Особенности олигополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур.

Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
 Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
 Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
 Определить понятие ценовой дискриминации.
 Осветить особенности монополистической конкуренции.
 Дать общую оценку олигополистических структур

Содержание

Введение.

Содержание:

1.1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции .
1.2. Особенности рынка чистой конкуренции .
1.3. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции .
2.1. Чистая монополия .
2.2. Виды чистой монополии .
2.3.Монополистическа конкуренция. Особенности монополистической конкуренции .
3.1.Олигополия.
3.2.Особенности олигополий.

Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

тема11 редоктировать!.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

В связи  с тем,  что монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монопо­лии,  можно  выделить  следующие ее признаки. Как и при совершенной конкуренции,  предполагается, что в отрасли действуют много фирм и имеется  достаточно  свободный  вход  в  эту  отрасль  и  выход из нее. Другой чертой этого рынка является то,  что все фирмы  отрасли имеют  определенную  возможность  "назначать" цену на производимый ими товар,  т.к.  каждая фирма продает отличный продукт от товаров других фирм.

Например, все фирмы выпускают верхнюю одежду. Казалось бы, то­вар  один - мужские пальто,  но каждая фирма выпускает свой товар, отличный от других фирм фасоном,  составом и цветом ткани,  отдел­кой, применяемой фурнитурой и т.п. Происходит дифференциация това­ра,  которая покрывает фирмам возможность  манипулировать  ценами, повышать или понижать их. В то же время, назначая цены, продавцы не могут не считаться со спросом и предложением, поэтому термин "наз­наченная цена" призван, скорее подчеркнуть тот ее уровень, на кото­рый рассчитывают продавцы. В жизни они вынуждены находить  разумные решения  между  желанием  продать подороже и стремлением увеличить объем продаж, то есть  найти наиболее выгодную для себя цену или набор цен. В конечном счете,  каждый продавец устанавливает окончательную цену,  хотя многие из них предпочитают преобладающую цену.  Однако поиски  уровня  цен далеко не свободны от ограничений,  налагаемых спросом и предложением. Даже крупные корпорации испытывают  влияние спроса и предложения на принимаемые решения. К тому же цены предложения зависят от издержек,  а с издержками вынужден считаться лю­бой продавец.

Поэтому отправным пунктом ценообразования для  товаропроизводителя является динамика предельных издержек и спроса, изменяющих­ся во  времени  вне  зависимости  от  действий  товаропроизводите­лей-конкурентов. В свою очередь,  наличие массы производителей, вы­пускающих аналогичные товары, а также возможность относительно сво­бодного  входа  в  отрасль вносят в процесс ценообразования важный элемент конкуренции.  Все это ведет к тому,  что кривая спроса от­дельной  фирмы в условиях несовершенной конкуренции имеет падающий характер, но, более плавный, чем кривая спроса отрасли. Следователь­но, дифференциация  товара означает,  что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же това­ром, но и достаточно различные для того, чтобы товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении "назначения" цены на свой товар.

Максимизация прибыли и минимизация убытков.

Сделаем некоторые выводы. Кривая спроса отдельной  фирмы  имеет падающий характер;  ее эластичность выше,  чем эластичность кривой спроса отрасли, т.к. на рынке продаются товары-заменители, произ­водимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предостав­ляет фирме возможность получать монопольную прибыль в  краткосроч­ном  периоде.  В  долгосрочном  периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

Неценовая  конкуренция.

Проведенный анализ рыночного поведения хозяйственных субъектов в условиях  монополистической  конкуренции позволяет  говорить о возможностях развертывания ценовой конкурен­ции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных  удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и  неценовая  конкуренция. Ос­новными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта,  улучшение  его  ка­чественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация про­дукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по  ти­пу, стилю,  марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс ус­пешен,  он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупате­лей, которые  предпочитают ее товары аналогам  у  конкурентов.

