Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:44, практическая работа
В данном примере нарушен принцип непротиворечия. С одной стороны брат одурачил Рэймонда, поскольку тот ждал розыгрыша, но так и не дождался. Но с другой стороны Эмиль так его и не разыграл – здесь можно указать на нарушение принципа достаточного основания: что Эмиль имел ввиду под розыгрышем?
Основные  принципы логического мышления  3 
Понятие 4 
Определение  7 
Суждение  8 
Умозаключение  12 
Теория множеств и статистические задачи 16 
Аргументация и полемика  18 
Список  литературы 21
В – вступающие в брак достигли брачного возраста,
С – брак может быть заключен.
Не дедуктивное 
умозаключение. Второй вероятностный 
модус. 
ж) (АvВ) С, В D, ┐D (АvВ) С, ┐В А С, С
Недедуктивное умозаключение. 1-ый вероятностный модус.
, где А – вплавь обогнуть гору
В – перебраться через гору
С – попасть в поселок
D – потратить много времени
з) (А^В) С, В^┐С
,где А – бортовой компьютер орбитальной станции работает без помех,
В – космонавты выйдут в открытый космос,
С – выполнить намеченную программу будет нетрудно.
Не дедуктивное 
умозаключение. Второй вероятностный 
модус. 
6. Определите фигуру и правильность следующих силлогизмов:
а) Р – М М – те, кто дышит жабрами
S М Р – рыбы
S Р S – кит
II – ая 
фигура. Силлогизм верен. 
б) М – Р М – электрон
М – S Р – то, что имеет отрицательный заряд
S – P S – элементарная частица
III – яя 
фигура. Силлогизм верен. 
в) М – Р М – я
S М Р – студент СФ МИЭП
S Р S – ты
I – ая 
фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму 
правилу второй  фигуры меньшая посылка 
должна быть утвердительным суждением. 
г) М – Р М – слесарь
М – S Р – распространенная профессия
S – P S – тот кто зашел сутра
III – яя 
фигура. Силлогизм не верен, т.к.: по второму 
правилу третьей фигуры заключение должно 
быть частным суждением, что в данном силлогизме 
не наблюдается. 
д) М Р М – жители нашей деревни
S М Р – те, кто владеет английским языком
S – P S – жители Москвы
     I 
– ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по 
второму правилу второй  фигуры меньшая 
посылка должна быть утвердительным суждением. 
7. Восстановите следующие энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов.
а) М Р М – французы
S М Р – те, кто любит пудинг
S – Р S – англичане
I – ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму правилу второй фигуры меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.
б) М Р М – киты
S – М Р – рыбы
S Р S – дельфины
I– ая фигура. 
Силлогизм верен.  
в) Р – М М – те, кого боятся дети
S М Р – дантисты
S Р S – императоры
II – ая 
фигура. Силлогизм верен. 
г) М – Р М – болеющий человек
S –М Р – неважно выглядит
S – Р S – Сидоров
I– ая фигура. 
Силлогизм верен.  
     д) 
Данных посылок недостаточно для 
создания силлогизма.   
     8. 
Проверьте с помощью 
(А
| а | в | с | (В | 
  А | 
  (А | 
  (А | 
  (А | 
  (А ((А  | 
| И | И | И | И | И | И | И | И | И | 
| И | И | Л | Л | Л | И | Л | Л | И | 
| И | Л | И | И | И | Л | И | И | И | 
| Л | И | И | И | И | И | И | И | И | 
| И | Л | Л | И | И | Л | Л | И | И | 
| Л | И | Л | Л | И | И | И | И | И | 
| Л | Л | И | И | И | И | И | И | И | 
| Л | Л | Л | И | И | И | И | И | И | 
     ТЕМА 
6. ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ 
ЗАДАЧИ 
     
1. Опишите 
формулой классической логики 
выделенные множества в 
     а)                       
       
┐А
┐В                            
б)
      
(А^С) v (B^С)  
в)
                
С ^ ┐А^┐В 
г)
           
С ^ (А^В) ^ ┐А^┐В 
 
2. Используя схемы кругов Эйлера, докажите следующие законы логики:
а) ┐(АvВ) ≡ ┐А^┐В
     
 
 
б) А v (В ^ С) ≡ (АvВ) ^ (АvС)
     
 
 
 
 
3. Используя схемы кругов Эйлера и законны логики, решите задачу:
А – учащиеся, не катавшиеся на лыжах (42%)
В – учащиеся, не летавшие на самолете (58%)
           С – на лыжах катались 
и на самолете летали (29%) 
 
     Вывод: 
В глаза бросается нарушение принципа 
исключенного третьего. Заметим, что первоначально 
деление произведено всех учащихся сразу 
на не летавших на самолетах и не катавшихся 
на  лыжах, третьего – не дано, иначе 
пришлось одновременно выделять другую 
группу. А поскольку все учащиеся уже разделены, 
то и 29% группы летавших и катавшихся – 
не возможно выделить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     ТЕМА 
7. АРГУМЕНТАЦИЯ И ПОЛЕМИКА 
     1. 
Проанализируйте следующие 
а) Тезис: Иванов не совершал кражи.
Аргументы: кража есть хищение личного имущества. Иванов унес компьютер из своего учреждения.
Форма основания: демонстрация.
Демонстрация: неполное индуктивное умозаключение.
     Ошибка: 
недостаточность аргументов. «Иванов 
унес … из своего учреждения». Что 
значит своего? Если он директор или учредитель 
учреждения, то он имеет право унести компьютер, 
и это не будет хищением. В противном случае 
кража будет налицо, поскольку имущество 
организации является собственностью 
учредителя (то есть это личное имущество). 
б) Тезис: Я – ненормальный.
Аргумент: Собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она как мы условимся нормальная. Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь.
Форма основания: доказательство.
Демонстрация: умозаключение по аналогии.
     Ошибка 
в аргументах. Кот сам установил 
«условие нормальности» и, как мы 
видим, ложное. У собак и у котов разные 
реакции на описываемые действия, поэтому 
тезис считаем необоснованным.  
в) Тезис: Лекарства нужно принимать как можно больше.
Аргументы: лекарство, принимаемое больными – есть добро. Чем больше добра – тем лучше.
Форма основания: доказательство.
Демонстрация: силлогизм.
     Ошибка 
в выборе аргументов. Добро подразумевается 
под разными формами. Лекарство лечит 
– и это добро для организма. Но что бы 
было больше добра существенного, нет 
необходимости есть больше таблеток, поскольку 
это принесет вред. 
г) Тезис: Я – папа римский.
Аргументы: пусть 2+2=5, вычтем из обеих частей 2, получим 2=3, переставим правую и левую части: 3=2, вычтем из каждой части по единице: 2=1. Папа римский и я – нас двое. Так как 2=1, то папа римский и я – одно лицо.