Высшие органы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада Британской империи эта роль значительно снизилась.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Введение 

Соединенное Королевство  Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после  распада Британской империи эта  роль значительно снизилась. Великобритания — развитое индустриально-аграрное капи­талистическое государство. По размерам территории она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58 млн. человеке 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но 16-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).

Глава 1. Форма  правления и государственный  режим в Великобритании

§1. Форма правления

Великобритания  представляет собой конституционную  монархию. Монархия — старейший  политический институт Великобритании. Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполни­тельной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским гла­вой англиканской церкви. На практике в результате длитель­ной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактичес­ки полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весь­ма и весьма немногочисленны.

Негативные последствия  сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-ми­нистра, когда в Палате общин отсутствует большинство у ка­кой-либо партии; косвенное воздействие монархии как оли­цетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения мо­нархии для правящих кругов являются большими, чем по­следствия ее недостатков. Монархия — идеологическое ору­дие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно при­менение королевских прерогатив. 

§2. Государственный  режим

Великобритания  относистся к странам с демократическим  государственным режимом, поскольку  характеризуется такими демократическими чертами как:

признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граж­дан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим прави­тельственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим про­ведения иной политики;

политический  плюрализм и переход политического  руководства от одной партии к  другой, а следовательно, формирование основных выс­ших органов государства (парламента, главы государства) путем  всеоб­щих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объ­единения, граждане имеют при этом юридически равные возможности;

разделение властей, ролевая автономия различных  ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдер-жек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

обязательное  и реальное участие в осуществлении  государствен­ной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппо­зиции;

свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее после­дователи не призывают к  насильственным действиям, не нарушают пра­вил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан. 

Основы правового  статуса личности

Поскольку в  Великобритании нет отчетливо выраженного  юридичес­кого разделения конституционных  и иных норм, нет и деления прав, свобод и обязанностей личности на конституционные (основные) и иные. На практике содержание основных прав определяется не столько закона­ми (хотя принят ряд специальных законов, начиная с Билля о правах 1679 г.), сколько судебными прецедентами и конституционными обычаями. Главный из принципов, сложившийся в результате этого, гласит, что граждане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами.

После второй мировой  войны, когда у власти находилась Лейборист­ская партия, в законодательстве были зафиксированы определенные га­рантии социально-экономических прав, хотя сами эти права нигде отчет­ливо не закреплены. Речь идет о пособиях по безработице, бесплатном образовании в школе, праве на забастовку, государственной медицине и т.д. Политические права (свобода слова, собраний, митингов, демон­страций) регулируются в основном обычаями, в законодательстве эти свободы предполагаются естественно существующими, и оно устанавли­вает лишь определенные требования для их осуществления, например уведомление или разрешение полиции на проведение демонстраций, право полиции запретить на определенный срок митинги в районах, где возможны беспорядки на социальной или этнической основе, и т.д. Лич­ные права регулируются немногими законами (например, упомянутым хабеас корпус актом), но конкретное регулирование этих прав обычно связано с актами о процессуальных действиях (например, при обыске), с судебными прецедентами. 

В последние  десятилетия, когда у власти находятся  консерваторы, некоторые положения  законодательства о правах граждан  ужесточе­ны — в отношении профсоюзных свобод и забастовок, некоторые ог­раничения личных прав введены в связи с актами о борьбе против терроризма.

В Великобритании действует несколько парламентских  уполномо­ченных (комиссаров, омбудсманов), в том числе уполномоченный по делам администрации, который следит, в частности, за соблюдением прав граждан органами управления.

Правовое регулирование  общественных объединений

Как и в США, огромное значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система, но в от­личие от США одна из двух партий, сменяющих друг друга у власти, считается трудовой, рабочей партией. В последние десятилетия эта сис­тема испытывает определенные сдвиги. Поскольку в парламентских вы­борах участвуют обычно около десяти традиционных и вновь образован­ных партий, ни одна из двух основных партий (Консервативная и Лейбо­ристская) не может получить и в редчайших случаях получает явное большинство в палате общин. В связи с этим может возникнуть необхо­димость в коалиции одной из двух главных партий с какой-либо неболь­шой партией, чтобы обеспечить большинство в парламенте для формирования правительства. Правда, пока применение мажоритарной системы относительного большинства исключает это.

Консервативная  партия (2 млн. членов) является наследницей партии тори, выражавшей интересы помещиков и крупного духовенства, но в настоящее время большинство в ней составляют рабочие и фер­меры. Партия не имеет перспективной программы, устава, хотя суще­ствует фиксированное членство. Высший орган партии — ежегодная национальная (т.е. общегосударственная) конференция. Ее основной состав не избирается, а включает членов обеих палат парламента — консерваторов, а также 150 местных представителей. Конференция не играет существенной роли в определении политики партии, она созы­вается прежде всего для утверждения лидера партии, который опреде­ляет ее деятельность и избирается фракцией этой партии в палате общин (но теоретически на конференции может выставить свою кан­дидатуру на пост лидера партии любой ее член). Не играет большой роли и исполком партии — группа партийных функционеров, объеди­няющаяся вокруг лидера партии.

Партия образует более десятка региональных организаций, в которых создается местный  совет партии, исполком и имеется  оплачиваемый пар­тийный аппарат (его сотрудники назначаются центральными органами партии). В каждом избирательном округе образуется местная организа­ция партии — ассоциация, объединяющая членов партии во главе с мест­ным партийным функционером. При Консервативной партии действует несколько объединений — молодежная организация (Союз молодых кон­серваторов), женская организация, а также особое учреждение — поли­тический центр. Все эти объединения имеют местные организации, при­мыкающие к местным партийным организациям.

