Радио как канал коммуникаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение радио как канала коммуникаций.

Задачи данной работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций.

2. Проанализировать радио как канал коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг.

3. Сформировать выводы и рекомендации по проблеме.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты использования радио как канала коммуникаций 4
1.1. Радиокоммуникация и ее роль в современных условиях 4
1.2. Особенности радио как канала коммуникации 7
1.2.1. Звучащее слово 8
1.2.2. Музыка 12
1.2.3. Шумы 15
1.2.4. Монтаж 18
2. Анализ радио как канала коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг. 22
2.1. Краткая характеристика радио «Юнитон» 22
2.2. Анализ сетки вещания радио «Юнитон» в 2002-2006 гг. 25
2.3. Анализ современной сетки вещания радио «Юнитон» 27
2.3.1. Информационно-развлекательные программы 27
2.3.2. Хит-парад 31
2.3.3. Информационные программы 33
Заключение 34
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

радио как канал коммуникаций.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

     Снова песня – на микшер.

     Здесь журналист выводит свою оценку работы мастера за рамки рассказа, предоставляя слушателям возможность самим убедиться  в правоте своих слов. Запись такой  беседы усиливает документальную основу радиорассказа, повышает его достоверность. Ключевая фраза в ответах героя («Не работаю – болею») в контексте записи на шуме работы становится деталью, характеризующей его подвижническое отношение к труду. Стук молотка, скрежет напильника являются одновременно звуковым фоном, передающим обстановку разговора и в синтезе со словом – «говорящими» деталями. А пение старого мастера за работой вместе с авторской ремаркой о том, что он век не забудет эту песню, превращается в своеобразный гимн труду.

     Однако  шумы, попадающие на пленку во время проведения записи в заводском цехе, на улице могут служить и помехой разговору, если они звучат слишком громко. Поэтому радиожурналисту нужно предварительно знакомиться с местом записи, выбирать его, учитывать расстояния от механизмов, работающих с грохотом, сильным скрежетом. Нужно учиться слышать и слушать звучащий мир, отбирая звуковые краски для того, чтобы умело применять их в своей работе.

     Многообразные выразительные сочетания этих формообразующих  средств достигаются с помощью  монтажа.

1.2.4. Монтаж

 

     Радиовещание  оперирует временным материалом и поэтому естественно использует прием «распоряжения» им – монтаж.

     Слово «монтаж» в переводе с французского имеет два значения. Чисто техническое  – «сборка и установка сооружений, конструкций, оборудования машин из других устройств, из готовых частей по определенному плану, проекту, чертежам». И второе – «подбор и соединение отдельных частей чего-либо для создания единства, законченного произведения, например, в кино – подбор и соединение заснятых кусков фильма в требуемой по сценарию последовательности».

     В нашем случае рассмотрим второе значение слова и добавим, монтаж – не только сам по себе является творческим процессом  в литературе, искусстве, публицистике. Он обусловливает характер всего процесса, определяет и создание структурных форм, так как человек, работающий над фильмом, спектаклем, романом, оперой, очерком, представляет себе назначение всех отдельных элементов будущего произведения и их места в его композиции. Это представление, конечно же, приближенное (оно может меняться и меняется в процессе работы), но оно существует в голове автора в первоначальном варианте.

     Составление плана радиорассказа, радиокомпозиции, перечень вопросов для будущего интервью, беседы – тоже уже первоначальная форма монтажа, влияющая на ход дальнейшей работы – отбор материала и мысленная компоновка будущих фрагментов6.

     Монтажно  само наше восприятие окружающей жизни, наше мышление, общение, речевое поведение. Так что монтаж можно понимать и воспринимать в широком смысле: все программы радио (и конкретные сборные передачи журнального типа) и вся радиопрограмма дня монтируются из отдельных элементов. Самым показательным может служить композиция программы новостей. Обычно в таком случае под операцией «сборки» понимается общий монтаж, где в значительно большей степени учитываются внешние связи компонентов целого. И монтаж как средство создания отдельных радиопроизведений – сочетание внутренних связей.

