Отдельные органы государственной власти во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:11, курсовая работа

Описание

При Наполеоне I централизация государственного аппарата и его
институционализация усилились. Он подписал конкордат с Ватиканом, давший
государству эффективный контроль над церковью, выработал гражданский кодекс,
создал институт префектов и супрефектов, назначил комиссаров полиции во все
города, организовал жандармерию. Наполеон заимствовал основные элементы
французской бюрократической системы из двух институтов французского общества
— армии и церкви, которыми он искренне восхищался. В представлении Наполеона
идеальный имперский чиновник должен был быть «наполовину военным, наполовину
священником». Поэтому наполеоновская бюрократия была основана на трех
принципах: иерархии, дисциплине, унификации. Именно в этот период были
созданы основные институты французского государства и сформировались
традиции французской бюрократии.

Содержание

I. Введение
II. Конституция Пятой Республики
III. Отдельные органы государственной власти
1) Центральные органы государственной власти
2) Региональное и местное самоуправление
3) Органы судебной власти Франции
IV. Особенности государственной службы во Франции
V. Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

даурен курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать документ)
p>возлагаются на государство. Это правило не распространяется на

уголовную—юстицию. Доступность правосудия - это еще  один из показателей

демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите

имущественных прав. Что же касается уголовной  юстиции, то совершенно

справедливо закон  подходит к тому, чтобы осужденное за преступление лицо само

несло расходы  в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и отдельным

лицам.

Следующий немаловажный принцип - равенство перед правосудием  и нейтральность

судей, публичное  рассмотрение дела и возможность  двойного рассмотрения дела (в

первой и  апелляционной инстанции). Законом предусмотрена также

возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за

исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в

одном судебном учреждении.

Судебная система  Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две

ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще

и суды по специальным  назначениям. Низшую ступень в системе  судов общей

юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале

рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько

магистратов (это судьи трибунала большой инстанции, командируемые в суды

низших звеньев  на три года). Трибунал малой инстанции  рассматривает дела

незначительные  с суммой иска до 20 тыс. франков. Решения  таких судов

апелляционному  обжалованию не подлежат.

При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции.

Трибунал большой  инстанции приходится один на департамент (в больших

департаментах их бывает несколько).

Эти трибуналы  делятся на палаты: по гражданским  делам и исправительный суд.

Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально. Гражданско-правовая

часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским  и социальным

делам. Имеется  также палата по торговым делам. Одной  из функций обвинительной

палаты является функция дисциплинарного суда в  отношении офицеров судебной

полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Есть также палата

жандармерии по делам несовершеннолетних.

В каждом департаменте есть суд присяжных. В состав суда присяжных входят три

члена, а его  председатель обязательно является членом Апелляционного суда.

Кроме судей  в суде присяжных присутствуют присяжные заседатели. Их

девять. Их подбирают  по спискам избирателей.

Во Франции  действуют судебные органы специального назначения: торговые суды,

военные суды (исправительный трибунал и суд присяжных и  др.). На вершине

судебной системы  находится кассационный суд. Прокуратура  представлена

прокурорами при  судах разных уровней. Генеральный  прокурор с заместителями

находится при  апелляционном суде. Прокуратура  при кассационном суде включает

генерального  прокурора, его первого заместителя  и заместителей. Все прокуроры

подчинены министру юстиции.

6.ОСОБЕННОСТИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ ВО ФРАНЦИИ

Корни французской  бюрократической системы уходят во времена абсолютизма.

Суть французской  государственной службы - закрытая и подробно

регламентированная  система административной карьеры.

Правовой статус французского карьерного чиновника регулируется нормами не

трудового, а  административного права и права  государственной службы как его

части. Также  система ориентирована на то, что человек, однажды поступивший на

госслужбу, останется  там всю свою трудовую карьеру. Итак, юридической основной

ее статуса  являются Конституция 1958 г.. Закон от 13 июля 1983 г. о правах и

обязанностях  служащих и Закон от 11 января 1984 г., содержащий положения общего

статута центральной  госслужбы.

Помимо общего статута, некоторые виды госслужбы  регламентируются особыми и

специальными  статутами, которые принимаются декретом Государственного Совета

после консультаций с Высшим советом центральной  госслужбы. Дополнительными

источниками права в данном отношении являются также решения Конституционного

Совета и административных судов.

Президент, который  утверждает ряд назначений, сделанных министрами,

управляет межведомственным штатом гражданских администраторов, а также в

целом отвечает за политику в области центральной государственной службы. На

практике этим занимается небольшое по составу  головное ведомство -

Генеральное управление администрации и госслужбы. На нем лежат контрольно-

координационные функции в области кадровой политики. Вместе с ним

фактическое соуправление осуществляет Бюджетное управление Министерства

экономики и  финансов, в обязательном порядке проверяющее все акты, прямо или

косвенно затрагивающие  финансовые вопросы госслужбы. Компетенция других

министерств ограничена в основном решениями по индивидуальным вопросам -

назначение, прием  в штат, повышение, дисциплинарные меры, перевод на пенсию.

