Анализ и управление экономической деятельностью торгового предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:08, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятия торговли повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления торговой деятельностью, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3
1. Экономический анализ - сущность, виды, методы, его значение в современных условиях.
.1. Сущность, содержание и задачи экономического анализа…………………………......4
1.2. Классификация видов, особенности организации и методики экономического анализа…………………………………………………………………………………………8
1.3. Роль комплексного экономического анализа в управлении торгового предприятия…………………………………………………………………………………..11
2. Краткая организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта…....12
3. Анализ и оценка основных экономических и финансовых показателей деятельности предприятия в динамике
3.1. Анализ розничного товарооборота……………………………………………………..18
3. 2. Анализ издержек обращения…………………………………………………………...22
3. 3. Анализ валового дохода………………………………………………………………...24
3.4. Анализ прибыли и рентабельности……………………………………………………..26
3.5. Анализ финансовых показателей………………………………………………………..28
3.2.1. Общая оценка финансового состояния торгового предприятия…………………….28
Заключение…………………………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

Рост объема реализации наблюдается практически по всем товарам, за исключением строительных материалов (снижение составило - 9,7%), мебели (объем их реализации снизился на 6,07 тыс. руб., а удельный вес - на 3,7\47%) и обуви (удельный вес их снизился на 3,53%).

Кроме реализации представленных выше товарных групп, магазин оказывает услуги по раскрою одежды и проявке фотопленки.

Основными потребителями товаров, реализуемых в анализируемом магазине, являются покупатели, живущие недалеко от магазина. Объем их закупок разный, это зависит от имеющихся у них средств и составов семей.

Как известно, на объем розничного товарооборота оказывают влияние факторы внутреннего характера, связанные с использованием основных фондов (таблица 3.2).


Таблица 3.2 Расчет влияния на товарооборот факторов, связанных с использованием основных фондов

 

Показатели

2009

2010

Отклонение

Влияние на товарооборот

 

Товарооборот, тыс. руб.

337,5

646,5

309,2

309,2

 

Торговая площадь, кв. м.

252,17

301,2

49,03

65,7

 

Товарооборот на 1 кв. м., тыс. руб.

1,34

2,15

0,81

243,97

 

 

 

 

 

 

 

Благоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост торговой площади и более рациональное ее использование.

Расчет влияния:

А. изменение торговой площади:

1,34 * 49,03 = 65,7 тыс. руб.

Б. изменение эффективности использования торговых площадей:

0,81 * 301,2 = 243,97 тыс. руб.

В. общее влияние:

65,7 + 243,97 = 309,6 тыс. руб.

Далее следует провести расчет степени колебания продаж, коэффициента рентабельности товарооборота. Такой расчет для оптимального планирования объема закупок и определения потребности в оборотных средствах.

Таблица 3.3 Расчет степени колебания продаж

 

Кварталы

Объем продаж, тыс. руб.

 

 

2009 г.

Удельный вес, %

2010г.

Удельный вес, %

 

1

84,4

25

168,1

26

 

2

64,1

19

129,3

20

 

3

80,3

23,8

155,2

24

 

4

108,7

32,2

194,0

30

 

Всего за год

337,5

100

646,7

100

 

Среднеквартальный уровень

84,4

25

161,7

25

 

 

 

 

 

 

 


Степень колебания продаж в течение года по отдельным кварталам определим на основе расчета среднего квадратического отклонения:

,

где Х - объем продаж за квартал, тыс. руб.;

Хср - среднеквартальный уровень, тыс. руб.;

П - количество кварталов.

2009 г.:

= 15,96 тыс. руб.

Коэффициент вариации (V) составит:

V = = 15,96 * 100 / 84,4 = 18,9.

Коэффициент равномерности (Кр) составит:

Кр = 100 - V = 81,1.

2010 г.:

= 23,3 тыс. руб.

V = 23,3 * 100 / 161,7 = 14,4.

Кр = 100 - 14,4 = 85,6.

По расчетам можно отметить, что степень колебания продаж в 2010 г. ниже, чем в 2009 г. на 4,5, в связи с чем коэффициент равномерности возрос на 4,5.

Проведенный анализ свидетельствует об увеличении темпов роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых товаров, но отмечается ухудшение обслуживания. Основными причинами создавшегося положения стали недостающиеся ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота в течение нескольких кварталов. План товарооборота не выполнен во втором и третьем квартале, незначительно перевыполнен в первом и четвертом квартале. Отсутствие ритмичности в работе предприятия подтверждается удельным весом каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким - в четвертом квартале (30%). Это подтверждает и отсутствие равномерной нагрузки.

Основной вклад в увеличение товарооборота внесло увеличение торговой площади и рост эффективности ее использования.

Негативным моментом является падение в структуре товарооборотов доли товаров, которые бы увеличили его размер - строительных материалов, обуви, одежды. Такая тенденция в развитии товарооборота - результат снижения покупательской способности населения и др. причины.

Низкая эффективность управления торговым предприятием подтверждается нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи показателей как в 2009 г., так и в 2010 г. Высокий темп роста валового дохода (таблица 2.3) при более низком темпе роста товарооборота свидетельствует о росте цен. Вместе с тем все увеличивающиеся темпы роста издержек обращения не позволили реализовать возможности роста цен.

3.2 Анализ издержек обращения

Таблица 3.4 Состав и структура издержек обращения

 

Показатели

2009

2010

Отклонение

2010 пересчитанный

 

 

Тыс. р.

Уд. вес

Тыс. р.

Уд. вес

Тыс. р.

Уд. вес

Тыс. р.

