Основные принципы логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:44, практическая работа

Описание

В данном примере нарушен принцип непротиворечия. С одной стороны брат одурачил Рэймонда, поскольку тот ждал розыгрыша, но так и не дождался. Но с другой стороны Эмиль так его и не разыграл – здесь можно указать на нарушение принципа достаточного основания: что Эмиль имел ввиду под розыгрышем?

Содержание

Основные принципы логического мышления 3
Понятие 4
Определение 7
Суждение 8
Умозаключение 12
Теория множеств и статистические задачи 16
Аргументация и полемика 18
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

ЛОГИКА экономическая (2ой вариант).docx

— 193.61 Кб (Скачать документ)

    В – вступающие в брак достигли брачного возраста,

    С – брак может быть заключен.

Не дедуктивное  умозаключение. Второй вероятностный  модус. 

     ж)  (АvВ) С, В D, ┐D     (АvВ) С, ┐В     А С, С    

                                А                      А              вероятно А
 

Недедуктивное умозаключение. 1-ый вероятностный модус.

, где  А – вплавь обогнуть гору

      В – перебраться через гору

      С – попасть в поселок

      D – потратить много времени

     з)  (А^В) С, В^┐С

                 А                      

,где  А – бортовой компьютер орбитальной станции работает без помех,

    В – космонавты выйдут в открытый космос,

    С – выполнить намеченную программу будет нетрудно.

Не дедуктивное  умозаключение. Второй вероятностный  модус. 

     6. Определите фигуру  и правильность  следующих силлогизмов:

     а) Р – М                   М – те, кто дышит жабрами

              S М   Р – рыбы

               S Р                       S – кит

II – ая фигура. Силлогизм верен. 

     б) М – Р  М – электрон

           М – S Р – то, что имеет отрицательный заряд

            S – P  S – элементарная частица

III – яя фигура. Силлогизм верен. 

     в)   М – Р                    М – я

           S М Р – студент СФ МИЭП

           S Р                    S – ты

I – ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму правилу второй  фигуры меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. 

     г) М – Р  М – слесарь

           М – S Р – распространенная профессия

            S – P  S – тот кто зашел сутра

III – яя фигура. Силлогизм не верен, т.к.: по второму правилу третьей фигуры заключение должно быть частным суждением, что в данном силлогизме не наблюдается. 

     д) М Р  М – жители нашей деревни

         S М Р – те, кто владеет английским языком

         S – P  S – жители Москвы

     I – ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму правилу второй  фигуры меньшая посылка должна быть утвердительным суждением. 

     7. Восстановите следующие энтимемы, укажите фигуру, определите правильность построения полученных силлогизмов.  

     а) М Р                   М – французы

              S М   Р – те, кто любит пудинг

               S Р                       S – англичане

     I – ая фигура. Силлогизм неверен, т. к. по второму правилу второй  фигуры меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.

     б) М Р                  М – киты

         S – М Р – рыбы

         S Р                          S – дельфины

I– ая фигура. Силлогизм верен.  

     в) Р – М                   М – те, кого боятся дети

              S М   Р – дантисты

               S Р                       S – императоры

II – ая фигура. Силлогизм верен. 

     г) М – Р                  М – болеющий человек

         S –М Р – неважно выглядит

         S – Р                         S – Сидоров

I– ая фигура. Силлогизм верен.  

     д) Данных посылок недостаточно для  создания силлогизма.   

     8. Проверьте с помощью истинностных  таблиц или каким-либо другим  способом, является ли следующая  формула законом логики:

С))
((А
В)
С)) 

     
а в с
С)
А
С)
В)
С)
В)
С)
С))

((А

В)
С))

И И И И И И И И И
И И Л Л Л И Л Л И
И Л И И И Л И И И
Л И И И И И И И И
И Л Л И И Л Л И И
Л И Л Л И И И И И
Л Л И И И И И И И
Л Л Л И И И И И И
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     ТЕМА 6. ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 

      1. Опишите  формулой классической логики  выделенные множества в следующих  схемах:

     а)                                                                                                                                       

       А В                                                                                                                                                          

      б)

       (А^С) v (B^С)  

      в)

                С ^ А^В 

      г)

           С ^ (А^В) ^ А^В 
 

     2. Используя схемы кругов Эйлера, докажите следующие законы логики:

     а) (АvВ) ≡ А^В

       
 

     б) А v (В ^ С) ≡ (АvВ) ^ (АvС)

       
 
 
 

     3. Используя схемы кругов Эйлера  и законны логики, решите задачу:

     

           А – учащиеся, не катавшиеся на лыжах (42%)

       В – учащиеся, не летавшие на самолете (58%)

           С – на лыжах катались и на самолете летали (29%) 
 

     Вывод: В глаза бросается нарушение принципа исключенного третьего. Заметим, что первоначально деление произведено всех учащихся сразу на не летавших на самолетах и не катавшихся на  лыжах, третьего – не дано, иначе пришлось одновременно выделять другую группу. А поскольку все учащиеся уже разделены, то и 29% группы летавших и катавшихся – не возможно выделить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА 7. АРГУМЕНТАЦИЯ И ПОЛЕМИКА 

     1. Проанализируйте следующие рассуждения,  найдите тезис, аргументы и  элементы демонстрации. Укажите  и квалифицируйте ошибки, если  они имеются. 

     а) Тезис: Иванов не совершал кражи.

     Аргументы: кража есть хищение личного имущества. Иванов унес компьютер из своего учреждения.

     Форма основания: демонстрация.

     Демонстрация: неполное индуктивное умозаключение.

     Ошибка: недостаточность аргументов. «Иванов  унес … из своего учреждения». Что значит своего? Если он директор или учредитель учреждения, то он имеет право унести компьютер, и это не будет хищением. В противном случае кража будет налицо, поскольку имущество организации является собственностью учредителя (то есть это личное имущество). 

     б) Тезис: Я – ненормальный.

     Аргумент: Собака рычит, когда сердится, и виляет хвостом, когда радуется. Она как мы условимся нормальная. Я ворчу, когда мне приятно, и виляю хвостом, когда злюсь.

     Форма основания: доказательство.

     Демонстрация: умозаключение по аналогии.

     Ошибка  в аргументах. Кот сам установил  «условие нормальности» и, как мы видим, ложное. У собак и у котов разные реакции на описываемые действия, поэтому тезис считаем необоснованным.  

     в) Тезис: Лекарства нужно принимать как можно больше.

     Аргументы: лекарство, принимаемое больными – есть добро. Чем больше добра – тем лучше.

     Форма основания: доказательство.

     Демонстрация: силлогизм.

     Ошибка  в выборе аргументов. Добро подразумевается под разными формами. Лекарство лечит – и это добро для организма. Но что бы было больше добра существенного, нет необходимости есть больше таблеток, поскольку это принесет вред. 

     г) Тезис: Я – папа римский.

     Аргументы: пусть 2+2=5, вычтем из обеих частей 2, получим 2=3, переставим правую и левую части: 3=2, вычтем из каждой части по единице: 2=1. Папа римский и я – нас двое. Так как 2=1, то папа римский и я – одно лицо.

Информация о работе Основные принципы логического мышления