Потребности человека в интеллектуальной деятельности, способы ее удовлетворения

Автор работы: n******@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:51, реферат

Описание

В повседневной жизни потребностью считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что отсутствует. Удовлетворить потребность — значит ликвидировать отсутствие чего-либо, дать нужное. Однако более глубокий анализ показывает, что потребность имеет сложную структуру. В ней выделяются два главных компонента — объективный и субъективный.

Работа состоит из  1 файл

чип. юля..docx

— 33.17 Кб (Скачать документ)

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБЫ  ЕЁ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

Введение

   В повседневной жизни потребностью  считается «нужда», «надобность», стремление приобрести то, что  отсутствует. Удовлетворить потребность  — значит ликвидировать отсутствие  чего-либо, дать нужное. Однако более  глубокий анализ показывает, что  потребность имеет сложную структуру.  В ней выделяются два главных  компонента — объективный и  субъективный.

Объективное в потребностях — это реальная зависимость человека от внешней  природной и социальной среды  и от свойств его собственного организма. Таковы потребности в сне, пище, дыхании и другие фундаментальные биологические потребности, без которых жизнь невозможна, а также некоторые более сложные социальные потребности.

Субъективное  в потребностях — это то, что  привносится субъектом, определяется им, зависит от него. Субъективный компонент  потребности — это осознание  человеком его объективных нужд (правильное или иллюзорное).

Учитывая  взаимосвязь между объективным  и субъективным компонентами потребности, можно сформулировать такое определение:

Потребность — это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся  и необходимым (или тем, что кажется  человеку необходимым) и побуждающее  его к деятельности по устранению данного противоречия.

Только  в самом простом, идеальном случае люди хорошо понимают свои объективные  потребности, видят пути их удовлетворения и располагают всем необходимым  для их достижения. Чаще всего бывает иначе, и обусловлено это следующим:

человек может иметь объективно обусловленную  потребность в отдыхе, лечении, образовании, в каких-либо предметах и услугах, но не осознавать этого;

потребность может осознаваться неясно и неточно, когда человек смутно ощущает  ее, но не находит путей реализации.

    Для того чтобы ответить на вопрос каковы же потребности человека в интеллектуальной деятельности, необходимо разобраться в том что такое интеллект в принципе.

  1.Что же такое интеллект?

     Согласно Линде Готтфредсон  (американский социолог, профессор педагогической психологии в университете ДелавэрСША. ) интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации. 

По И. Г. Виноградову, интеллект — это способность  человека к поиску, восприятию, анализу, систематизации и эффективному использованию  информации для достижения поставленной цели. Только недалекий, ограниченный человек, накопленную индивидуумом, несистематизированную, не анализируемую  и не применяемую информацию, может  воспринять как интеллект индивидуума.

Ф. Н. Ильясов  определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного  класса сложности и решать эти  задачи».

 С.И. Ожегов  в своем толковом словаре русского  языка определяет слово " интеллект  ", как мыслительная способность,  умственное начало у человека. Так, или примерно так, толкуют  это понятие и другие толковые  словари. В частности, в словаре иностранных слов под редакцией И.В. Лехина и проф. Ф.И. Петрова – интеллект (лат. Intellects) означает ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. ( Из чего следует, что слова: ум, рассудок, разум, и, как я полагаю, сознание – это слова синонимы означающие интеллект в русском звучании). В общем, все словари сходятся в одном: интеллект это мыслительная способность человека. Эта та самая способность, которая не только отличает человека от животных, но и различает людей по интеллектуальному признаку.

2.Сколько людей столько интеллектов. Но чем определяются эти различия?

     С самого начала функционирования головного мозга человек начинает реагировать на окружающую его действительность. Объектами его внимания и желание их осмыслить становится все то, с чем человек так или иначе соприкасается, все то, что он видит и наблюдает. С возрастом эти желания лишь усиливаются, а объекты восприятия усложняются. Перед человеком постепенно раскрывается весь мир в том виде, в каком позволяет ему это сделать его мыслительная способность, его интеллект. А эта способность не все человеку позволяет.  
 Дело в том, что мыслительная способность человека весьма дифференцирована по отношению к различным объектам познания. 

     Впервые  вопрос о существовании индивидуальных  различий интеллектуальных способностей  поставил Фр.Гальтон. Он полагал, что интеллектуальные возможности закономерно обуславливаются особенностями биологической природы человека и принципиально ничем не отличаются от его физических и физиологических характеристик. В качестве показателя общих интеллектуальных способностей рассматривалась сенсорная различительная чувствительность.

На начальном  этапе интеллект отождествлялся с простейшими психофизиологическими  функциями, при этом подчеркивался  врождённый характер интеллектуальных различий между людьми.

1905 год был  переломным в изучении интеллекта. Понимание природы интеллектуальных  способностей с этого времени  оказывается под влиянием практического  запроса и сформулировала задачу разработать объективные критерии для выявления отстающих детей, с тем, чтобы обучать их в школах специального типа. 

