Содержание математического развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:22, курсовая работа

Описание

Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет формирование элементарных математических представлений. Цель любой программы – формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Содержание

Введение
1. Особенности психологического развития детей в первые
годы жизни
2. Содержание математического развития дошкольников
3. Специфика развития математических способностей
4. Формирование математических способностей детей
дошкольного возраста. Логическое мышление.
5. Роль дидактических игр
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Реферат Содержание математического развития дошкольников.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

    Знать:

    • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;
    • Как получить первое число каждого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
    • Монеты достоинством 1,5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей;
    • Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времени года.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Специфика развития математических способностей  

     В связи с проблемой формирования и развития способностей следует  указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление  структуры способностей дошкольников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.

     Общий закон образования способностей состоит в том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.

     Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются  в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей  деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.

     Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):

     1) Способность к формализации математического  материала, к отделению формы  от содержания, абстрагированию  от конкретных количественных  отношений и пространственных  форм и оперированию формальными   структурами, структурами отношений  и связей;

     2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;

     3) Способность к оперированию числовой  и знаковой символикой;

     4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому   рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах,      обосновании, выводах;

     5) Способность сокращать процесс  рассуждения, мыслить свернутыми       структурами;

     6) Способность к обратимости мыслительного  процесса (к переходу с прямого   на обратный ход мысли);

     7) Гибкость мышления, способность  к переключению от одной умственной  операции к другой, свобода от  сковывающего влияния шаблонов  и  трафаретов;

     8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные      особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;

     9) Способность к пространственным  представлениям, которая прямым  образом  связана с наличием  такой отрасли математики как  геометрия. 
 
 
 
 

     4. Формирование математических способностей детей

     дошкольного возраста. Логическое мышление

     Многие  родители полагают, что главное при  подготовке к школе - это познакомить  ребенка с цифрами и научить  его писать, считать, складывать и  вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

     В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

     Однако  не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный  дар, с наличием или отсутствием  которого следует смириться. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

     Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать  логическое мышление дошкольников. В  школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям (см. Приложение).

     Логические  игры математического содержания воспитывают  у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная  игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

     Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка  умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что  для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

     Логические  задачки могут быть следующими:

     - У двух сестер по одному  брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3)

     Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка  в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

     Каждое  из приведенных в Приложении упражнений направлено на формирование логических мыслительных приемов. Например, упражнение 4 учит ребенка сравнивать; упражнение 5 - сравнивать и обобщать, а также  анализировать; упражнение 1 учит анализу и сравнению; упражнение 2 - синтезу; упражнение 6 - фактическая классификация по признаку.

     Логическое  развитие ребенка предполагает также  формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений  и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

     Таким образом, за два года до школы можно  оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным  победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

     5. Роль дидактических игр

     Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

     Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

     В игре ребенок приобретает новые  знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

     В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач  в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует.

     Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них  – труд,  игра для них - серьезная  форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

     Однако  если для воспитанника цель - в самой  игре, то для взрослого, организующего  игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.

     В наибольшей степени это проявляется  в так называемых дидактических  играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической  цели будет осуществлено в игре как  деятельности, заключающей цель в  самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

     Игра  ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

     Свободное и добровольное включение детей  в игру: не навязывание игры, а  вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

     Таким образом, дидактическая игра - это  целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

     И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального  развития ребенка, формирования его  познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

     Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей  дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или  иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

     Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научив его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Содержание математического развития дошкольников