Защита корпоративных  интересов чиновников возложена на консультативные

органы - Высший совет центральной госслужбы, паритетные административные

комиссии, паритетные технические комитеты гигиены и  безопасности. Эти

ротируемые коллегиальные  органы обычно образуются из равного  числа

представителей  администрации и делегируемых профсоюзными организациями

чиновников. Иногда их даже называют органами самоуправления чиновников.

Чиновником по французскому праву является лицо, назначенное на постоянную

должность, включенное в штат и получившее ранг в административной иерархии.

Госслужащий - понятие  более широкое: это лицо, основной деятельностью которого

является несение  административной службы в пользу госоргана. Таким образом, все

чиновники - госслужащие, но не все госслужащие -чиновники. Если чиновник по

определению связан с госслужбой на всю свою профессиональную жизнь фактом

включения его  в штат и присвоения ему ранга, то другие категории госслужащих

рассматриваются как люди временные или во всяком случае не до конца

интегрированные в систему, не полностью "свои".

К таким категориям относятся: 1) почасовики, т.е. лица, нанятые  для

выполнения определенной задачи  на условиях повременной  оплаты; 2) работники

по контракту, нанимаемые на трехлетний срок с возможностью однократного его

продления; 3) помощники, т.е. служащие, нанятые без контракта, односторонним

решением администрации для выполнения временной работы; 4) чиновники-

стажеры, т.е. служащие, назначенные на постоянную должность, но с

испытательным сроком от шести месяцев до двух лет; по итогам стажировки они

сдают тесты, после  чего могут быть зачислены в штат. Таким образом, есть

несколько категорий  служащих как бы "второго сорта", которые хотя и работают

в госаппарате, но гарантии и привилегии, предусмотренные статусом чиновника,

на них не распространяется.

Теперь рассмотрим структуру полноправного чиновничества французского

государства - его "белой кости". В основе ее лежат  четыре категории: А, В, С и

Д.

Высшая - "А" - объединяет штаты чиновников с  магистерской степенью,

занимающихся  разработкой концепций и руководством (атташе, гражданские

администраторы  и т.д.). В категорию "В" входят чиновники среднего звена,

имеющие дипломы бакалавров или равноценные им (административные секретари,

контролеры и  пр.). Последующие   две   категории   охватывают работников

практического уровня с более низким образованием. Как правило, вся карьера

чиновника проходит внутри одной категории. Переход в более высокую скорее

исключение. Внутри каждой категории действует индексированная  шкала,

устанавливающая минимальный и максимальный оклады входящих в нее чиновников.

Каждая категория  охватывает несколько рангов. Ранги, пожалуй, - основное

звено карьерной  классификации. Ранг дает своему владельцу  право на занятие

ряда соответствующих  ему должностей и является для чиновника важной

гарантией стабильности его положения, защитой от превратностей

административной  жизни. Каждый ранг делится на ступени, и вся карьера

чиновника проходит, как правило, через повышение  ступеней и рангов.

Должность - понятие, отдельное от ранга. Это - конкретная рабочая позиция

и соответствующая ей ставка в бюджетном расписании. Административный орган

самостоятельно  назначает чиновника на должность, адекватную его рангу. Каждому

рангу соответствует  ряд должностей.

Согласно французскому праву понятия чиновника и работника по контракту

являются взаимоисключающими. Чиновник сам не может вести переговоры об

условиях своей  работы. Он обязан полностью подчиняться  установленным статутом

нормам. Но, с  другой стороны, ему и не может  быть навязано ничего, не

предусмотренного  статутом. При конфликте с нанимателем дело рассматривает

не обычный, а  специальный административный суд. Кроме того, права чиновника

защищают профсоюзы.

Допуск  к государственным  должностям. Принцип равного доступа закреплен в

Конституции, предполагая запрет любой дискриминации на основании пола,

убеждений или  взглядов кандидата. Однако этот принцип не является абсолютным.

Если кандидат выражает свои взгляды образом, несовместимым  с должностью, на

которую он претендует (например, резко критикует политику правительства, на

службу к которому нанимается), это служит основанием для откло-н^Цйя его

кандидатуры. Закон  устанавливает пять условий допуска: наличие французского

гражданства, обладание  политическими правами, соблюдение законов, положительное

отношение к  законам о службе в армии, а  также физическая пригодность для  данной

работы. Соблюдение принципа равного доступа контролируется судом.

Информация о работе Отдельные органы государственной власти во Франции