     Эти возможности монтажа в организации  внутреннего единства разных жанров разноплановы и многообразны. Их спектр: от простейшей организации текста – освобождение от длиннот, неудачных фрагментов, технически бракованных записей – до создания звукового образа.

     Именно  монтаж лежит в основе создания звукового  образа, который, по определению А.А. Шереля, представляет собой «совокупность звуковых (речевых, музыкальных, шумовых) элементов, создающих посредством ассоциаций в обобщенном виде представление о материальном объекте, явлении, характере человека».

     Выделим формы назначения и использования монтажа:

     - сокращение текста;

     - композиционное перемещение фрагментов документальных записей в их сочетаниях с авторским текстом;

     - уплотнение времени;

     - использование звуковых выразительных средств в виде фона, декорации согласно замыслу автора и характеру материала;

     - создание различных временных  и пространственных планов, характеристика  через них времени и места  действия, показа событий с разных  точек звуковой записи;

     - использование контраста разных выразительных средств, как приема сталкивания различных смысловых, психологических ситуаций, сцен, планов;

     - использование ассоциативного, последовательного,  параллельного приемов при движении  сюжета;

     - создание целостной композиции радиопроизведения.

     Технические приемы осуществления монтажа также  весьма разнообразны. В числе первого  и наиболее простого следует назвать  монтаж встык, когда формообразующие  элементы звуковые выразительные средства следуют друг за другом без пауз.

     При монтаже используются в разных вариантах сила звучания (повышение, понижение, контраст), пауза, наложение одного выразительного средства на другое (слово на музыку, шумы в различных вариантах их сочетаемости, продолжительность звучания того или иного средства).

     Набор различных способов монтажа позволяет  добиться в каждом конкретном случае наибольшей выразительности и правдивости  звукового изображения. Поэтому  при выборе варианта монтажа необходимо руководствоваться его целесообразностью  с точки зрения достоверности, выразительности, сочетаемости фрагментов литературного текста и звуковых средств, художественным замыслом. Удачно подобранный способ монтажа может создавать дополнительные нетекстовые образы и эффекты воздействия на эмоции слушателей.

     В каждом из жанров монтаж сочетает формообразующие элементы сообразно его задаче, сложности структуры, объема и характера материала. Спектр применения монтажа определяется особенностями и возможностями жанров: функционально-предметными, стилистическими, акустическими.

     В информационном радиособщении встречается  монтаж в его самых простейших, но и самых значительных формах: отборе фактов и их изложении, а также  расположении в структуре программы, ее верстке. В радиорассказе, радиокомпозиции  монтаж используется как одно из главных средств создания звукового образа. Монтаж подчинен функции жанра, его нацеленности на решение конкретной задачи и в свою очередь предопределяет архитектонику жанра, внутренние связи и тем самым реализацию этих самых задач. Такова диалектика творческого процесса, в котором замысел «ведет» весь этот процесс, а готовое произведение раскрывает своим содержанием путь движения и его результат.

     Таким образом, все выразительные формообразующие  средства радиовещания помогают отразить звуковую картину действительности под определенным углом зрения, конкретным жанром, с помощью различных творческих методов. Взаимодействуя друг с другом, соподчиняясь друг другу, они создают содержательное и акустическое единство целостного произведения.

     В работе над сложными документально-художественными радиожанрами большую помощь журналисту оказывает радиорежиссер и звукорежиссер. Но и журналист должен представлять возможности звукового материала, изучать особенности и приемы использования музыки, шумов, возможности студийного монтажа. Это поможет ему эффективнее проводить документальные записи на месте, представлять сферу использования звуковых выразительных средств при написании сценария будущего произведения, его литературного текста.

 

2. Анализ радио как канала коммуникаций на примере сетки вещания радио «Юнитон» за 2002-2006 гг.

2.1. Краткая характеристика радио  «Юнитон»

 

     Радио Юнитон — наиболее известная радиостанция в Новосибирске. Больше половины (а это 51%) от общего числа опрошенных когда-либо слушали Радио Юнитон.

