Основные принципы логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:44, практическая работа

Описание

В данном примере нарушен принцип непротиворечия. С одной стороны брат одурачил Рэймонда, поскольку тот ждал розыгрыша, но так и не дождался. Но с другой стороны Эмиль так его и не разыграл – здесь можно указать на нарушение принципа достаточного основания: что Эмиль имел ввиду под розыгрышем?

Содержание

Основные принципы логического мышления 3
Понятие 4
Определение 7
Суждение 8
Умозаключение 12
Теория множеств и статистические задачи 16
Аргументация и полемика 18
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

ЛОГИКА экономическая (2ой вариант).docx

— 193.61 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ  

     
  1. Основные  принципы логического мышления  3
  2. Понятие 4
  3. Определение  7
  4. Суждение  8
  5. Умозаключение  12
  6. Теория множеств и статистические задачи 16
  7. Аргументация и полемика  18

    Список  литературы 21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 

     1. Нарушение каких принципов логики может быть проиллюстрировано следующими примерами.

     а) Нарушен принцип тождества. Поскольку  Джексон имеет под «местом  перелома руки»  часть руки, а  поручик – географическое положение.

     б) Закон исключенного третьего. Невозможно смотреть то, чего не показывают.

     в) Нарушен принцип достаточного основания. Сложность приобретения билетов  не говорит о качестве фильма. Возможно фильм абсолютно новый и хорошо разрекламированный, в добавок цена билета не завышена – билеты очень  быстро раскупят, но фильм может  оказаться низкого качества.

     г) Нарушен принцип непротиворечия. Ответчица и не видела в глаза кувшин, и давно целехоньким вернула.  

     2. В данном примере нарушен принцип  непротиворечия. С одной стороны  брат одурачил Рэймонда, поскольку  тот ждал розыгрыша, но так  и не дождался. Но с другой  стороны Эмиль так его и  не разыграл – здесь можно  указать на нарушение принципа  достаточного основания: что Эмиль  имел ввиду под розыгрышем? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ 

     1. Перечислите несколько существенных  признаков следующих понятий:

     Офис: рабочая комната, наличие оргтехники

     Инфляция: обесценивание рубля, экономический  процесс

     СФ  МИЭП: вуз, ул. Пирогова, 9 

     2. Осуществите по две последовательные  операции обобщения и ограничения  следующих понятий:

«ул. Кирова – улица г. Новокузнецк – улица – территория города – территория»

«Китай  – восточное развивающееся государство  – развивающееся государство – государство – политический институт»

«договор  аренды с ООО «Новосел» – договор аренды – договор – юридический документ – документ»

«…  – мировой банк – банк – финансовое учреждение».  Ограничение понятия невозможно, поскольку «мировой банк» – конечное понятие.

«экономика  США – экономика развитой страны – экономика – совокупность процессов развития страны – совокупность процессов»   

     3. Проверить правильность произведенного  деления:

     а) деление произведено по двум основаниям, и понятия пересекаются

     Кинофильмы: художественные (А), научно-популярные (В), документальные (С), исторические (D), индийские (Е).

     

       

       
 
 

     б) Деление произведено по двум основаниям. Легкоатлетические виды спорта: бег  и прыжки, а метание снаряда  – это тяжелая атлетика.

     в) Произведено не деление понятия, а перечислены составляющие костюма.

     г) В делении понятия члены деления  пересекаются.

      Те, кого она  любит: военные (А), красивые (В), здоровенные (С), крутые (D), деловые (Е).

     

       
 

     

     д) Ошибка: разные основания деления.

     Любая музыка может быть громкой и надоевшей. Музыка делится на тяжелую и легкую; легкая в свою очередь вбирает  в себя симфоническую, хоровую, джазовую, тяжелая – рок. И тяжелая и  легкая музыка может быть классической, популярной.

     е) Деление произведено верно. 

     4. Даны шесть чисел. Произведите классификации этих чисел в группы по произвольным основаниям.

