша планета предстала бы перед нами окутанной плотной «паутиной» звуковых нитей – «продукта» неисчислимого множества работающих радио- и телестанций. Эти сигналы, посланные в эфир (одно из величайших изобретений и достижений человечества), – электронная революция, изменившая не только информационный лик планеты, но и активно влияющая на самого человека1.

     Ноосфера  в конце XX столетия приобрела новое  качество: космическое пространство, окружающее нашу планету, наполнилось  не только продуктами его материально-технической  деятельности, но и самой мыслью, летящей в эфире со скоростью  электромагнитных волн. «Оседлав» их, человек неизмеримо расширил освоенное им пространство и с помощью стремительного развития техники прорвался в Космос.

     Все эти радиосигналы, окутавшие землю, несут огромное количество звучащей информации. Радиовещание, с одной стороны, есть естественное продолжение наработанного человеческого опыта в отражении и организации социальной информации. Радио – канал для трансляции других звуковых, речевых искусств, передачи огромных массивов собственной творческой деятельности. С другой – это создание новой речевой реальности, языкового существования в эфире.

     Всепроникающая  способность, огромная скорость в передаче информации, массовость и в то же время единичность обращения  к слушателю определили масштаб  распространения радиокоммуникации и ее значение в жизни людей. В нашем случае раскрытие специфики радиокоммуникации нужно для лучшего понимания природы ее жанров.

     Радиокоммуникация связана со временем, поэтому она  необратима, одномоментна, линейна  в своем движении. У слушателя  нет возможности остановить ее (если, конечно, не брать в расчет отключение радиоприемника). Сведения усваиваются непрерывно в потоке поступления все новых фактов, мыслей. Поэтому радиоинформация действует в значительно большей степени на эмоции слушателя и обращена к его чувствам. Она активизирует его фантазию, зрительное представление. «Радио чрезвычайно удобно для создания именно эмоционального состояния. Непрерывный поток информации, поток высказываний, оценок, мнений, с одной стороны, чрезвычайно усложняет логическое мышление, с другой – способствует созданию определенного эмоционального настроения». Как сказал Б. Пастернак: «Слух – это глаза души». Общие функции журналистики начинают реализоваться в радиовещании с использованием его специфики. Радиожурналистика – звуковая коммуникация. Ее главные особенности определяются природой звука, его возможностями, психологией восприятия. «Звуковой конвейер» определяет необходимость учета и смысловой, и стилистической, и тональной организации звучащего материала, знания психологии его восприятия на слух.

     Радиовещание  открывает огромные возможности  воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами  литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия.

     На  радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию.

     Известна  пометка У. Черчилля в тексте одной  из его речей: «Довод слаб – усилить  голос». Характер звучания может быть дополнительным аргументом в речи выступающего у микрофона. И, наоборот, вызвать антипатию у слушателя к самому человеку, а значит, и к тому, о чем он говорит. Прослушивание радио часто не требует активного внимания. Его можно слушать, занимаясь другими делами, работая на кухне, убирая квартиру, обедая, передвигаясь в автомобиле и т.д. Поэтому радиовещание называют вторичным видом деятельности2.

     На  восприятие радиопрограмм накладывает  отпечаток не только жизненный опыт человека, его образование, профессия, представления о мире, но и опыт общения с радиоканалом, его отношение к передачам. Ожидания слушателя, его эмоциональный настрой на программу тоже важны для эффективности контакта.

     Итак, физическая природа коммуникационного  канала, его возможности в передаче информации предопределяют способы ее обработки и интерпретации, трансформации и восприятия аудиторией. Специфика канала обусловливает и особенности жанров, методику работы журналиста, формы общения со слушателями.

     Речевой жанр, по определению М.М. Бахтина, есть «типовая модель построения речевого целого». Построение (процесс создания), структура (архитектоника) жанра определяются многими факторами, но все они находятся в состоянии соподчиненности между собой и образуют определенную целостность на базе внутреннего единства всех формообразующих компонентов.

     Создание  целостного акустического радиопроизведения  есть творческий процесс. Работа журналиста над тем или иным материалом, с  точки зрения природы и особенностей радиотворчества, определяется возможностями, которыми он располагает, а они связаны со звуковым отражением действительности, поэтому все его формообразующие средства – это компоненты проявления действительности в звуке.

1.2. Особенности радио как канала  коммуникации

 

     Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются звучащее слово, музыка, шумы и монтаж. Все они подчинены решению задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера.

1.2.1. Звучащее слово

 

     Все звуковые средства являются компонентами акустической целостности, в которой слово играет ведущую роль. Хотя нужно отметить, что в документально-художественных жанрах, таких как радиоочерк, радиокомпозиция, – музыка и шумы могут выполнять не только вспомогательную, но и самостоятельную функцию. В таком случае они «играют» на смысловое, эмоциональное раскрытие темы, идеи.

