Особенности олигополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур.

Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
 Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
 Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
 Определить понятие ценовой дискриминации.
 Осветить особенности монополистической конкуренции.
 Дать общую оценку олигополистических структур

Содержание

Введение.

Содержание:

1.1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции .
1.2. Особенности рынка чистой конкуренции .
1.3. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции .
2.1. Чистая монополия .
2.2. Виды чистой монополии .
2.3.Монополистическа конкуренция. Особенности монополистической конкуренции .
3.1.Олигополия.
3.2.Особенности олигополий.

Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

тема11 редоктировать!.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных  то­варов  или  их  заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по  сравне­нию с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе историчес­кой тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной  кон­куренции,  который  с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слия­ния. Банкротство  может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия,  так и под воздействием  уси­лий,  предпринимаемых  конкурентами против определенного предприя­тия.

Поглощение осуществляется  на  основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо  полностью,  либо  частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между  сильным  и  слабым конкурентами.

Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя  по­добного рода централизация капитала и производства может быть эко­номически вынужденной как выбор третьего из двух зол:  либо полная утрата самостоятельности,  либо изматывающая экономическая "война". В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация ка­питала,  а  затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену  своей продукции,  а также существенно снизить затраты на ре­сурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти  нескольких  корпораций делает бессмысленным ценовую конку­ренцию,  которая может превратиться в войну цен и привести к истощению  всех  его  участников. Поэтому  в  рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться  без должного учета реакции на нее конкурентов.

Другим существенным фактором, создающим объективные предпо­сылки для формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано существенное расши­рение производства с целью реализации эффекта масштаба  производс­тва. В  процессе совершенствовании техники и появления новых техно­логий существенно расширялись технологическая концентрация  произ­водства,  оптимальные  размеры предприятия достигали таких масшта­бов, которые становились существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм.

Эти препятствия связаны как с финансовыми проблемами, так и с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической,  и с экономической,  и с финансовой точек  зрения достижение  масштаба  производства  становится  трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, во  многих  случаях удовлетворение  совокупных  потребностей  общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйствен­ными субъектами,  нежели многими  конкурентами  с  незначительными объемами  производства. К тому же существуют общие правовые ограни­чения,  защищающие интересы производителей, связанные с владением патентами, лицензиями.

Специфика олигополистической структуры  рынка  обуславливает особенности  рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценообразования. Ценообразование на олигополизированном рынке  характери­зуется  многообразием  форм  своего проявления,  но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа:  ценовая конкуренция; тайный сговор в цене;  лидерство в ценах; ценовая накидка. При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении ответных действий со стороны конкурентов делает анализ олигополистического ценообразования весьма  сложной  проблемой. Тем не  менее, изучение базовых положений ценообразования в рамках оли­гополии позволяет получить отправные моменты для понимания поведе­ния агентов рынка с олигополистической структурой.

 

Ценовая конкуренция.

В условиях ограниченного числа поставщи­ков  определенного товара их поведение можно описать двояким обра­зом. С одной стороны,  повышение или понижение цены на товар  одним из  товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в це­не, которые пытаются добиться один из хозяйственных субъектов. В ре­зультате между конкурентами фактически не происходит перераспреде­ление общих объемов продаж, то есть каждый из конкурентов не ощущает потери своих потребителей.

Если и происходит отток или приток потребителей, то это ощуща­ет отрасль в целом под воздействием понижения  или  повышения  цен всеми  товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен потребители будут искать способы удовлетворения своих  потреб­ностей: то ли путем расширения объема закупок товара данной отрас­ли, то ли других отраслей. С другой стороны, понижение или повыше­ние цен одним из товаропроизводителей на свою продукцию может выз­вать безразличное отношение конкурентов. В таком  случае  повышение цены  приведет к сокращению доли общего объема продаж товаропроиз­водителя, который воспользуется такой возможностью. Понижение цены, напротив,  позволит  ему  расширить объем продаж данного товара за счет покупателей других конкурентов. В реальной действительности в зависимости  от  конкретно  складывающихся обстоятельств поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным.