Однако  при наличии столь разнообразного ассортимента  пред­лагаемых товаров и услуг всегда имеется возможность нового предло­жения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия про­дуктов. Доскональное  изучение  разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

Дифференциация продукта выступает своего  рода  компенсацией тех  недостатков,  которые присуще монополистической конкуренции и связаны, прежде всего, с издержками,  связанными с функционированием такой  рыночной  структуры. В  то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления,  с одной  стороны сбивает  с  толку потребителя,  усложняя процесс выбора, с другой стороны,  может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно  часто предпочтение  одним  товарам  перед  другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских свойств товара, а из цены,  считая  что последняя служит наилучшим показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

Другой формой  неценовой  конкуренции является совершенс­твование конкурентами выпускаемых  продуктов  и  предлагаемых  ус­луг. Улучшение   качественных   характеристик  или  потребительских свойств товара обеспечивает расширение рынка реализации  продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся о совершенствовании своей продукции.  Данная форма конкуренции имеет своим  следствием два  положительных момента, помимо лучшего удовлетворения потреб­ностей покупателей.

Первый заключается в том, что удачное улучшение продукта  одной из фирм побуждает другие предприятия принимать не­обходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фир­мы. В  целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров,  но и непосредственно  в области  ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

Второй момент сопряжен с появлением новых источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования выпускаемого про­дукта или создание качественно нового товара. Успех в деле расшире­ния продукта позволяет расширить производство, достигать оптималь­ных  его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль,  которая как раз и служит этим новым финансовым  источни­ком.

Отмечая положительные стороны конкуренции  в  форме  совершенствования продукта, нельзя не обратить внимание на имитационную деятельность фирм в данной области. У фирмы-имитатора активность на совершенствование продукта,  как правило,  ограничивается незначи­тельными поверхностными изменениями продукта, добиваясь  внешнего эффекта,  выдающего мнимое изменение в продукте за действитель­ное, а также априори закладывают моральный износ в усовершенство­ванный  продукт,  что  вызывает быстрое разочарование покупателя в обладании продуктом,  на смену которого пришла уже его  новая  мо­дель. Ясно,  что  подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост  потреби­тельских  расходов  населения.  Особое  место  в  системе рыночных структур занимает реклама,  однако наиболее интенсивно она  прово­дится  в  условиях  монополистической конкуренции и олигополии. Она призвана приспосабливать потребительский спрос к продукту. Огромные расходы, связанные с рекламной деятельностью, вызывают неоднознач­ные оценки в отношении целесообразности рекламы.

С одной стороны, утверждается, что подобного рода деятель­ность носит  расточительный  характер  и  ослабляет  конкуренцию. И действительно, например,  в США расходы на рекламу превышают суммы, расходуемые правительствами штатов и  муниципалитетами.  С  другой стороны, рекламе приписывается много положительных моментов, кото­рые связаны, как и с интересами потребителей,  так и эффективностью функционирования национальной экономики, а также с укреплением рыночных сил,  что ведет к  обострению  конкурентной  борьбы.  Итак, вкратце  остановимся как на положительных,  так и на отрицательных сторонах рекламной деятельности.

В связи со столь двойственной оценкой рекламной деятельнос­ти,  очевидно, законодательным и исполнительным органам страны не­обходимо  постоянно  отслеживать процессы рекламной деятельности с целью принятия тех или иных действенных мер, своевременно лимитиро­вать, либо  не  допустить  отрицательные последствия от рекламы. Это относится прежде, всего, к сегодняшней россии,  которую  захлестнула настоящая  рекламная вредоносная вакханалия,  которая наносит ущерб не только национальной экономике,  но и здоровью,  психике населе­ния. К недостаткам рекламы относят:

- содержание рекламы часто неинформативно и вводит в заблужде­ние  покупателей.

- реклама требует больших финансовых затрат,  они  увеличивают цену товаров.

- потребителей побуждают тратить деньги на товары,  которые им

в действительности не нужны .

- средства массовой информации зависят от рекламодателей,  это ограничивает их свободу.

Однако нельзя забывать и неоспоримые плюсы рекламной деятель­ности:

- реклама обеспечивает потребителей информацией о ценах, пос­ледних новинках на товарном  рынке.