     В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провел обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

В структурно–генетическом  подходе Ж. Пиаже (швейцарский психолог  Жан ПИАЖЕ 1896–1980) интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью.

При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно–аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (приверженци Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон).

На сегодняшний  момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная  психическая способность, в основе которой может лежать генетически  обусловленное свойство неравной системы  перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк(Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген (род. 4.3.1916 г.) - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности)

В частности, в  психогенетических исследованиях  показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов  выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, этот показатель имеет  значение от 0.5 до 0.8. При этом наиболее генетически зависимым оказывается  вербальный интеллект(. верб. нтеллект, оцениваемый тестами, которые полагаются на способность к оперированию вербальным материалом, способность к языкам, гуманитариям).

Наиболее доступным  и понятным для широкого круга  людей является определение:

 Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — это общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Это способность из минимума информации выводить максимум заключения, при прочих равных — в кратчайшее время и простейшим анализом. 

3.Качества  человеческого интеллекта. 

Существенными качествами человеческого интеллекта являются:

- пытливость  и глубина ума, его гибкость  и подвижность, логичность и  доказательность:

-любопытство  — стремление разносторонне познать  то или иное явление в существенных  отношениях, лежащее в основе  активной познавательной деятельности;

-глубина ума  — способность отделять главное  от второстепенного, необходимое от случайного;

-гибкость и  подвижность ума — способность  человека широко использовать  имеющийся опыт, оперативно исследовать  предметы в новых связях и  отношениях, преодолевать шаблонность  мышления;

-логичность  мышления — способность соблюдения  строгой последовательности рассуждений,  с учётом всех существенных  сторон в исследуемом объекте,  всех возможных его взаимосвязей;

-доказательность  мышления — способность к использованию  в нужный момент фактов и  закономерностей, подтверждающих  правильность суждений и выводов;

-критичность  мышления — способность строгой  оценки результатов мыслительной  деятельности для отбрасывания  неправильных суждений, выводов  и решений (способность отказываться  от начатых действий, если они  противоречат требованиям задачи);

-широта мышления  — способность к всестороннему  охвату объекта мыслительной  деятельности с учётом исходных  данных задачи и многовариантности её решений.

Исходя из этого  интеллектуальная деятельность предстает  перед нами как  изночально нематериальный обьект который синтезируется через систему уже известных, а также ранее неизвестных знаний в научные открытия, создание чего-то нового ранее неизвестного, для облегчения удовлетворения потребностей человечества. А значит под интеллектуальной деятельностью можно понимать творение интеллекта. На сегодняшний день любое творение интеллекта которое имеет шанс принести экономическую прибыль будет обязательно запатентовано в установленном порядке, соответственно будет защищено законом, и называться уже будет как интеллектуальная собственность.

4.Что  же такое интеллектуальная  собственность?

     Интеллектуальная собственность, юридическое понятие, охватывающее авторское право, права, относящиеся к деятельности артистов-исполнителей, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретательское и патентное право, право на научное открытие, права на промышленные образцытоварные знаки, фирменные наименования (фирму) и коммерческие обозначения, защиту от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, литературы и искусства. Вошло в международный обиход в 60-е гг. 20 в. В 1967 в Стокгольме подписана конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности, вступившая в силу в 1970. На 1 января 1972 членами конвенции являются 25 государств, в том числе СССР, УССР, БССР, Болгария, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Великобритания, ФРГ, США. 

Интеллектуальная  собственность имеет ряд особенностей, которые отличают ее от вещной собственности:

-результаты  интеллектуальной деятельности  в отличие от объектов вещных  прав имеют идеальную природу  и являются нематериальными объектами;

-результаты  интеллектуальной деятельности  не подвержены износу, амортизации.  Они могут устаревать лишь  морально;

-право на  творческий результат неразрывно  связано с личностью его создателя;

-права субъектов  интеллектуальной собственности  ограничены во времени и пространстве;

-имеются особенности  при осуществлении в отношении  объектов интеллектуальной собственности  триады полномочий: владение, пользование  и распоряжение. К нематериальным  объектам неприменимо правомочие  владения, так как нельзя физически  обладать техническими решениями  и образами;

-объекты интеллектуальной  собственности могут одновременно  находиться в пользовании бесчисленного  количества лиц.

   В России  наиболее известное место в котором собираются  признанные ученые для обмена опытом в различных научных областях, является Инновационный центр «Сколково». На этой базе также развиваются научноисследовательские институты. Это происходит при поддержке государства вместе с заинтересованными инвесторами. Так как новые технологии использования энергии сейчас очень востребованы. после бездумного  использования исчерпаемых ресурсов, стал вопрос где брать новую энергию когда источники открытые более века назад иссякнут это касаемо нефти газа и т.д. так же модернизируют привычные вещи укрепляют металл, стекло, и т.д. всякие мелочи которые позволяют улучшить жизнь людей. 

Информация о работе Потребности человека в интеллектуальной деятельности, способы ее удовлетворения