Виды деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:32, реферат

Описание

В данной работе будет идти речь о видах деятельности человека, но сначала рассмотрим деятельность человека в общем.
Внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые.

Содержание

Введение
1. Виды деятельности человека
2.Общение как вид деятельности человека.
3. Игра как вид человеческой деятельности
4. Учение, как вид деятельности человека
5. Трудовая деятельность человека
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 29.76 Кб (Скачать документ)

Введение

1. Виды деятельности  человека

2.Общение как вид деятельности человека.

3. Игра как вид человеческой деятельности

4. Учение, как вид деятельности человека

5. Трудовая деятельность человека

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В данной работе будет идти речь о видах деятельности человека, но сначала рассмотрим деятельность человека в общем.

Внешнее отличие  живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих  формах связана с движениями, и  по мере ее раз-вития двигательная активность приобретает все более совершенные  формы. Элементарные, простейшие живые  существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности  перемещаться в пространстве на различные  расстояния. Простейшие могут жить только в водной среде, земноводные  выходят на сушу, червеобразные живут  на земле и под землей, птицы  поднимаются в небо. Человек способен создать себе условия и обитать  в любой среде и в любой  точке земного шара (а в последние  годы и вне Земли). Ни одно живое  существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Активность  растений практически ограничена обменом  веществ с окружающей средой. Активность животных включает элементарные формы  исследования этой среды и научение. Активность человека самая разнообразная. Кроме всех видов и форм, характерных  для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

В качестве средств  осуществления деятельности для  человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или  иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к  ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более  продуктивной и качественной.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В  качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и  с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в  наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием  организма. Это - производство продуктов  питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью  разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных  вещей и инструментов, непосредственно  в виде продуктов, обслуживающих  естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы  занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

1. Виды деятельности  человека

Возникновение и развитие различных видов деятельности у человека представляет собой сложный  и длительный процесс. У современного человека имеется множество различных  видов деятельности, число которых  примерно соответствует количеству имеющихся потребностей (с учетом полимотивированности деятельности). Для того чтобы представить и  описать все эти виды деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности. Но такая задача на практике представляется непростой, так как число разнообразных  потребностей велико и они индивидуально варьируют.

Проще определить основные параметры, в соответствии с которыми можно описывать систему  человеческих потребностей, и далее, пользуясь ими, давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному  человеку. Таких параметров три: сила, количество и качество потребностей.

2. Общение  как вид человеческой деятельности

Общение в  самом широком смысле может быть определено как взаимодействие индивидов, в котором происходит обмен информацией  на основе взаимного психического отражения.

Общение - это  многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен  информацией между ее участниками, который может быть охарактиризован  в качестве коммуникативной стороны  общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона  общения предполагает восприятие общающимися  друг друга.

Потребность в общении у высших животных и  у человека - врожденная, запрограммирована  природой. У ребенка потребность  в общении проявляется уже  в младенческом периоде, когда он ищет контакта с матерью. Затем его  связи с окружающими быстро расширяются  по мере роста его возможностей общения. Если у животных не только потребность  общения, но и язык общения так  же запрограммирован, то дитя человека еще должно овладеть языком общения  окружающих его людей и прежде всего языком речевого общения как  главного средства обмена информацией. Общение заключается в обмене информацией, передаваемой посредством  слышимых (устная речь) видимых (письменная речь) и осязаемых (тактильная форма  восприятия посменной речи у слепых) слов между передающим ее воспринимающим, которые последовательно могут местами.

Общение в  широком смысле слова может использоваться не только как самостоятельная деятельность своей целью, мотивами, действиями. Способами их выполнения других видов  деятельности (игровой, учебной и  трудовой). Для выделения общения  как самостоятельного вида деятельности необходимо, чтобы у него были свои осознаваемые субъектом цели и другие компоненты структуры. В качестве целей  в общении как самостоятельной  вид деятельности могут выступать  следующие: 1) постижение внутреннего  мира другого человека или открытие ему собственного внутреннего мира; 2) воздействие на психику другого  человека (или группы людей) с намерением привить ему (им) определенные мотивы или отношения (к самому себе, к  тем или иным сторонам окружающей действительности.

Первая цель, как правило, носит инструментальный характер, поскольку служит средством  на пути к достижению второй цели, которая  широко представлена в различных  сферах практики (в управлении, в  пропаганде, в лечебном процессе (психотерапия), воспитании, в искусстве).

3. Игра как вид человеческой деятельности

Словом «игра» обозначаются самые различные, порой  малосхожие между собою явления. В четырехтомном словаре русского языка отмечается 7 основных значений этого слова. Это деятельность, занятие  детей и занятие, обусловленное  совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом  спорта (спортивные игры, военная игра). Это и свойственное некоторым  винам и шипучим напиткам движение пузырьков газа («играет вино»), и  быстрая смена пятен света, красок и т. п., блеск, переливы, выразительная  изменчивость. Это исполнение музыкальных  произведений (игра на скрипке) и исполнение сценической роли (актерская игра). Это преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы... Кроме игр  людей, существуют игры животных. Польский писатель-фантаст и оригинальный мыслитель Станислав Лем, как  бы возрождая античное космическое  понимание игры, писал о Великой  Игре между Цивилизацией и Природой. «Теория игр» -- так называется раздел математики, исследующий формальные модели принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях.