Однако наиболее достоверной реакцией можно  считать  то,  что понижение  цены  кем-либо  из конкурентов вызовет стремление у ос­тальных конкурентов выровнять свои цены,  то есть понизить их с той целью, чтобы недопустить  расширение рынка продаж конкурента-инициатора пониже­ние цен за счет других конкурентов. В то же время понижение цен од­ним из товаропроизводителей, как правило, конкуренты оставляют без внимания. Однако такое игнорирование повышения цен со стороны  кон­курентов  связано  с  надеждой  расширить свои доли в общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул поднять цену на свой продукт.

Несовершенства рыночного поведения. Рассмотренный только что вариант  олигополистической  структуры рынка,  допускающий возмож­ность ценовой конкуренции,  характеризует собой разряженную олиго­полию, в рамках которой весьма проблематично согласовать поведение конкурентов из-за их относительно большого числа. Однако в тех слу­чаях, когда  рынку  присуща платная олигополия,  возникает реальная возможность вступления в явный или в тайный сговор  производителей определенных товаров.

Исторически, когда еще отсутствовало антитрестовское  законодательство,  в конце XIX, начале XX веков первоначально стали фор­мироваться объединения товаропроизводителей в  форме  картелей,  в рамках которых его участники сохраняли экономическую,  юридическую самостоятельность, заключали соглашения о единой ценовой политике, о квотах производства продукции, о разделении и распределении рын­ков сбыта. Это были открытые картельные соглашения товаропроизводи­телей. Наибольшее  распространение картелирование получило развитие в Западной Европе.

Параллельно с  картелями  шел  процесс  образования трестов и синдикатов - все это вело к свертыванию конкуренции и  навязыванию воли  крупных  объединений товаропроизводителей. В результате госу­дарства многих промышленных стран ввели антитрестовское  законода­тельство, которое было направлено против неконкурентного поведения товаропроизводителей. В современных условиях, когда с одной сторо­ны, действует антитрестовское законодательство, а, с другой, нали­цо недостатки и неопределенность рыночного поведения олигополистов на основе ценовой конкуренции,  возникает соблазн тайного сговора, т.е.  непосредственного или молчаливого согласия конкурентов одно­направленного  рыночного  поведения. Установление  тайного контроля над ценами позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, по­лучать экономическую прибыль, и препятствовать проникновению в от­расль новых конкурентов.

В связи с тем, что во многих странах действует антитрестовое законодательство,  то  открытое  картелирование,  базирующееся  на письменных соглашениях,  становится невозможным. Соглашения в таких случаях заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встре­чах. При этом используется изощренные формы камуфляжа запланирован­ных согласованных действий олигополистов. В результате у потребите­лей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия цено­вой конкуренции между олигополистами. Это достигается согласованны­ми  действиями  фирм  в рамках относительно долгосрочных периодов, которые, осуществляя поочередные манипуляции с ценами на свою про­дукцию,  получают равновеликие прибыли на вложенный капитал каждым из олигополистов.

Именно циклическое  чередование позиций фирм-олигополистов позволяет им сбалансировать свои интересы и  фактически  выступать единым  фронтом против антимонопольных механизмов.  Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются  так  называемые  джентльменские соглашения, которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего  времени  и  которые  весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные согла­шения о ценах требуют от его участников взаимного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться сбалансированности интересов ее участников.

В реальной  действительности  имеются  между олигополистами существенные расхождения как в издержках,  так  и  в  эластичности спроса  на  их продукцию,  кроме того, они могут намечать различные целевые установки,  что обуславливает далеко нерыночное их поведе­ние. Кроме того, в рамках тайных соглашений, которые фактически бло­кируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы кон­куренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополни­тельных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим  после сбытовым обслуживанием. В частности предоставление скидок может привести к ценовой войне  между  олигополистами,  так как  нарушение одним из участников джентльменского или иного нео­фициального соглашения может вызвать  ответную  реакцию  всех  или нескольких олигополистов.