Уд. вес

 

Условно-переменные издержки

70,8

21,1

135,1

20,9

64,3

-0,2

136,5

21,1

 

Условно-постоянные издержки

105,7

31,5

193,6

29,9

87,9

-1,6

105,7

16,3

 

Всего

176,7

52,6

328,7

50,8

152

-1,8

242,2

37,4

 

Товарооборот

335,7

-

646,7

-

311

-

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проиллюстрируем методику расчета влияния изменения товарооборота и других факторов на сумму и уровень издержек обращения по данным таблицы 3.4.

Расчет: (2010 г.).

1. Расчет пересиленной плановой суммы условно-переменных издержек:

646,7 * 21,1 / 100 = 136,5.

2. Пересчитанный плановый (2009 г.) уровень условно-постоянных издержек обращения:

105,7 * 100 / 646,7 = 16,3%.

3. Изменение издержек обращения за счет товарооборота:

- условно-переменные издержки обращения:

136,5 - 70,8 = 65,7.

- условно-постоянные издержки обращения:

16,3 - 31,5 = -15,7%.

4. Отклонение издержек обращения за счет других факторов:

по условно-переменным:

64,3 - 65,7 = -1,4.

По условно-постоянным:

29,9 - 16,3 = 13,6%.

5. Относительная экономия условно-переменных издержек:

по уровню:

20,9 - 21,1 = -0,2.

по сумме:

646,7 * (-0,2) / 100 = -1,29.

6. Общая сумма относительной экономии издержек обращения:

328,7 - 242,2 = 86,5.

7. Темп изменения издержек обращения:

-1,8 / 52,6 * 100 = -3,42%.

Оценка полученных результатов свидетельствует о низкой управляемости издержками обращения. За анализируемый период они возросли по сумме на 152 тыс. руб., а по уровню снизились на 1,8% к товарообороту. В то же время следует отметить, что снижение уровня издержек обращения было вызвано за счет снижения доли условно-переменных издержек в товарообороте (-0,2), вызванного влиянием прочих факторов (-1,4), в то время как за счет роста товарооборота они возросли на 65,7 тыс. руб. При этом условно-постоянные затраты росли высокими темпами (83,2%) (87,9 тыс. руб.). Это увеличение было обусловлено ростом объема товарооборота на 15,7% и влиянием прочих факторов (87,9 тыс. руб.).

Далее рассмотрим состав и структуру издержек обращения (таб. 3.5).

Таблица 3.5 Состав и структура издержек обращения

 

Показатели

2009

2010

Отклонение

Темп роста, %

 

 

Тыс. руб.

Уд. вес

Тыс. руб.

Уд. вес

Тыс. руб.

Уд. вес

 

 

Условно-переменные издержки, всего

70,8

40,1

135,1

41,1

64,3

1

191

 

В том числе:

-транспортные расходы

18,1

10,2

35,4

10,8

17,3

0,6

196

 

-расходы по хранению и подготовке товаров к продаже

15,8

8,9

31,3

9,5

15,5

0,6

198

 

-расходы по оплате труда

29,1

16,5

46,6

14,2

17,5

-2,3

160

 

-отчисления от ФОТ

7,8

4,4

21,8

6,6

14

2,2

279

 

Условно-постоянные издержки, всего:

105,7

59,9

193,6

58,9

87,9

28

183

 

В том числе:

-аренда

34,1

19,3

68,9

21

34,8

1,7

202

 

-расходы по содержанию и текущему ремонту основных средств

31,4

17,7

44,7

13,6

13,3

-4,1

142

 

Расходы на рекламу

40,2

22,8

80

24,3

39,8

1,5

199

 

Всего

176,7

100

328,7

100

152

-

186

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из таблицы 3.5 видно, что на протяжении 2009 - 2010 гг. в структуре издержек преобладают условно-постоянные издержки, их величина в 2010 г. составила 193,6 тыс. руб., что на 83% больше, чем в 2009 г.

Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в 2010 г. 135,1 тыс. руб., что на 64,3 тыс. руб. или на 91% больше, чем в 2009 г.

Как в 2009 г., так и в 2010 г. значительной статьей в расходах являются расходы на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%.

По всем статьям расходов происходит увеличение, причем наибольшими темпами растут отчисления от ФОТ и расходы по аренде (за счет увеличения ставок арендной платы).

В общем же издержки обращения возросли на 86%.

 

 

 

 

 

 

3.3 Анализ валового дохода

Основной целью анализа валовых доходов является поиск резервов их роста и достижения на этой основе оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относится: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировка, индексный, графический, метод ценных подставок, балансовый.

Состав и структура валового дохода ООО «Камелия» представлены в таблице 3.7.

Из представленных данных видно, что сумма валовых доходов увеличилась почти в 6,5 раз, составив 435,8 тыс. руб.

Общая сумма валового дохода на анализируемом торговом предприятии формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров, а также за счет доходов от прочей неосновной деятельности. При этом, наибольший удельный вес в составе валового дохода как в 2009 г. , так и в 2010 г. приходится на доходы от основной деятельности - реализации товаров. Их удельный вес в 2010 г. составил 95% от общей суммы валового дохода, что на 8,3% больше, чем в 2009 г.

Доля доходов от неосновной деятельности снижается в 2010 г. на 8,5%, составив всего 4,8%. Но в стоимостном выражении доходы возросли более чем в 2 раза, причем в основном за счет роста доходов от услуг по проявке фотопленки, которые возросли почти в три раза, доходы от кроя возросли на 92%.

Величина валового дохода зависит от ряда факторов, основными из которых являются: объем товарооборота и уровень валовых доходов к товарообороту. На основе данных таблицы 3.8 проведем факторный анализ валового дохода.

Информация о работе Анализ и управление экономической деятельностью торгового предприятия в современных условиях