Отдельные органы государственной власти во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание

При Наполеоне I централизация государственного аппарата и его
институционализация усилились. Он подписал конкордат с Ватиканом, давший
государству эффективный контроль над церковью, выработал гражданский кодекс,
создал институт префектов и супрефектов, назначил комиссаров полиции во все
города, организовал жандармерию. Наполеон заимствовал основные элементы
французской бюрократической системы из двух институтов французского общества
— армии и церкви, которыми он искренне восхищался. В представлении Наполеона
идеальный имперский чиновник должен был быть «наполовину военным, наполовину
священником». Поэтому наполеоновская бюрократия была основана на трех
принципах: иерархии, дисциплине, унификации. Именно в этот период были
созданы основные институты французского государства и сформировались
традиции французской бюрократии.

Содержание

I. Введение
II. Конституция Пятой Республики
III. Отдельные органы государственной власти
1) Центральные органы государственной власти
2) Региональное и местное самоуправление
3) Органы судебной власти Франции
IV. Особенности государственной службы во Франции
V. Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

даурен курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

I.  Введение

II.  Конституция  Пятой Республики

III. Отдельные  органы государственной власти

1) Центральные  органы государственной власти

2) Региональное  и местное самоуправление

3) Органы судебной  власти Франции

IV. Особенности  государственной службы во Франции

V.               Заключение

Список использованной литературы

I. ВВЕДЕНИЕ

Унитарные правительства  и их центральная администрация  значительно больше влияют

на повседневную жизнь граждан, чем федеративные. Многие унитарные государства

имеют национальные полицейские силы и строгий контроль над местной полицией.

Обычно в этих странах существует единая судебная система, работники которой

назначаются центральной  администрацией. Большинство унитарных европейских

государств имеют  сегодня бюрократию, структурированную по французскому

образцу. Именно по этой причине темой своей курсовой работы я выбрала

организацию государственного управления во Франции. 

Во Франции  раньше, чем в других западноевропейских странах, завершился

процесс централизации, произошло обособление госаппарата от гражданского

общества, возникла профессиональная бюрократия, основанная на спецификации

функций, разделении труда и дифференциации ролей. Политическая система

Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция по

праву считается  колыбелью республиканских идей. В середине XVIII века, с

окончанием объединения  страны и консолидацией абсолютизма, происходит

постепенная централизация  административно-государственного управления. С

помощью профессиональной бюрократии королевская власть все  более обособляется

от общества. Муниципальные вольности уничтожаются, на место старой

администрации приходят новые учреждения, подчиняющиеся приказам, идущим из

центра.

В период Великой  французской революции продолжалось «строительство»

государственного  аппарата: в 1789 г. были ликвидированы  все феодальные

привилегии па государственной службе, в 1790 г. провинции  были заменены

департаментами, в 1791 г. закон Ле Шапелье запретил создание любых

добровольных объединений, «промежуточных ассоциаций» между государством и

гражданами.

При Наполеоне I централизация государственного аппарата и его

институционализация усилились. Он подписал конкордат с  Ватиканом, давший

государству эффективный  контроль над церковью, выработал гражданский кодекс,

создал институт префектов и супрефектов, назначил комиссаров полиции во все

города, организовал жандармерию. Наполеон заимствовал основные элементы

французской бюрократической  системы из двух институтов французского общества

— армии и  церкви, которыми он искренне восхищался. В представлении Наполеона

идеальный имперский  чиновник должен был быть «наполовину  военным, наполовину

священником». Поэтому  наполеоновская бюрократия была основана на трех

принципах: иерархии, дисциплине, унификации. Именно в этот период были

созданы основные   институты французского государства  и сформировались

традиции французской  бюрократии.

Далее в курсовой работе будет детально рассмотрена  организация

государственной власти во Франции, отдельные ее ветви, специфические

особенности.

II. КОНСТИТУЦИЯ ПЯТОЙ  РЕСПУБЛИКИ.

Ныне существующая конституция была принята в 1958 г. Она установила в стране

президентский режим и новую, Пятую республику. Конституция состоит из

преамбулы, 17 разделов и 93 статей. Главная черта Конституции 1958 г. -

концентрация  политической власти в руках исполнительных органов. Французская

центральная исполнительная власть имеет "двухглавую" структуру: она включает

Президента Республики и Премьер-министра. Полномочия главы  государства

значительно расширялись. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность

обеспечивать  “своим арбитражем нормальное функционирование государственных

органов, а также  преемственность государства”.