     Слово в радиопублицистике представляет собой исходный материал и продукт  целенаправленного речевого общения, подчиненного законам эфира. Звучащая речь несет в себе и смысловую, и эмоциональную нагрузки. Эти две функции звучащего слова неотделимы одна от другой, так как слово, по глубокому замечанию Л.С. Выготского, одновременно является формой проявления мысли и чувств.

     Основу  всех жанров радиожурналистики составляют речевые тексты в виде огромного разнообразия письменных (предварительно написанных) и элементов импровизированной речи. Каждый жанр организует их в речевую целостность, в звуковое единство. Базу такого формирования составляет внутренняя взаимозависимость элементов, соподчинение их решению общей задачи3.

     Язык  обладает неисчерпаемыми выразительными ресурсами. Риторические приемы, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюмороны и т.д. демонстрируют богатство  языка, его возможности воздействия  на слушателя. Эти фигуры и элементы подробно описаны в учебниках по литературоведению, в пособиях по использованию выразительных средств в газетной публицистике, в методических разработках по практике ораторской речи. Мы же обратимся к звуковым выразительным средствам живой речи.

     Характеризуя  ее выразительные возможности, следует  в первую очередь выделить интонацию. В речевом общении она играет огромную роль. Многие лингвисты определяют интонацию, как главное средство, создающее своеобразие речи. Причем, она передает не только эмоциональное состояние говорящего, но и несет значительную содержательную, смысловую нагрузку. Предприняты даже попытки выразить количественное соотношение информации, передаваемой содержанием текста и его произнесением. Так, Е.А. Ножин говорит о том, что интонация может нести до 40% общего объема информации, заключенного в устном сообщении.

     Речевая интонация – это форма эмоционально-волевого отношения говорящего к предмету речи и слушателю, выраженная в физических характеристиках звука и обусловленная видом общения, целью, характером, особенностями речевого контакта и ситуацией коммуникативного акта.

     Еще Гегель указывал на значение голоса в  отражении духовного мира человека, полагая, что он «представляет собой  главный способ, посредством которого человек может обнаружить свое внутреннее существо».

     В речи отражаются цели и задачи речевого воздействия, его характер, направленность общения, психологическое состояние  говорящего, своеобразие его личности и темперамента. Голос человека индивидуален: он уникален подобно отпечаткам его пальцев. Голос, а это заметил Т. Готье, труднее всего поддается описанию. Тончайшие оттенки звучания почти невозможно перенести на бумагу. И это действительно так: голос передает чувства, а чувства описываются литературным текстом лишь приблизительно. Поэтому молодому радиожурналисту надо знать не только особенности своего голоса, его сильные и слабые стороны, но и постоянно работать над развитием речи, дикцией, умением говорить искренне, заинтересованно, накапливая по крупицам опыт общения у микрофона в разных жанрах.

     В обычной жизни можно «видеть» речь, т.е. видеть говорящего человека. Жесты, поза, мимика, ситуация общения, настрой на конкретный разговор –  дают немало дополнительной информации. Кроме того, а это очень важно, возможно активно воздействовать на ход беседы, которая, собственно, является продуктом этого воздействия (активного или пассивного).

     На  радио же слышится слово, отделенное от человека, который его произносит. При таком асимметричном общении  теряется какая-то часть значения слова – на это тоже обращали внимание ученые, так как контактная речь – есть производное от взаимного общения. Более того, и сама интонация говорящего рождается в процессе восприятия речи и реакции на нее собеседника.

     Однако  голос, отделенный от человека, живет самостоятельной жизнью. Он заставляет вслушиваться в глубину звучания и это, естественно, повышает его собственную информативную ценность. Если заметное влияние на восприятие и оценку «видимого» звука оказывает зрение, а оно напрямую связано с работой мозга, то на только слышимый звук – душа, воспринимающая мир в первую очередь эмоционально. Восприятие речевой информации обогащается работой воображения, которое заметно активизируется механизмами слухового восприятия. На эту психологическую особенность восприятия звучащего слова, отделенного от человека, обратил внимание Б. Шоу, прекрасный оратор, часто выступавший по радио. Писатель говорил о микрофоне как «беспощадном сыщике», проникающем во внутренний мир человека без его «ведома» и «контроля», так как от своего голоса в речи нельзя «спрятаться». Он всегда будет выражать больше, чем мы хотим сказать. Поэтому голос можно назвать внутренним звуковым автопортретом личности.

Информация о работе Радио как канал коммуникаций