Экономикалық мамандықтарының студенттеріне арналған

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:09, реферат

Описание

Прежде всего, следует напомнить, что изучение языка программирования представляет собой знакомство с формальными правилами записи алгоритмов для их последующего выполнения компьютером. Формальность сия проистекает из самих принципов, заложенных в архитектуру вычислительных устройств, и жесткости математической логики. Поэтому, постарайтесь воспринять все довольно строгие правила как неизбежность, настроитьсебя на серьезную, скрупулезную, порой сложную работу. Однако не стоит бояться, расстраиваться и сетовать на судьбу: немного аккуратности, внимания, знания предыдущего материала - и вы уже программист.

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

Здесь S - либо строковая величина, либо строковая переменная.

Приведенная далее  программа выводит на экран длину  введенной пользователем строковой  величины.

Program Str1
Var  
S : String; 
Begin

Writeln('Введите  последовательность символов'); 
Readln(S); 
Writeln('Вы ввели строку из ',Length(S), ' символов')

End.

Другой пример: 
Решим задачу: "Введенную строку вывести на экран по одному символу в строке экрана".

Program Str2
Var

S : String; 
I : Byte;

Begin

Writeln('Введите строку'); 
Readln(S); 
For I:=1 to Length(S) do {организуем цикл, начиная с первого символа} 
Writeln(S[I]) {строки, до последнего (номер последнего} 
{совпадает с количеством символов строки S) }

End.

Какие же еще  действия можно выполнять с переменными  строкового типа?

Две строковые  величины можно состыковывать. Эта  операция называется конкатенацией  и обозначается знаком "+".

Например, результатом  выполнения следующих команд: 
R:= 'kadabra'; 
H:= 'abra'; 
S:=H+R; 
в переменной S будет значение 'abrakadabra'.

Для конкатенации результат зависит от порядка  операндов (в отличие от операции сложения). Следует помнить о том, какой максимальной длины может  быть результирующая переменная, так  как в случае превышения значением  выражения числа, указанного после String в описании переменной, "лишние" символы в переменную не попадут.

Строковые величины можно сравнивать между собой. Это  относится также и к строковым  переменным. Но как же компьютер  определяет, какая строка больше:

  • та, которая длиннее?
  • та, которая содержит больше заглавных букв?

На самом деле такая проверка проходит довольно сложно: компьютер сравнивает сначала первые символы строк. Большим из двух считается  тот, код которого больше (вспомните, что такое код символа). Если равны  первые символы, то так же анализируется следующая пара до тех пор, пока не будет найдено различие. Если начало строк совпадает, а одна из них кончается раньше, то вторая автоматически называется большей.

Код символа  в Паскале можно определить при  помощи функции Ord.

Ее формат: Ord(C), где С - либо непосредственно указанный символ, либо переменная символьного типа, либо один символ строковой переменной. Вообще, функция Ord имеет более глубокий смысл, но об этом - позже. Есть и обратная функция, которая возвращает символ по известному коду. Это функция Chr(N), где N - выражение, приводящее к целому числу в интервале от 0 до 255 (возможные значения кода символа). Очевидно, что Chr(Ord(C))=C, Ord(Chr(N))=N.

Следующая маленькая  программа выводит на экран кодовую  таблицу:

Program Str3
Var 
I : Byte; 
Begin

For I:=32 to 255 do 
Write('VV',I:4, '-',Chr(I))

End.

Цикл в программе  начинается с 32 потому, что символы  с кодами от 0 до 31 являются управляющими и не имеют соответствующего графического представления.

Задача: "Определить, является ли введенная строка "перевертышем". Перевертышем называется такая строка, которая одинаково читается с начала и с конца. Например, "казак" и "потоп" - перевертыши, "канат" - не перевертыш".

Поступим следующим  образом: из введенной строки сформируем другую строку из символов первой, записанных в обратном порядке, затем сравним первую строку со второй; если они окажутся равны, то ответ положительный, иначе - отрицательный. Естественно, предложенный способ решения не является единственно возможным.