Во всех упомянутых случаях слово «игра» употребляется  в положительном или в нейтральном  смысле. Но оно и некоторые образуемые от него слова и словосочетания имеют  и отрицательное значение: «игра  ума», «игра на нервах». В словаре  В. Даля приводится такая поговорка: «Девка игрива, да прясть ленива». В  романе Ю. Бондарева «Игра» главный  герой кинорежиссер Крымов перед  смертью квалифицирует свою жизнь  как игру и осуждает ее вместе с  автором: «Значит, жизнь -- спектакль, сценарий, в котором действуют, двигаются, чего-то желают герои, не думая, не желая  думать о том, что неизбежно задернется занавес. И я должен видеть этих героев, чтобы понять свой спектакль в  душе. Игра?» Игра в романе -- это  не истинное, ложное существование.

Что же такое  игра? Можно ли во всех этих многообразных  значениях найти общий знаменатель? Может быть, есть что-то общее в  тех действиях, которые называют игрою? «Ребенок играет куклой, кошка  мышью, а всяк любимою мечтою» -- говорится в народной пословице.

Конечно, когда  слово «игра» применяется к неживой  природе, это иносказание, метафора. Как писал Тютчев, «весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». А игры животных? В капитальном труде о поведении  животных мы читаем: «Игра -- еще один «трудный» термин, в связи с  которым возникают многочисленные противоречия. Котенок, играющий клубком  ниток, или собака, гонящаяся за мячом, -- обычные примеры игр у домашних животных: аналогичные примеры можно  найти у большинства млекопитающих  и многих низших животных. Однако имеется  ли в этих ситуациях нечто общее, что оправдывало бы употребление общего термина? Ответить на этот вопрос трудно». Вместе с тем «у самых  разных животных удается выделить особую форму поведения, включающую движения, которые явно играют важную роль в  других формах (агрессия, докомоция), но между тем не вызывают у наблюдателя  впечатления, что они совершаются  «всерьез». Ученый Р. Хайнд отмечает такие признаки игры животных, как  незавершенные последовательности действий, выработка новых комплексов движений, смешение функционально различных  типов поведения, несоответствие интенсивностей отдельных движений и всей последовательности в целом и т. д. Хотя «факторы, контролирующие игровое поведение, далеко не ясны и, несомненно, весьма сложны», «как бы то ни было игровое поведение существует, и игнорировать его невозможно».

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя  и привлекая к себе как жизненное  явление, игра оказалась весьма серьезной  и трудной проблемой для научной мысли.

Прежде всего  игра, поскольку речь идет об играх  человека и ребенка,- это осмысленная  деятельность, т. е. совокупность осмысленных  действий, объединенных единством мотива.

Распространенное  представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается  тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается  не ради практического эффекта, который  оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак  не просто функционирование созревших  в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился  излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что  игра является выражением определенного  отношения личности к окружающей действительности.

Игра индивида всегда теснейшим образом связана  с той деятельностью, на которой  основывается существование данного  вида. У животных она связана с  основными формами инстинктивной  жизнедеятельности, посредством которых  поддерживается их существование; у человека “игра - дитя труда”.

Эта связь  игры с трудом ярко запечатлена в  содержании игр: все они обычно воспроизводят  те или иным виды практической неигровой деятельности.

Связанная с  трудом игра, однако, никак не ограничена производственно-техническим содержанием  трудовой деятельности и не сводима  к подражанию производственно-техническим  операциям. Существенным в труде  как источнике игры является его  общественная сущность, специфический  характер трудовой деятельности, как  деятельности, которая, вместо того чтобы, как жизнедеятельность животных, просто приспособляться к природе, изменяет ее. Игра связана с практикой, с воздействием на мир. Игра человека - порождение деятельности, посредством  которой человек преобразует  действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта  самая всеобщая человеческая способность  в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и  проявляется потребность ребенка  воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Теорию, согласно которой игра связана с трудом, развил у нас Г. В. Плеханов. Игра, по Плеханову, является порождением  труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам. Но сам труд Плеханов понимает ограниченно, не во всей его  социальной сущности, не как общественную практику, а как производственно-техническую  деятельность. В результате правильное исходное положение о связи игры с трудом приводит к неадекватному  представлению об игре как подражании производственно-техническим операциям. В действительности игра не ограничивается сферой производственно-технических  процессов и, главное, суть ее не в  удовольствии от подражания технически - производственной деятельности, а  в потребности воздействия на мир, которая формируется у ребенка  в игре на основе общественной практики взрослых.

Будучи связана  с трудом, игра, однако, и отлична  от него. Для того чтобы понять игру из соотношения ее с трудом, нужно  взять ее и в единстве, с трудом, и в отличии от него. И общность игры с трудом и их различие выступают  прежде всего в их мотивации,

Основное  различие между игровой деятельностью  и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем  отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают  лежащие на нем обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость  или общественная обязанность. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого  требуют его профессиональные или  служебные обязанности; ребенок, играя  во врача, “лечит” окружающих только потому, что это его привлекает. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений - непосредственных интересов и потребностей.

Информация о работе Виды деятельности человека