Особенности олигополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур.

Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
 Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
 Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
 Определить понятие ценовой дискриминации.
 Осветить особенности монополистической конкуренции.
 Дать общую оценку олигополистических структур

Содержание

Введение.

Содержание:

1.1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции .
1.2. Особенности рынка чистой конкуренции .
1.3. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции .
2.1. Чистая монополия .
2.2. Виды чистой монополии .
2.3.Монополистическа конкуренция. Особенности монополистической конкуренции .
3.1.Олигополия.
3.2.Особенности олигополий.

Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

тема11 редоктировать!.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)


 

    Введение.                                                                                                         

 

    Содержание:                                                                                                                 

 

   1.1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции .                        

1.2. Особенности рынка чистой конкуренции .                                            

1.3. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции .

   2.1. Чистая монополия .

2.2. Виды чистой монополии .

2.3.Монополистическа конкуренция. Особенности монополистической конкуренции .

   3.1.Олигополия.

3.2.Особенности олигополий.

 

   Заключение.

   Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур.  Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее

Рассмотрим положение предприятия и  его  поведение  в  условиях различных  структур рынка.  Под структурой рынка понимается его ха­рактеристика с точки зрения воздействия как рынка  на  положение  и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприя­тий на состояние рынка.

Знание структуры рын­ка необходимо для того,  чтобы определить возможные  объемы  продаж при различных уровнях цен,  и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

Можно сказать,  что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следую­щие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополисти­ческой конкуренции и олигополии.  За исключением чистой или  совер­шенной конкуренции,  все другие структуры характеризуют рынок несо­вершенной конкуренции.

Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур.

 

     Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:

      Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.

      Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.

      Определить понятие ценовой дискриминации.

      Осветить особенности монополистической конкуренции.

      Дать общую оценку олигополистических структур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции. Особенности рынка чистой конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

1.1.Особенности рынка чистой конкуренции:

Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конку­ренции,  так  как  знание  ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для  выявления  взаимозависи­мости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значе­ние  не  в  силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка.

Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции.

Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке.

Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:

     объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

     реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

     покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

     продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;

     фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее.

Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

     способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;

     вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

     создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

     обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

     нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

     не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

      отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

      не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного использования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

      не создает условия развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

      не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;

      не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

1.2. Равновесие в краткосрочном периоде:

В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара,  единственной ее возможностью приспо­собиться к изменениям рынка является изменение  объема  производс­тва. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным,  то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.

Существуют два  универсальных  правила,  применимых  к  любой структуре рынка. Первое: фирме имеет смысл про­должать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Второе: фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от  продажи  произведенного  ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им.

Второе правило определяет,  что если фирма решила  продолжать производство, то  она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объ­еме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если  при  этом  цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки  производства остаются  неизменными,  то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать,  ни увеличивать производство.  В  этом случае считается,  что фирма достигла точки равновесия в краткос­рочном периоде.

Рис.1. Соотношение цены, средних и предельных издержек

                при максимизации прибыли.

 

1.3. Равновесие в долгосрочном периоде:

Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в  дол­госрочном периоде:

1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара (согласно универсальному правилу 1);

2) фирма должна получать  нулевую экономическую прибыль;

3) фирма  не  в состоянии увеличивать прибыль путем неограни­ченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны сле­дующим :

-фирмы отрасли производят  продукцию в объемах, соответствую­щих точкам  минимума  их кривых средних суммарных издержек в крат­косрочном периоде;

-для всех  фирм  отрасли  их предельные издержки производства равняются цене товара;

-фирмы отрасли производят продукцию в объемах,  соответствую­щих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном  пе­риоде .

Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде,  то считается, что отрасль находится в рав­новесии.

     Рис.2. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

 

 

Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли пол­ностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации  производства  и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии,  ни цены на факторы производства не изменятся,  то любая попытка фирмы  увели­чить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам.

При рассмотрении  рынка  чистой  конкуренции  со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками  и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем.  Как известно,  цена на данном рынке устанавливается и  изменяется  под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъ­екта  не  оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризует­ся нестабильностью под влиянием изменения цены, то есть кривая общего спроса обладает эластичностью по цене,  но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса от­дельного предприятия.

   Кривая рыночного  отраслевого спроса является нисходящей кри­вой,  тем самым указывается на зависимость объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии. Виды чистой монополии.

 

2.1. Предприятие в условиях чистой монополии. Особенности рынка чистой монополии:

Изучение вопросов,  связанных с деятельностью  предприятий  в условиях  монополии,  имеет  сегодня  не только теоретическое, но и практическое значение.  Для России, в промышленности которой  более 30 %  наименования выпускаемой продукции производится одним предп­риятием, проблема чистой монополии  занимает  одно  из  центральных мест  в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэконо­мического характера, вызываемых деятельностью  предприятий-монопо­листов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не являет­ся чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.

Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где доля предприятий-монопо­листов промышленности невелика и где решение вопроса  деятельности монополий  имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на  повыше­ние  эффективности  деятельности,  как самих предприятий-монополис­тов, так и экономики в целом. В России по данным Института Экономи­ки РАН на примерно l/3 промышленной продукции вы­пускается единственным предприятием-монополистом. В  связи  с  этим при  анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности  российс­кой экономики.  Анализ чистой монополии важен,  по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией  на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процен­тов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой  мо­нополии  представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более  распространенные  рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой  конкуренции, и  чистой монополии.

Информация о работе Особенности олигополий