Внутри Консервативной партии имеется несколько политических те­чений, но в целом партия выступает  за ограничение государственного регулирования, развитие частной инициативы, реорганизацию  экономи­ки за счет сокращения неэффективных  производств, сокращение госу­дарственных субсидий, за денационализацию некоторых отраслей, ранее национализированных лейбористами (например, железных дорог), за па­раллельные с государственными альтернативные частные объекты в целях повышения эффективности первых.

Лейбористская партия значительно крупнее Консервативной (в ней 6,5 млн. членов), но благодаря коллективным членам, которыми являются профсоюзы и кооперативные общества (около 6,2 млн. членов), индивидуальных членов в партии только около 300 тыс. Правда, числен­ность партии постоянно меняется. Лейбористская партия была создана для избрания рабочих в парламент. Главную роль в ней также играет парламентская фракция в палате общин, и прежде всего ее лидер, кото­рый на деле определяет политику партии, подбирает партийное руковод­ство. По процедуре лидер избирается на ежегодной конференции партии (помимо парламентской фракции в коллегии выборщиков участвуют представители профсоюзных организаций и местных отделений партии). Конференция избирает исполком, который играет большую роль, чем у консерваторов, но тоже не очень значительную. Поскольку деятельность партии приспособлена прежде всего к выборам, местные партийные ор­ганизации действуют в избирательных округах, ими руководят избирае­мые комитеты, но на практике основную роль играет местный лидер.

Социал-демократическая  партия создана в 1981 г. и коренным образом реорганизована в 1988 г. Вопреки  названию по своим позициям она ближе  к консерваторам, чем к лейбористам. В 1988 г. создана Партия социал-либеральных  демократов. По своим экономическим требованиям она также ближе к консерваторам, но в политике требует введения про­порциональной избирательной системы и усиления роли парламента. Как и Социал-демократическая партия, это партия центристская. Обще­государственными партиями являются Коммунистическая партия Вели­кобритании (около 7 тыс. членов), Коммунистическая партия Британии (менее 2 тыс.) и Партия зеленых. Число членов последней партии посто­янно изменяется, но влияние «зеленых» падает, поскольку ее экологи­ческие лозунги перехватывают и трансформируют в своих интересах другие, особенно две главные партии.

Несколько партий имеют местный характер. В Шотландии  действует Шотландская национальная партия (80 тыс. членов), в Уэльсе —  Уэльская национальная партия (Плайд  Камри). Первая выступает за независимость Шотландии, а в качестве переходной меры — за очень широкую автономию, вторая — за самоуправление Уэльса, но избирате­ли этих регионов на референдуме 1979 г. не поддержали ни ту, ни другую партию. В Северной Ирландии действуют Юнионистская партия Ольстера, Народная юнионистская партия Ольстера и др.

В Великобритании нет закона о партиях, законодательные  акты избе­гают даже упоминания о  них, оперируя понятиями «правительство его (ее) Величества» и «оппозиция его (ее) Величества». Партии действуют на основе конституционного обычая о праве на объединения.

Основной организацией британских предпринимателей является Конфедерация британской промышленности. Теоретически ее члена­ми, как и  в США, являются предприятия, но их представляют руководи­тели-собственники. В состав Конфедерации входят около 10 отраслевых объединений предприятий, членами этих объединений являются около 300 тыс. фирм, на которых занята приблизительно половина работающего населения. Конфедерация имеет своих членов в парламенте (они вы­ступают как депутаты от партий), в комитетах парламента; ее представи­тели участвуют в различных рабочих группах как правительства, так и оппозиции. Руководители Конфедерации, ее органов формулируют зада­чи экономической политики, отстаивают требования предпринимателей в парламенте и правительстве, ведут переговоры с профсоюзами. Дейст­вует Конфедерация британской промышленности на основе конституци­онного обычая о свободе ассоциаций.

В Великобритании практически существует организационное, но не идейное единство профсоюзного движения, поскольку более 90% членов профсоюзов (7,3 млн. человек) состоят в Британском конгрессе тред-юнионов, который является коллективным членом Лейбористской пар­тии. Действуют также Всеобщая конфедерация тред-юнионов (230 тыс.) и Шотландский конгресс тред-юнионов (940 тыс.).

В отличие от США британские профсоюзы многочисленнее (в них состоит около 40% всех работающих), активнее и выступают более спло­ченно. Однако численность профсоюзов уменьшается  и в этой стране по тем же причинам — в связи с падением численности промышленного пролетариата, увеличением числа работников умственного труда и сферы обслуживания, изменением технологии, что способствует росту индивидуальных контрактов.

В Великобритании нет специального закона о профсоюзах, но дейст­вуют различные акты, касающиеся их правового положения. Одни из них дают представителям профсоюзов право участвовать в заседаниях специ­альных комитетов палаты общин наряду с представителями правительст­ва и предпринимателей, другие ограничивают права профсоюзов. Осо­бенно это относится к законодательству, принятому при правительстве консерваторов (ограничения возможности забастовок, запрещение неко­торых видов забастовок неполитического характера, принудительный арбитраж при определенных условиях, возможность ареста по судебно­му приказу забастовочных фондов профсоюзов и др.).

Информация о работе Высшие органы власти