Поведение олигополистов в рамках тайных соглашений  предопределяется необходимостью выбора золотой середины.  С одной сторо­ны, они вынуждены слишком в больших масштабах максимизировать при­быль,  ибо это будет провоцировать вступление в данную отрасль но­вых конкурентов, так и привлекать внимание контролирующих органов, ответственных  за  соблюдение  антитрестовского законодательства. С другой стороны,  получение умеренной  экономической  прибыли  либо сведение  ее  к нулевому значению позволяет олигополистам блокиро­вать проникновение в эту отрасль новых производителей.

Лидерство в  ценах  -  это  одна  из форм рыночного поведения фирм-олигополистов,  при которой все конкуренты  на  данном  рынке следуют  в  фарватере  ценовой политики ведущей или господствующей фирмы олигополиста. Речь идет о том,  что наиболее крупная или наи­более  эффективная в отрасли компания выбирает наиболее подходящий момент и место для изменения цены,  тогда как все  остальные  фирмы-олигополисты  автоматически  следуют  этому  изменению. В данном случае фактически отсутствует ценовая конкуренция, несмотря на  то, что и не имеет место тайный сговор, возможность последнего не иск­лючается полностью.

Однако когда мы говорим о "лидерстве в ценах", то предпола­гаем,  что никаких соглашений или каких-либо договоренностей между фирмами  не  имеется. И, тем не менее, согласование действий олигопо­листов,  несмотря на закамуфлированный  характер,  в  определенном смысле  происходит  открыто. Ценовой лидер,  высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы будит реакцию остальных  товаропроизводителей. Ответная  реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сиг­налом к осуществлению либо воздержанию от тех или  иных  мероприя­тий.  Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он,  как правило, не реагирует на незначительные колебания в усло­виях издержек и спроса.

Изменение цен происходит только в том  случае,  если  имеют место заметные отклонения в стоимости или иных факторах производс­тва или изменения в условиях функционирования предприятия либо вы­пуска продукции.  Наконец, цена на олигополизированном рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к  которым  прибавляется  надбавка  обычно в размере определенного процента.  В дальнейшем мы будем использовать термин "средние  издержки",  под которыми в долгосрочном периоде следует понимать всю совокупность издержек,  так как деление издержек на  постоянные  и переменные  приемлемо  лишь для краткосрочного периода.  В связи с тем,  что издержки производства изменяются под  влиянием  масштаба производства,  в качестве исходного уровня берется средний предполагаемый объем выпуска продукции в  рамках  определенного  периода времени. Это обуславливает далеко не полную загрузку производствен­ных мощностей. Однако показатель загрузки производственных  мощнос­тей (например,  75-80%) включает в себя не только составляющую ос­нову масштаба производства для расчета цены,  но определенный про­цент  резервных  мощностей  как непременное условие для расширения производства в случае необходимости, и для его обновления.

Расчетная цена,  образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной надбавки в  качестве  экономической прибыли,  служит своего рода стандартной ценой для проведе­ния ценовой политики, которая призвана  учитывать  действительную или  возможную  конкуренцию,  финансово-экономическую  и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. В заклю­чение следует отметить,  что подобная рода форма ценообразования в основном присуща для фирм с высокой степенью дифференциации и  диверсификация  выпускаемой  продукции,  что  выступает значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по  каждому отдельно  взятому  изделию. При этом данный тип олигополистического ценообразования не является несовместимым с использованием прямого тайного  сговора или лидерства в ценах.  Предпочтение,  отдаваемое олигополиями развертыванию неценовой конкуренции  по  сравнению  с ценовой,  связано с тем, что обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных  технологий,  удачная  реклама позволяет  создать устойчивость и стабильность на рынке по сравне­нию с конкуренцией цен.

Информация о работе Особенности олигополий