Человек как субъект деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:23, доклад

Описание

Целью данной работы стало рассмотрение понятие «субъект труда», основные этапы развития субъекта труда, периодизации развития субъекта труда в отечественной и зарубежной психологии.
Для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие «субъект труда», изучив литературу по данной теме.
2.Изучить периодизацию развития субъекта труда в отечественной психологии.
3. Изучить периодизацию развития субъекта труда в зарубежной психологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие субъект труда………………………………………………………..4
2.Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии……6
3.Периодизация развития субъекта труда в зарубежной психологии………9
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

человек как субъект труда.doc

— 69.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Тобольская государственная социально-педагогическая

академия  им. Д.И. Менделеева»

Кафедра практической психологии и педагогики 

Сообщение

« ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ  ТРУДА»

  
 

                                                Выполнил(а):

                                                         студентка 1 курса

                                                                            социально-психологического

                                                                       факультета, специальность

                                                   «050706.65 –

                                                                         Педагогика и психология»

                                                             Белобородова Л.В. 

                                                                            _______________ (подпись)

                                                Проверил(а):

                                                 Чернова М.И

                                                                           _______________ (подпись) 
 
 
 
 

Тобольск, 2011 

Содержаниение 
 

     Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие субъект труда………………………………………………………..4

2.Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии……6

3.Периодизация развития субъекта труда в зарубежной психологии………9

Заключение………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение 

     В течение многих лет в отечественной  психологии мало уделялось внимания проблеме профессионального статуса, развития, активности человека как  профессионала. Однако труд является одной  из самых важных сторон жизни человека. С помощью труда человек решает не только материальные проблемы, но и вопросы самореализации, личностного роста, творчества, общения, познает свои способности и возможности.

     К сожалению, в течение многих лет  вопросами профессионального самоопределения, роста занимались люди далекие от психологии. А ведь именно психология позволяет найти ответ на эти вопросы.

     Б. М. Теплов писал: «Психология дает возможность  понимать самого себя… А знать  себя необходимо для самовоспитания…для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы Родине и получить больше всего удовлетворения».

     За  минувшее столетие изменилось понимание  механизма адаптации человека к  профессиональной деятельности. Если первоначально в системе «субъект - объект труда» ставились задачи подбора стандартных или «идеальных» исполнителей, но поэтапно в решение задачи адаптации стали входить поиски закономерностей профессиональной карьеры, профессионального самоопределения, жизненного пути человека как субъекта труда.

     В круг задач психологии труда все  более входит изучение закономерностей  функционирования работника не только как индивида, как обезличенного  субъекта, но и как личности. Все  более последовательно обозначается вектор изучения человека как индивидуальности - в настоящем пока еще в отношении отдельных профессий. В настоящее время всеми психологами признается проблематичность путей становления человека как субъекта труда, как профессионала.

     Целью  данной работы стало рассмотрение понятие «субъект труда», основные этапы развития субъекта труда, периодизации развития субъекта труда в отечественной и зарубежной психологии.

     Для достижения данной цели нужно выполнить  следующие задачи:

1.Рассмотреть понятие «субъект труда», изучив литературу по данной теме.

2.Изучить   периодизацию развития субъекта  труда в отечественной психологии.

3. Изучить  периодизацию развития субъекта  труда в зарубежной психологии. 
 
 
 
 
 

     3

     2. Понятие субъект  труда

     В понятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала [2, с. 159].

     Активность  психического отображения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности [2, с. 160]:

     · целей

     · систем действий

     · внешних и внутренних средств

     · условий

     · индивидуального стиля

     Психическое отображение реальности проявляется в том, что человек, обладая характерными устойчивыми внутренними условиями деятельности (индивидуальностью), не просто следует за складывающимися стечениями обстоятельств, а преобразует:

     · обстоятельства

     · самого себя

     · свои взаимоотношения с другими  людьми

     · уклад общественной жизни [2, с. 160].

     Объект  здесь - “приемник” воздействий (если это социальный объект, то в свою очередь, это объект активный), субъект - их инициатор в системе “субъект - объект” [2, с. 160].

     Любому  субъекту труда, профессионалу, присущи  индивидуальные особенности, поэтому  каждый человек:

     -стремится  максимально использовать свои  качества, влияющие на продуктивность  деятельности;

     -различными  способами преодолевает те качества, которые препятствуют достижениям;

     -работает  с удовлетворением, эффективно, тогда,  когда выработан собственный,  присущий ему “почерк” - индивидуальный  стиль [2, с. 162].

     По  мнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее  он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » [2, с. 162].

     Условием  эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого  во втором (свойство психики, как известно, - отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь - приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными

4

     законами, искусственная среда обитания, включая  технику, потоки информации). Благодаря  речи и общению с себе подобными, человек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего  человечества [2, с. 163].

     В контексте психологии труда особое значение придается развитию ориентировки человека в мире профессий. Одним из направлений развития человека как субъекта труда, является формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений, навыков.

     Еще одно направление развития человека как субъекта труда - усвоение общественно  выработанных способов действия и использования  орудий, средств деятельности (включая  внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия - вербальные и невербальные).

     Евгений Александрович Климов очерчивает и  некоторые другие направления развития человека как субъекта труда:

     -формирование  системы устойчивых личных качеств,  создающих возможность успешного выполнения деятельности “здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции)” [2, с. 165].

     -формирование  индивидуального стиля деятельности (совершенствование знаний субъекта труда о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних условий.

     Таким образом, понятие субъект труда является фундаментальной категорией психологии. Данная категория отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, на основе психического отражения предметного мира.

     Субъектом труда может быть конкретный человек  или социальная группа. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5

     3. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии

     Существуют  различные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых  известных в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2, с. 162].

     Допрофессиональное  развитие

     1. Стадия предыгры (от рождения  до 3 лет), когда происходит освоение  функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения  и моральных оценок, которые становятся  основой дальнейшего развития  и приобщения человека к труду.

     2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит освоение ребенком “основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.). По мнению Д.Б. Эльконина «игра-это дитя труда» и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок не мог уже непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда [9, с.56].

     3. Стадия овладения учебной деятельностью  (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабиться после школы.

     4. Стадия оптанта «оптации» (осознанной  подготовки к “жизни”, к труду,  планирования, проектирования профессионального  жизненного пути; от лат. «optatio» - желание, избрание) [2, с. 167].

     Период  оптации (от 11-12 до 14-18 лет). Эта стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный.

Информация о работе Человек как субъект деятельности