Типология каналов поступления информации в органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 06:18, курсовая работа

Описание

Объект исследования - информационная система государственного и муниципального управления.

Предмет исследования - качество каналов поступления информации в системе государственного управления.

Поэтому цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие каналов поступления информации,организационную структуру связей с общественностью в органах исполнительной власти на разных уровнях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…2

Глава 1. Каналы поступления информации в системе государственного управления: сущность, виды, функции……………………………………………………………………....6

1.1. Коммуникация в системе государственного управления: ее сущность и функции…………………………………………………………………….….7

1.2.Классификация методов, форм и каналов государственной коммуникации(каналовпоступленияинформации)…………………………………………….…16

Глава 2. Организация связей с общественностью в исполнительных органах государственной власти города Москвы………….…………22

2.1.Организационная структура связей с общественностью в исполнительных органах власти города Москвы …………………………22

2.2.Организационные структуры и принципы деятельности служб по связям с общественностью в местных органах власти г.Уфы………………………………..………………………………………..33

Заключение………………………………………………………………….43

Список литературы……………………………………….……………….46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая СГМУ.docx

— 69.05 Кб (Скачать документ)

    Отталкиваясь  от правового подхода в теории государства и права, государственное  управление - это целенаправленная деятельность всех органов государственной  власти по реализации на практике всех норм и ценностей, закреплённых в  Конституции и законах.

    Кроме того, государственное управление - это целенаправленное воздействие  на общественные процессы, осуществляемое посредством специальных органов  и организаций, призванных совершенствовать целостность и структуру социальной системы, ее оптимальное функционирование и развитие. Главная задача управления - регулирование поведения и деятельности людей, отношений между ними. Основными  элементами структуры управленческого  процесса выступают объект, субъект, средства, результат управления.

    Помимо  выделения определенных каналов  коммуницирования, важно, на наш взгляд, классифицировать и способы информационного  взаимодействия, используемые контрагентами  коммуникации. Для типологии таких  приемов в процессе государственной  коммуникации в наибольшей степени  подходит подход, предложенный отечественным  политологом А.И. Соловьевым. Он все  многообразие действий в политико-информационном пространстве сводит к двум типам: пропагандистским и маркетинговым. Пропагандистский тип представляет собой жесткие  способы информационного контроля за сознанием людей. Пропаганда пытается преодолеть основные сознательные ограничения  объекта воздействия, тем самым  превращаясь в манипулятивный процесс. Исторические примеры свидетельствуют, что государство достаточно часто  пользовалось такими манипулятивными  приемами, как дезинформация (использование  ложных сведений, замена истинных сведений ложными, использование вымышленной  информации), диффамация, технология "белого шума" (перенасыщение информационного  поля), технология спин-доктора (изменение  смысловых акцентов информации) и  др.

    Таким образом, коммуникация в системе  государственного управления - это  обмен информацией посредством  общей системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств  и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.

    Теперь  коснемся вопроса о сущности коммуникации в системе государственного управления.

    Проблемы  коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще  Аристотель считал, что способность  вступать в общение (коммуникацию) отличает человека и от "недоразвитых в  нравственном смысле существ", и  от "сверхчеловека". Поэтому "тот, кто не способен вступать в общение... уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством". Западные исследователи давно заметили, что процессы коммуникации, занимая у человека до 70% времени, не могут не влиять на его мотивацию. Немаловажно и то, что, по данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% - профессиональными знаниями. Если представить коммуникацию в виде сегмента, площадь которого условно взять за 100%, то 85% этого сегмента будут занимать невербальная коммуникация и лишь 15% - вербальная (из них 10% отведено речевой характеристике и 5% - обслуживанию речи).