  В этой же статье провозглашается,  что президент является “гарантом

национальной  независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений

Сообщества и  договоров”.

Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми

без контрассигнации  членов правительства, должен нести  ответственность за

наиболее общие  направления деятельности государства. На Премьер-министра,

назначаемого  Президентом, возложена обязанность  представлять и осуществлять

иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь  политику, исходя

из общих ориентаций Президента. Правительство несет  политическую

ответственность перед Национальным собранием и  уголовную перед обеими

палатами парламента. Однако, юридическая иерархия исполнительной власти

фактически не существует на практике с самого начала существования Пятой

Республики установился  обычай ответственности Правительства  перед Президентом

страны, т.е. был  введен монизм исполнительной власти. Сосредоточение власти в

руках главы  государства и Правительства - одно из проявлений конституционно-

автоританой тенденции  во французском государственном  механизме, которая

всегда был  ему присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и

прямого голосования, Президент находится на вершине  иерархии органов

государственной власти. Хотя формально-юридические  полномочия Президента

оставались неизменными  за все время существования Пятой  Республики, поправка,

установившая  ныне действующий порядок замещения  поста главы государства,

укрепила и  без того его господствующее положение.

Еще одна особенность  Конституции 1958 г. - учреждение Конституционного

совета, органа, ранее не известного французской  истории.

Раздел 1 Конституции "О суверенитете" определил  основные девизы и принципы

страны. Девиз: "Свобода, Равенство, Братство". Принцип:

"Правление  народа, по воле народа и для  народа". Статья 3 определяет носителя

национального суверенитета - народ, признает равноправие мужчин и женщин в

области реализации гражданских и политических прав. В статье 4 сформулировано

отношение государства  к политическим партиям.

Раздел II посвящен Президенту Республики, его компетенции, порядку и

процедуре его  избрания. Раздел содержится в ст.5-19.

В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23).

Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его  палат,

взаимоотношениям  Парламента и Правительства. Продолжение  изложения

взаимоотношений Парламента и Правительства содержится в отдельном разделе V,

Система взаимоотношений  законодательной и исполнительной властей изложена в

ст-34-51.

В разделе VI специально закреплены нормы "О международных  договорах и

соглашениях", что особенно важно для современной  Франции в условиях

интеграции в  Европейское Сообщество (ст.52-55).

В Конституции  Франции в разделе VII регламентируется деятельность

Конституционного  совета. Это исключительно интересный орган, И пример

Франции может  быть достаточно назидательным для  России. Так, в состав сверх

девяти членов в Конституционный совет пожизненно входят бывшие президенты

Республики. Таким  образом, "отставные президенты" имея большой опыт управления

страной, помогают в решении важных проблем.

Раздел VIII Конституции "О судебной власти", дополняют  в IX, Х разделах

"Высокая палата  правосудия" и "Об уголовной  ответственности членов

Правительства". В разделе XI Конституции регулируется деятельность

Экономического  и социального совета, который  по запросу Правительства дает

свое заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, которые

представляются  ему на рассмотрение.

Раздел XII Конституции "О территориальных коллективах" регулирует

взаимодействие  территориальных коллективов: коммун, департаментов, заморских

территорий.

Раздел XIII "О  сообществе" утверждает, что все  государства Сообщества

пользуются автономией, самоуправлением, демократически и  свободно

распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по

Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от

своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют

одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция

Сообщества, а  в статьях 80-85 указаны органы власти и управления Сообществом.

В статьях 86-87 - освещаются вопросы изменения статуса Сообщества и др.

Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом,

Конституция Франции  представляет собой Основной закон  неделимого, светского,

демократического  и социального государства с  республиканской формой правления,

в котором достаточно четко определена сфера компетенции  Президента, Парламента;

процедура, применяемая  при постановке вопроса об ответственности  Правительства

перед Национальным собранием и др.

III. ОТДЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1) Центральные органы  государственной  власти

Особенностью  управления французским государством при четком в соответствии

принципу разделения власти является некоторый приоритет  исполнительной власти

перед законодательной. В Пятой Республике центральная  исполнительная власть

представлена  Президентом и Правительством.

Президент обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование

публичных властей, а также преемственность государства.

Президенту принадлежат  важные личные полномочия и ответственность  за судьбу

страны.

Информация о работе Отдельные органы государственной власти во Франции