- реклама часто приводит к снижению цен. Создавая массовые рын­ки, реклама позволяет уменьшить себестоимость продукции,  что дает возможность производителям понижать издержки.  Этой экономией пользуется потребитель.

- реклама стимулирует конкуренцию,  и от этого выигрывают потребители и все общество .

- доходы от рекламы оплачивают большую часть расходов на  жур­налы и газеты, всю стоимость коммерческого радио и ТВ.

- реклама приносит пользу экономики в целом,  стимулируя потребительский спрос влияет на оживление экономики. Реклама помогает поддерживать спрос на нужном уровне.

Второй момент  снижения эффективности рыночного механизма мо­нополистической конкуренции обусловлен достижением  такого  объема производства, который меньше масштаба производства, обеспечивающе­го минимизацию средних издержек.  В реальной действительности  это может проявляться в неполной загруженности имеющихся производствен­ных мощностей.

Неэффективно задействовать  резервные производственные мощнос­ти,  если на рынке будет конкурировать меньшее число фирм. В целом такая неэффективность не может не сказаться на ухудшении благосос­тояния потребителей.

Однако, исходя  из вышеизложенных посылок, вряд ли стоит делать вывод о нежелательности  монополистической  конкуренции. Во-первых, потому  что  монопольная  власть отдельных фирм при таких рыночных структурах весьма невелика,  а, следовательно,  и убытки  от  такой власти незначительны. Во-вторых,  негативные аспекты монополистической конкуренции компенсируются таким  существенным  преимуществом, как возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкури­рующих товаров и их марок.

3. Олигополия. Особенности олигополий. Несовершенства рыночного поведения. Общая оценка олигополистических структур.

3.1. Олигополия. Особенности рынка олигополий.

Наряду с монополистической конкуренцией, существенное место среди  рыночных структур в современной экономике занимает олигопо­лия или структура,  характеризуемая наличием на  рынке  нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно от­нести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продав­цов. Если  два продавца - это дуополия или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия,  то верхней предел условно  ограничиваем 24 хозяйственными субъектами, так как с числа 25 условно начинает­ся отсчет структур монополистической конкуренции.

По концентрации  продавцов на одном и том же рынке олигопо­лии  подразделяются  на  "плотные"  и  "разряженные"  олигополии. К "плотным"  олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры  рын­ка,  которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов отно­сятся к разряженным монополиям. Подобного рода  градация  позволяет по-разному  оценивать  поведение  предприятий в условиях "плотной" и "разряженной" олигополии. В первом случае в силу весьма ограничен­ного  числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке,  тогда как во втором  случае это делается практически невозможным.

Исходя из критерия характера предлагаемой продукции,  оли­гополии  можно подразделить на ординарные и дифференцированные.

 

Ор­динарная олигополия связана с производством и  предложением  стан­дартизированных  продуктов. Многие стандартизированные продукты вы­пускаются в условиях олигополии  -  это  сталь,  цветные  металлы, строительные  материалы и т.п.

Дифференцированные олигополии форми­руются на основе выпуска многообразного ассортимента одних  и  тех же продуктов,  то есть  в тех отраслях, в которых возможно разнообра­зить производство предлагаемых товаров и услуг.  Уровень плотности олигополической  структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной   экономики. Таким   образом,   варьируя   количеством фирм, можно определить степень концентрации производства, а, следо­вательно,  и предложения в исследуемой отрасли общественного произ­водства.

В то же время следует подчеркнуть,  что было бы неосмотри­тельно ориентироваться на масштабы  только  национальной  экономи­ки. Олигополические структуры могут формироваться как на региональ­ном,  так и на местном уровнях хозяйствования. Так,  например,  в силу специфики  возможностей  потребления  готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические  структуры, также как и на региональном уровне в области предложения,  например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы не рассматривали олигополии,  следует не забывать о двух важных моментах:  межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила оли­гополии  уменьшается под воздействием предложения продуктов предп­риятиями других отраслей,  которые обладают приблизительно равными потребительскими  свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла,  медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).

Информация о работе Особенности олигополий