Program Str4
Var  
S,B : String; 
I : Byte; 
Begin

Writeln('Введите  строку');  
Readln(S); 
B:=''; {Переменной B присваиваем значение "пустая строка"} 
For I:=1 to Length(S) do 
B:=S[I]+B; {Конкатенация. Символы строки S пристыковываются к} 
{переменной B слева. Самым левым окажется последний.} 
If B=S Then Writeln('Перевертыш') Else Writeln('Не перевертыш')

End.

Число, записанное в строковую переменную, естественно  числом не является, но очень часто  требуется его все же использовать в качестве числа. Для этого нужно  произвести преобразование типа. Перевод строкового представления числа в числовое выполняет в Паскале оператор Val.

Его формат: 
Val(S,X,C);

Здесь S - строка, содержащая число, X - числовая переменная, в которую будет помещен результат, С - переменная целочисленного типа, в которую помещается первого встреченного в S отличного от цифры символа. Если после выполнения оператора Val переменная С имеет значение 0, то это означает, что преобразование типа прошло совершенно успешно и в строке нецифровых символов не встретилось.

Противоположное действие осуществляет оператор Str. Формат оператора: 
Str(X,S)
X - число (либо арифметическое выражение), S - строковая переменная.

В переменную S попадает строковое представление числа X. Это нужно, например, при необходимости  выводить на экран числа в графическом режиме (будет изучено позже), так как стандартные процедуры вывода на экран там работают только со строковыми величинами.

Для иллюстрации  рассмотрим такую задачу: "Найти  сумму цифр введенного натурального числа". Используя только числовые переменные, решить ее можно, но предлагаемое здесь решение, по-моему, проще.

Program Str5
Var

S : String; 
I,X,A,C : Integer;

Begin

Writeln('Введите  натуральное число'); 
Readln(S); {Число вводится в строковую переменную} 
A:=0; 
For I:=1 To Length(S) Do 
Begin

Val(S[I],X,C); {Цифровой символ превращается в число} 
A:=A+X {Цифры суммируются}

End; 
Writeln('Сумма цифр равна ',A)

End.

Теперь рассмотрим еще несколько действий над строками:

  • оператор DELETE(S,I,C) из строковой переменной S удаляет C символов, начиная с I-того;
  • оператор INSERT(SN,S,I) вставляет подстроку SN в строковую переменную S перед символом с номером I;
  • функция COPY(S,I,C) возвращает подстроку строки S из C символов, начиная с символа с номером I;
  • функция Pos(SN,S) возвращает номер символа, с которого в строке S начинается подстрока SN (позицию первого вхождения подстроки в строку). Если такой подстроки нет, то возвращается ноль.

Пример их использования:  
"Во введенной строке заменить все вхождения подстроки 'ABC' на подстроки 'KLMNO'".

Program Str6; 
Var

S : String; 
A : Byte;

Begin

Writeln('Введите строку'); 
Readln(S); 
While Pos('ABC',S)<>0 Do 
Begin

A:= Pos('ABC',S); 
Delete(S,A,3); 
Insert('KLMNO',S,A)

End; 
Writeln(S)

End.

 
Определение типов

Как было упомянуто  ранее, в изучаемом языке возможно определять новые типы переменных. После определения этот тип становится доступным для описания переменных, также как и стандартные типы.

Новый тип перед  первым его использованием должен быть описан в соответствующем разделе  описаний. Его заголовок - служебное слово Type.

Type  
<Имя типа> = <Описание типа>;

Есть несколько  способов описания. Иногда говорят  даже о видах типов (как бы это  странно ни звучало).

Итак, первым рассмотрим так называемый перечисляемый тип.

Перечисляемый тип используется для повышения наглядности программ, позволяя записывать в переменные этого типа названия разнообразных объектов, исследуемых программой. Этот тип представляет собой набор идентификаторов, с которыми могут совпадать значения параметров.

