Человек и его потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание

Определение потребности дано в. "Философском энциклопедическом словаре". "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности"

Содержание

1.Введение.
2. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека. 3. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества.
4.Проблема формирования личности в процессе социализации.
5.Заключение.

6.Библиография.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по человек и его потребности..docx

— 30.89 Кб (Скачать документ)

     1.Введение.

 

        Определение потребности дано в. "Философском энциклопедическом словаре". "Потребности - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности"

       Физиологические потребности определены  тем, что человек, как представитель  животного мира, должен удовлетворять  потребности в энергетическом  обеспечении своего организма,  поддержании в нем необходимого  обмена веществ, безопасности  и т.д.

       Духовные потребности человека  – это потребность познать  окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию  и самореализации.

   С раннего  детства ребенка окружают люди, которые  передают ему навыки и умения взаимодействия  с обществом. Достижением цивилизации  является утверждение, что люди рождаются  равными перед  Богом, как его  подобие, а Конституции государства  гласят, что все люди равны перед  законом.

   Современная российская молодежь социализируется  в сложных условиях. Государство  не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального  взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были предприняты все возможные  меры для подготовки манипулируемого  населения. Российское общество находится  на грани деградации.

   Духовные  потребности людей обусловлены  внутренним миром человека, стремлением  «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие  потребности побуждают к занятию  искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и  социальных нужд, а из внутреннего  духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.

   5.Заключение.

     Потребности представляют собой основу и движущую силу человеческого поведения, его  побуждение и цель. Объекты внешнего мира, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, называются ценностями.

   Социализация  – это процесс посредством  которого индивидом усваиваются  основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.

      Согласно классификации, предложенной Н.М. Бережновым, первый уровень базовых потребностей делятся на четыре группы – потребности биологические, материальные, социальные и духовные. В каждой группе выделяют так называемые базисные (основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той или иной базисной потребности.

     Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественно–культурное происхождение.

     Духовное  потребление — процесс удовлетворения духовных потребностей человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая потребность.

     Специфика потребления духовных ценностей  во многом определяется уровнем образования  и общей культуры личности. Чем  выше образовательный и общекультурный уровень у человека, тем более  актуализированы у него духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству потребляемых духовных ценностей. 
 
 
 
 

 

Содержание.

1.Введение.

2. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека.         3. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества.

4.Проблема формирования личности в процессе социализации.

5.Заключение.

6.Библиография. 

 

     2. Понятие духовных потребностей и их место в социализации личности.

     Важным  аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения  интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих авторов, является функционирование физиологических систем человеческого  организма, т.е. удовлетворение биологических  и материальных потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

     Хотя  некоторая последовательность в  удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать  одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась  доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье  и безопасности .

     В социологии личность рассматривается  как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный  представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов  и т.д.

   Личность  и общество взаимодействуют в  процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости  от своих качеств.

          Духовность и сознательность - понятия  однопорядковые. Но не всякая  сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции  на заводском конвейере, проделывает  их со знанием дела. Но эти  действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный  выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения – бездуховность.

   Социализация  проходит этапы, совпадающие с так  называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя  взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией.

   Десоциализация  – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. 

   Ресоциализация  – это процесс обучения новым  ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

   Фрейд выделял  ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

   Имитацией называется осознанная попытка ребенка  копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания  принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь  оказывает ближайшее окружение  ребенка.

   Имитация  и идентификация являются позитивными  механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы так как они подавляют  или запрещают некоторые образцы  поведения.

   Чувства стыда  и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется  с ощущением, что вас разоблачили  и опозорили. Это чувство ориентировано  на восприятие поступков индивида другими  людьми. Ощущение вины связано с  внутренними переживаниями, с самооценкой  человеком своих поступков. Наказание  здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

        Теория «зеркального Я» американца  Ч. Кули, зафиксировав воздействие  на формирование личности окружающей  среды, отмечает избирательный  характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

     Существует  такое понятие: "твердость духа". Так говорят о человеке, последовательно  осуществляющем однажды избранный  идеал, превратив достижение его  в смысл всей своей жизни.

     Человек, обладающий твердостью духа, не спасует  перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными  посулами взамен его чести и достоинства  не будет менять своих убеждений  по конъюнктурным соображениям. Все  свои поступки он будет совершать  по критериям чести, справедливости, истины Нет более благородной  задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это  наиболее верный путь к обретение  смысла жизни, к преодолению жизненных  невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек  способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину  и женщину брачными узами.

 

4.Проблема формирования личности в процессе социализации.

   Во времена  советской власти проблема социализации практически решалась с помощью  обобществления личности.

   Начиная со вступления в октябрята ребенок  нес на себе ответственность перед  коллективом. Пионерская комсомольская  организация так же обязывали  к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали  себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному  миру.

   В настоящее  время во главу развития ставится самообразование. Оно возможно в  условиях создания разнообразной социокультурной  и образовательной сферы.

   Как отмечают Г.Е. Здоровский и Г.А. Шуклина, перенос  акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной  деятельности человека является требованием  времени. Суть его в том, чтобы  личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные  формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

   Эта проблема еще более актуализируется в  условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

   Основным  субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет  ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается  к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает  нормы и ценности группы, которую  выбирает.

   Самообразование выступает как вид свободной  деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным  выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение  культурного, образовательного, профессионального  и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

   В самообразовании  проявляется индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов самообразования в  соответствии с потребностями личности.

   В широком  смысле самообразование должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих  социально-политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение  образования и профессиональной подготовке.

   В узком  смысле под социальной политикой  в области самообразования следует  понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных  организаций по созданию благоприятных  условий для его развития в  структуре образа жизни отдельных  групп (общностей) и их представителей.

   В нынешней Росси, по мнению аналитиков, интеллигенция  почти полностью люмпенизированна, так как бедность унижает и  ломает человека, посягает на те ценности, которых достигло цивилизованное общество – гуманизм, справедливость, свобода.

   Свобода требуется  и для самообразования.  Если человек  для того, чтобы выжить, вынужден работать по 14 – 16 часов в сутки (часто  в сфере, далекой от профессии), он легко дисквалифицируется.

   Психологи так же отмечают, что деятельность, которая выбирается человеком не по мотиву интереса, а по мотиву материального  удовлетворения, разрушает его психику  и ведет к срыву.  
 
 
 
 
 
 
 

     3. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества.

     Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами духовной жизни общества принято считать:

     - духовные потребности;

     - духовная деятельность  и производство;

     - духовные ценности;

     - духовное потребление;

     - духовные отношения;

     - проявления межличностного  духовного общения.

Информация о работе Человек и его потребности