    Изучение  коммуникации основывается во многом на теоретико-методологических принципах  исследования социальной коммуникации. Коммуникация возникла в человеческом обществе как потребность одного индивида передать другому необходимую  для совместного действия информацию. Хотя сам термин "коммуникация" (лат.communicatio "делаю общим, связываю") появляется в научной литературе лишь в начале XX века, проблемы коммуникации как связующего процесса и механизма  речевого взаимодействия изучались  еще мыслителями Античного мира. Стимулом для этого послужило  то, что политическая жизнь греков широко использовала риторику и красноречие, а особым доверием народного собрания пользовались ораторы, владеющие силой  устного слова. Античные мыслители  наряду с разумом-логосом почитали речь - логос. Коммуникацией принято  называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков) - в частности языковых знаков. В  науке имеется более 40 различных  подходов к определению коммуникации.

    Для того чтобы раскрыть сущность коммуникации в системе государственного управления, я считаю целесообразным уделить  внимание понятия и термины, используемые для анализа коммуникативного процесса и его элементов.

    В коммуникативных актах задействованы  участники коммуникации - коммуниканты (отправитель и получатель), порождающие  и интерпретирующие сообщения.

    Коммуникантами  могут быть человеческие индивиды и  общественные институты (правительства, партии, фирмы и т.п.). В последнем  случае мы имеем дело с определенной абстракцией, ведь конечным отправителем и получателем всегда является единичный  человек. В то же время в юриспруденции, политике, бизнесе, образовании и  других общественных сферах коммуникации весьма часто ответственным отправителем признается коллегиальный или институционализированный отправитель.

    Обычно  сообщения - это высказывания или  тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или  архитектурное сооружение как сообщение  о его предназначении, подарок  как знак признательности или  черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).

    Государственные органы и институты вступают в  коммуникацию для того, чтобы информировать, воздействовать, убеждать субъект коммуникации либо с целью описать текущую  обстановку. Исходной причиной, по которой  люди нуждаются в коммуникации, служат потребности человека или группы людей. Цели коммуникации обслуживают  те или иные потребности: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений  с другими людьми, убеждение других действовать или думать каким-либо образом, осуществление власти над другими людьми (сюда относится и пропаганда), объединение обществ и организаций в одно целое, получение и сообщение информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истинным), проявление творческой натуры и воображения.

    Таким образом, коммуникация является важным объектом управления, являясь не только процессом обмена информации, задачами, ценностей, но и своеобразным зеркалом происходящего в государстве. Управляя коммуникацией, активно воздействуя  на её компоненты, государство реализует  свои сильные стороны и нейтрализует слабые. Только своевременно налаженная коммуникация позволяет ориентироваться  в государственных процессах  и воздействовать на них.

    Рассмотренная выше сущность коммуникации в системе государственного управления позволяет выделить функции коммуникаций, а так же коммуникативные барьеры.Опираясь на научную литературу по данной тематике, можно выделить следующее:

    • Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
    • Совершенствование отношений между субъектами коммуникации на различном уровне в процессе обмена информацией.

    Создание  информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач  и действий.Регулирование и рационализация информационных потоков.

    Кроме того, в литературе существует и  другая классификация функций государственных  коммуникаций. В соответствии с ней, функции подразделяются на следующие:

  • консервативную, направленную на сохранение статус-кво государственной системы, способствующей стабильному существованию социального организма;
  • координирующую, призванную обеспечивать координацию властных воздействий субъекта управления в соответствии с параметрами объекта управления, и их возможными изменениями;
  • интегрирующую, связанную с осуществлением такой государственной политики, которая бы учитывала интересы всех элементов общественной системы, способствовала выработке и принятию согласованных управленческих решений;
  • мобилизационную, направленную на обеспечение легитимности существующего общественного порядка, получение поддержки и одобрения общества по поводу принимаемых управленческих решений;
  • социализирующую, связанную с усвоением в процессе информационного обмена социально-политических норм, ценностей и традиций государства, повышением уровня политической компетентности граждан.

    Рассуждая о различных типах коммуникации в системе государственного управления, говорится о горизонтальных (на одном уровне, к примеру, Республика Беларусь - Российская Федерация) и вертикальных (на разном уровне, Премьер-Министр - Министр труда и социальной защиты) коммуникациях. Функционирование вертикальной коммуникации невозможно без восходящих и нисходящий потоков информации, от высшего уровня к низшему и наоборот. Всё это свидетельствует о грамотном подходе к управлению, о чётком и сбалансированном обмене информацией как руководству к действию в государстве.