Формат описания следующий: <Имя типа> = (<Ид.1>, <Ид.2>,? <Ид.n>);

Далее можно  определить любое число переменных уже описанного типа. Обратите внимание на то, что каждый идентификатор  может участвовать в описании только одного перечисляемого типа.

Этим переменным можно присваивать только значения из списка, определенного при описании типа. Эти значения не являются ни числами, ни строковыми величинами, ни даже величинами логического типа, поэтому они не могут участвовать в арифметических, строковых, логических выражениях, а также не могут быть выведены на экран или принтер. Величины перечисляемого типа можно сравнивать между собой, над их множеством в языке Паскаль определены несколько функций: 
Ord(X) - порядковый номер значения переменной X в списке идентификаторов. 
Succ(X) - следующее значение для величины Х. 
Pred(X) - предыдущее значение данного типа.

Обратите внимание на то, что для функции Ord нумерация среди значений идет, начиная от нуля. Для последнего значения нельзя применять функцию Succ, для первого - Pred.

Переменные различных перечисляемых типов несовместимы друг с другом.

Множество стандартных  порядковых типов в языке Паскаль  на самом деле определены как перечисляемые. Это типы Char, Integer, другие. Достоинства  стандартных порядковых типов лишь в том, что над каждым из них уже определены специфические действия. Например, тип Boolean описан так: 
Type 
Boolean = (False, True);

Единственное  его отличие от перечисляемых  типов, определяемых программистом, состоит  в том, что значения типа Boolean можно  выводить на экран. Можете проверить, Ord(False)=0.

Интересно, что  переменная перечисляемого типа может  быть счетчиком в цикле "с параметром".

Пример:

Program T1
Type 
Colors = (Black, Blue, Green, Cyan, Red, Magenta, Brown, Yellow, White); 
Var 
C1,C2 : Colors; 
Begin

C1:=Green; 
C2:=Red; 
Writeln(Ord(C1), Ord(Succ(C2)))

End.

Во время выполнения на экране появятся числа "2" и "5", что соответствует номерам значений Green и Magenta.

Следующий тип, который можно определить в программе - тип-диапазон.

Здесь не нужно  перечислять все значения этого типа, потому, что возможными для него являются значения поддиапазона уже определенного до него любого порядкового типа (стандартного или описанного ранее перечисляемого типа). Достаточно лишь указать начальную и конечную величину отрезка порядкового типа. Единственное условие: начальное значение не должно превышать конечное.

Формат описания отрезочного типа: 
Type 
<Имя типа>=<Нач.>..<Кон.>;

Примеры: 
Type

Age=0..150; {Целое  число в интервале от 0 до 150} 
Lat='A'.. 'Z'; {Заглавные буквы латинского алфавита} 
Month=(January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December); 
Spring=March..May; {Весенние месяцы}

Есть еще одна возможность определить новый тип, о существовании которой можно  было бы и догадаться.

Type 
<Имя типа>=<Имя ранее определенного или стандартного типа>;

Пример: 
Type 
Number=Byte;

 
Массивы

До сих пор  мы рассматривали переменные, которые  имели только одно значение, могли  содержать в себе только одну величину определенного типа. Исключением  являлись лишь строковые переменные, которые представляют собой совокупность данных символьного типа, но и при этом мы говорили о строке, как об отдельной величине.

Вы знаете, что  компьютер предназначен в основном для облегчения работы человека с  большими информационными объемами. Как же, используя только переменные известных вам типов, сохранить в памяти и обработать данные, содержащие десяток, сотню, тысячу чисел или, к примеру, строк? А ведь такие задачи встречаются в любой области знания. Конечно, можно завести столько переменных, сколько данных, можно даже занести в них значения, но только представьте, какой величины будет текст такой программы, сколько времени потребуется для его составления, как много места для возможных ошибок? Естественно, об этом задумывались и авторы языков программирования. Поэтому во всех существующих языках имеются типы переменных, отвечающие за хранение больших массивов данных. В языке Паскаль они так и называются: "массивы".

Информация о работе Экономикалық мамандықтарының студенттеріне арналған