     Четные  числа: 2,4,6

     Нечетные  числа: 1,3,5

     Числа, кратные двум: 2,4,6

     Числа кратные трем: 3,6

     Простые числа: 1,2,3,4,5,6

     Деление может быть продолжено по очень многим основаниям.  

     5. Исключите только одно понятие  из ряда, так чтобы оставшиеся  можно было включить в один  большой род, укажите этот род.

     а) Селедка, кит, акула, треска, окунь. Кит – млекопитающее.

     б) дом, иглу, бунгало, контора, хижина. Контора – часть строения.

     в) Юпитер, Аполлон, Марс, Нептун, Меркурий. Аполлон – название не планеты. 

     6. Дайте полную логическую характеристику  следующим понятиям:

     Автомобиль: V > 1, положительное, конкретное, абсолютное, несобирательное.

     Организация: V > 1, положительное, конкретное, абсолютное, собирательное.

     Бесстрашие: V > 1, положительное, абстрактное, абсолютное, несобирательное.

     Рынок ценных бумаг: V > 1, положительное, конкретное, абсолютное, собирательное.

     Совет директоров: V > 1, положительное, конкретное, абсолютное, собирательное. 

     7. С помощью круговых схем изобразите  отношения между понятиями:

      а)  А – Китайская народная республика

           В – государство, сопредельное с Россией  
 

      б)  А – бизнес

           В – маркетинг 

           С – менеджмент  

      в)  А – преступная группировка

       В – банда

           С – бандит

           D – главарь банды 

      г)  А – король

       В – глава монархического государства

       С – монархическое государство

           D – нефтяной король

            

      д)  А – балалайка

       В – музыкальный инструмент

       С – немецкий аккордеон

       D – испанская гитара

           Е – флейта

           F – тарелки  

     8. Подберите понятия, отношения  между которыми соответствуют  следующим схемам:

      а)

       А – философ

           В – верующий человек

           С – философ-христианин  

      б)  А – брюнет

           В – студент

           С – студент Сидоров 

      в)  A – руководитель

           B – подчиненный

       C – женщина

           D – мужчина 

      г)  A – микроавтобус-такси

       B – такси заказное (транспорт)

       C – такси маршрутное (транспорт)

           D – вместительный ПАЗик

           E – легковой автомобиль

     

      д)  A – неработающий аспират юр. фак-а

       B – неработающий аспират фил. фак-а

      C – аспирант с дипломом вуза

 D – сотрудник, получающий первое

        образование в вузе

      E – сотрудник фирмы

      F – студент без диплома вуза 

ТЕМА 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 
 

     1. Проанализируйте с точки зрения  логики следующие определения:

     а) номинальное, явное, атрибутивное

     б) реальное, неявное, определение через абстракцию

     в) реальное, явное, атрибутивное

     г) реальное, явное, атрибутивное

     д) номинальное, явное, атрибутивное

     е) реальное, явное, определение через  абстракцию

     ж) реальное, явное, атрибутивное

     з) реальное, явное, определение через абстракцию

     и) реальное, явное, генетическое

     к) реальное, явное, операциональное

     л) номинальное, неявное, определение через абстракцию

     м) реальное, явное, определение через абстракцию. 

     2. Дайте определения следующим  понятиям:

     Рынок – место торговли товарами на улице, где собирается много народу и продаются различные товары. 

     Перерасчет  – операция по проверке операции по начислению.

     Осветительный прибор – электрический прибор, созданный для освещения помещения.

     Домашнее  животное – животное, которое приручено  человеком и живет в доме.

     Институт  – высшее учебное заведение, осуществляющее обучающую деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА 4. СУЖДЕНИЕ 

     1. Какие из приведенных ниже  предложений выражают суждения, какие нет и почему?

     а) Не является суждением, это просто наименование объекта.

     б) Является суждением, т.к. констатируется тот факт, что кругом все запорошило снегом.

     в) Вопрос суждением не является.

     г) Не является суждением поскольку выражает не размышление, а совет.

Информация о работе Основные принципы логического мышления