    Коммуникация  в системе государственного управления преследует ряд целей и задач, а также выполняет различные  функции.

    Во-первых, это информационно-коммуникативная  функция. Её особенность заключается  в том, что информация не просто передается - принимается, но и формируется, что  является важным моментом для творческого  продуктивного общения. Эта функция  позволяет выразить своё согласие либо несогласие, что является непременным  условием для существования правового  государства, ведь только в таких  государствах право на свободу слова  и мнения закреплено конституционно. Благодаря информационно-коммуникативной  функции происходит выравнивание различий в исходной информированности партнеров.

    Во-вторых, важнейшей функцией коммуникации в  системе государственного управления является регулятивно-управляющая  функция. Благодаря данной функции  коммуникации, можно регулировать не только собственное поведение, но и  поведение других людей. Кроме того, данная функция позволяет координировать действия целого, позволяет работать, как одна команда, а также оказывать  управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

    Говоря  о функциях коммуникации в системе  государственного управления, необходимо упомянуть и идеологическую функцию. Грамотно налаженная обратная связь  с населением располагает граждан  к доверию действующей власти. Если вспомнить наше государство, то одним из примеров такой коммуникации является служба "Одно окно" и  правовая информатизация, о которой  я расскажу во второй части своей  работы.

    Однако  моё сообщение о сущности коммуникации будет неполным, если не вспомнить  и коммуникативные барьеры, препятствия, возникающие перед субъектами коммуникации.

    К таким барьерам относится целый  ряд элементов и категорий. Это  и языковой барьер, разница в уровне субъектов коммуникации, перенасыщенность информацией, неправильный адресат, отсутствие обратной связи. Обобщая, отмечу, что  есть преграды, зависящие от носителя информации, и, напротив, от получателя. К примеру, если Приказ министерства Торговли попадёт на месте к чиновникам, которые не разбираются в экономике, не исключена неверная интерпретация  руководства к действию и, как  следствие, неверное их воплощение. Увы, с такими явлениями приходилось  сталкиваться любому обществу и государству  на протяжении всего времени их существования. Эти и многие другие факторы могут  свести на нет работу государственных  органов по налаживанию коммуникации, обратить позитивные шаги вспять. Именно поэтому барьерам коммуникации необходимо уделять повышенное внимание.

1.2. Классификация методов,  форм и каналов  государственной коммуникации(каналов поступления информации).

    В работе уже была рассмотрена классификация  каналов поступления информации по мнению известного исследователя политико-коммуникативных процессов. Теперь это следует сделать более подробно.

    Первым  будет охарактеризован канал  коммуникации органов власти через  средства массовой информации, в него входят пресса,радио, телевидение, интернет,информационные агенства. Рассмотим только две составляющие данного канала

  1. Пресса

    В настоящее время всевозможные коммуникации все более пронизывают различные  стороны жизни человека, и многое здесь зависит от того, какими способами они осуществляется. В спортивной массовой коммуникации три способа:

  • коммуникация через средства массовой информации;
  • коммуникация через организации;
  • коммуникация через неформальные контакты.

    Коммуникация  через средства массовой информации.  
В настоящее время в состав любых СМИ, в том числе представляющих спортивную информацию, входят: пресса (газеты, журналы), радио, телевидение, Интернет и информационные агентства. Беря основу, мы рассмотрим, как каждое из представленных средств массовой информации способствует развитию спортивной коммуникации.Именно она стала первым звеном в развитии коммуникативных отношений между субъектами спортивной коммуникаций (представителями спорта и аудитории). Благодаря своей специфике печать и сегодня продолжает поддерживать и развивать интерес к спорту, попутно претворяя в жизнь процесс воспитания гармонично развитой личности.  
Главными отличиями от других СМИ здесь является:

Информация о работе Типология каналов поступления информации в органы государственной власти