Законы логики и основные принципы мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 02:05, контрольная работа

Описание

Традиционный взгляд на данную проблему сводится к перечислению четырех «основных» законов правильного мышления: противоречия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания —и к их более или менее подробной демонстрации. Сообщается, что отрицающие друг друга мысли не могут быть вместе ни истинны, ни ложны (закон противоречия), что каждая мысль должна быть равна сама себе (закон тождества), что из двух противоречащих друг другу мыслей одна и только одна истинна (закон исключенного третьего), что всякая истинная мысль должна быть обоснована (закон достаточного основания).

Содержание

Введение 4
1. Законы логики и основные принципы мышления 5
1.1. Логика и формирование культуры мышления 5
1.2. Виды формально- логических законов 8
2. Специфика законов логики 10
2.1. Закон тождества 10
2.2. Закон непротиворечия 12
2.3. Закон исключенного третьего 15
2.4. Закон достаточного основания 17
Заключение 19
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 39.39 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение                                                                                                           4

  1. Законы логики и основные принципы мышления                             5
    1. Логика и формирование культуры мышления                         5
    2. Виды формально- логических законов                                      8
  2. Специфика законов логики                                                                   10
    1. Закон тождества                                                                           10
    2. Закон непротиворечия                                                                 12
    3. Закон исключенного третьего                                                     15
    4. Закон достаточного основания                                                   17

Заключение                                                                                                        19

Список  использованной литературы                                                               21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Всякое знание, независимо от того, является ли оно научным или просто вытекающим из здравого смысла, представляет — явно или скрыто — систему принципов сохранения  (Жан Пиаже. Психология интеллекта.)

Теоретическую основу любой науки  составляют законы сохранения, которым  подчиняются ее объекты. Закон инерции  в механике, закон сохранения веса в химии, золотое правило нравственности в этике — самые известные  примеры законов сохранения. Существуют такие законы и в логике.

Законы мышления исторически сложились  в результате взаимодействия между  человеком и объективной действительностью  в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. В них  нашли свое логическое выражение  наиболее массовидные черты внешнего мира, его качественная определенность. При этом мышлении, выступая как  специфическое отражение объективной  реальности в сознании человека, протекает  не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль  в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений  обусловлена законами мышления.

Традиционный взгляд на данную проблему сводится к перечислению четырех  «основных» законов правильного  мышления: противоречия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания —и к их более или менее подробной  демонстрации. Сообщается, что отрицающие друг друга мысли не могут быть вместе ни истинны, ни ложны (закон противоречия), что каждая мысль должна быть равна  сама себе (закон тождества), что  из двух противоречащих друг другу  мыслей одна и только одна истинна (закон  исключенного третьего), что всякая истинная мысль должна быть обоснована (закон достаточного основания).

 

  1. Законы логики и основные принципы мышления
    1. Логика и формирование культуры мышления

Логика изучает познающее  мышление и применяется как средство познания. Познание как процесс отражения  объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

Чувственное познание протекает  в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов – их цвета, формы, запаха, вкуса.

Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств.

Представление – это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности. Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями.

Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и  общества. А это невозможно без  мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.

Рассмотрим основные особенности  мышления. 
Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания – мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Подобным образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, и так далее. Абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

Мышление – процесс  опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно  познать лишь то, что действует  на них. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Мышление неразрывно связано  с языком. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей  мыслительной работы. 
Мышление – процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности. 
Обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – таковы основные особенности мышления.

Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению с чувственным  познанием формой отражения действительности. Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и восприятиям и ощущениям, и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает недоступные чувственному познанию явления.

Рассмотрим основные формы  мышления – понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупность отражается мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию, и отражаются в мышлении человека одинаково – как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия.

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме  утверждения или отрицания.

Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или  нескольких суждений выводится новое  суждение, можно установить, что  в умозаключениях одного вида вывод  получается одним и тем же способом. 
Подобным же образом, то есть благодаря связи суждений, можно получить вывод, имеющий любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Отличительная особенность правильного вывода в том, что от истинных посылок он всегда ведет к истинному заключению. Такой вывод позволяет из имеющихся истин получать новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и тому подобному. Неправильные выводы могут от истинных посылок вести как к истинным, так и к ложным заключениям.

В современной логике логические процессы изучают путем их отображения  в языках формализованных, или логических исчислениях. Современная логика слагается  из большего числа логических систем. Эти системы принято делить на логику классическую и логику неклассическую. Логика, как наука едина, она слагается  из множества более или менее  частных систем. В каждой применяется  язык символов и формул. 
Законы логики долгое время представлялись абсолютными истинами, никак не связанные с опытом. Логика складывается в практике мышления. Логические законы – продукты человеческого опыта.[1]

 

1.2. Виды формально-логических  законов

Различают следующие виды формально-логических законов.  
Во-первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления – или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила.  
Во-вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Их называют основные формально-логические законы. Это – закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они:

    • действуют во всяком мышлении;
    • лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;
    • используются в процессе умозаключений и доказательств;
    • отражают важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

Первые три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим  философом Аристотелем, закон достаточного основания – немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.

Необходимо иметь в виду, что  выделение четырех формально-логических законов осуществляется только в  традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются законами, например, закон исключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон противоречия (пара непротиворечивая логика). Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь в рамках традиционной логики, обратимся к анализу выделенных формальнологических законов, которые имеют важное значение в мыслительной деятельности людей.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Специфика законов логики
    1. Закон тождества

Данный закон может быть назван законом постоянства мысли. Смысл  его в том, что каждая мысль, которой  мы пользуемся в логических операциях, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Если, к примеру, мы в качестве исходных понятий взяли «рынок», «товар», «деньги», то в процессе последующих  рассуждений нельзя подменять их совсем другими, пусть даже сходными по смыслу терминами: «базар», «изделие», «золото» и т. п.

Закон тождества формулируется  следующим образом: всякая мысль  тождественна сама себе, А  есть А (или  А=А), где А обозначает любую мысль. Из сущности этого закона вытекает важное требование: нельзя отождествлять  различные мысли, нельзя тождественные  мысли принимать за нетождественные.[3]

Требование закона тождества очевидно, однако нередки случаи, когда оно  нарушатся. Отождествление различных  мыслей или различение тождественных мыслей возникает, например, в связи с особенностями их языкового выражения. Одну и туже мысль можно выразить в различной языковой форме, что нередко приводит к изменению первоначального смысла понятия, к подмене одной мысли другой. Особенно опасны в этом отношении синонимы и омонимы, неправильное употребление которых ведет к нарушению логического строя мысли. Так, под словом "заключение" в логике понимают суждение, вытекающее из других посылок. Этим же словом обозначается состояние лица, лишенного свободы, подвергнутого аресту. Употребление таких слов в одном значении означает отождествление различных понятий, и, наоборот, употребление одного из них в различных понятиях означает ошибочное различение тождественных понятий. И в первом и во втором случаях требование закона тождества нарушено. 
Отождествление различных мыслей может произойти в результате того, что разные люди в зависимости от профессии, жизненного опыта и т. д. вкладывают в одно и тоже понятие разный смысл.

Отождествление различных понятий  представляет собой логическую ошибку – подмену понятия, сущность которой состоит в том, что вместо данного понятия и под видом данного понятия употребляют другое понятие. При чем эта подмена может быть как неосознанной, так и сознательной, преднамеренной, Подмена понятия означает подмену предмета рассуждения. Рассуждение в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они и будут ошибочно приниматься за один предмет.

Информация о работе Законы логики и основные принципы мышления