     Радио ЮНИТОН начало свое вещание 6 декабря 1995 года в 10 часов 30 минут в FM-диапазоне на волне 100,7 МГц. В феврале 97 у станции появилась и УКВ-частота — 70,88. Сегодня радио Юнитон вещает в стереорежиме на Новосибирск и пригород в радиусе 100 км, а также в глобальной сети в трех mp3-форматах: 32 kbit/s, 56 kbit/s, 128 kbit/s.  

     Радио ЮНИТОН — это современная музыкальная радиостанция. За основу музыкального материала взяты хиты последних 3-ёх лет, которые пользуются популярностью у большинства слушателей. Зарубежная музыка превалирует над русскоязычными композициями (70% на 30%). Экстремальные жанры типа рэпа, панка, хэви и хард рока, а также произведения «блатной» музыки, именуемой «русским шансоном», и прилегающие к нему жанры исключены.

     Информационная  составляющая радиостанции ориентирована на ежедневные потребности жителей города. Основной акцент в новостях делается на городские события и сервисную информацию, от которых напрямую зависит жизнь горожан. В освещении событий соблюдается нейтральная политическая позиция. Новостные выпуски выходят в эфир каждый час с 8:00 до 19:00, кроме 12:00. В дневное время каждого уик-энда вместо традиционных новостей в начале часа звучат выпуски специализированной программы «На всякий случай». Это интересная информация, полезные советы и рекомендации на любую тему из окружающей нас действительности.

     Радио ЮНИТОН живет и работает под девизом  «Радио нашего города». И можно с уверенностью сказать, что деятельность станции нашла отклик в сердцах новосибирцев. Об этом свидетельствуют социологические исследования радиорынка Новосибирска, где радиостанция Юнитон из года в год занимает топовые позиции. Общественное признание — это серьезный стимул к постоянному самосовершенствованию: развитию уже существующих проектов и поиску новых идей.

     В концепции радиостанции большое  количество развлекательных программ, игр и конкурсов для радиослушателей. Среди них: бодрое, побудительное шоу «Утренний дозор», проект о бравой молодости и добрых 80-х — «Команда Стерео»; армейский колорит, меткий юмор, новости солдатской жизни — в программе «Боевая подруга»; рейтинг песен, звучащих в эфире Радио Юнитон — в хит-параде «Sms-топ Мобильная двадцатка» и многие другие.

     Радио Юнитон активно поддерживает новосибирских  музыкантов. Каждый год ко Дню рождения радиостанции в рамках проекта «Музыка нашего города» выпускается сборник песен местных исполнителей. Кроме уже состоявшихся имен и композиций, на сборнике представлено «новое имя в музыке нашего города». Для этого радиостанция объявляет конкурс молодых музыкантов. В качестве подарка победителю предоставляется возможность записать песню в профессиональной студии с последующим ее размещением в очередном сборнике «Музыка нашего города». Этот проект не преследует коммерческих целей, он направлен на популяризацию местного музыкального творчества. Сборники под маркой «Музыка нашего города» являются подарочным изданием, которое радиостанция презентует победителям различных конкурсов и других призовых акций. Презентация каждого нового диска проходит на праздновании Дня рождения Радио Юнитон. На сегодняшний день выпущено уже 11 уникальных пластинок.

     Радио Юнитон сохраняет первое место в  рейтинге популярности радиостанций. Новосибирцы по-прежнему отдают предпочтение Радио Юнитон, таким образом, нас слушает пятая часть опрошенных (21%).

     63,3% опрошенных продолжают слушать Радио Юнитон в момент трансляции рекламного обращения, и 82,7% остаются на наших волнах во время информационно-новостного блока.

     Лидирующие  позиции по объему ежедневной аудитории  принадлежат Радио Юнитон. Их программы слушают в среднем 183 тысячи человек.

     Объем и доля ежедневной аудитории Радио  Юнитон по:

     Возрасту 

     

     Уровню  доходов 

2.2. Анализ сетки вещания радио  «Юнитон» в 2002-2006 гг.

 

     Радиостанция  была создана в 1995 году и начала свое вещание 6 декабря 1995 года в 10 часов 30 минут в FM-диапазоне на волне 100,7 МГц. Называлась она тогда Радио НТН. Первым «рулевым эфира» был Евгений Величко, а первым диджеем Николай Якунин.

Информация о работе Радио как канал коммуникаций