Коммуникативные трудности мигрантов (на примере устройства на работу и взаимодействия с социальными институтами другой культурной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание

В современном мире, когда взаимозависимость национальных экономик становится все более тесной, неуклонно возрастает значение трудовой миграции. Рост мобильности трудовых ресурсов повышает важность миграционных исследований, заставляет государства задумываться о влиянии миграции на экономический рост, уровень занятости и оплаты труда, а также на общественное развитие в целом. Все страны-участницы глобальной экономической миграции в соответствии с классификацией ООН могут быть распределены по трем категориям: страны, принимающие трудовые ресурсы (большинство стран Западной Европы, США, Австралия, Канада, а также страны ОПЕК); страны, посылающие трудовые ресурсы (страны Африки, страны Восточной Европы, страны Дальнего Востока) и страны, участвующие в международных миграциях в обоих вышеперечисленных вариантах (Италия, Иордания, Мали, Сенегал, Буркина-Фасо и др.). Россия относится к третьей группе стран.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Часть I. Описание теоретических основ рассматриваемого явления интеркультурного взаимодействия в туризме……………………….4
3. Часть II. Рассмотрение конкретного предприятия и постановка проблемы, возникшей в результате незнания участниками взаимодействия основ межкультурной коммуникации……………..31
4. Часть III. Обоснованные рекомендации по решению выявленных проблем………………………………………………………………..36
5. Заключение…………………………………………………………….45
6. Список используемой литературы………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!.docx

— 126.15 Кб (Скачать документ)

3. формирование механизма «отложенного гражданства»;

4. использование «форс-мажорного  гражданства»

  • Трудоустройство

1. легализация трудовой  деятельности мигрантов;

2. усиление ответственности  работодателей за нелегальное  использование труда мигрантов.

  • Быт

1. создание общежитий  и центров временного пребывания

  • Рекреация

1. организация проведения  семинаров для работников миграционных  служб и органов образования  для повышения толерантности  населения к мигрантам;

2. проведение для переселенцев  социально-психологических тренингов  межкультурного взаимодействия

В первую очередь необходимо внести следующие изменения в  организацию правового регулирования  миграционных процессов.

1. Упрощение процедуры регистрации мигрантов - иностранных граждан.

Рост нелегальной миграции, а соответственно, и проблемы адаптации  мигрантов, обусловлен и тем, что  на сегодняшний день регистрация  по месту проживания, в отличие  от регистрации по месту пребывания, является долгим и сложным процессом, требующим привлечения собственников  жилья, которые часто, даже будучи законопослушными гражданами, не в состоянии соблюсти закон. Таким образом, сложность  процесса регистрации по месту жительства является серьезной основной причиной роста числа незарегистрированных мигрантов и, как следствие, потери контроля над массовыми перемещениями  и снижения управляемости процессами миграции.

Кроме того, существующие барьеры  порождают и поддерживают коррупционный  климат, начиная с мелкого вымогательства на местах и заканчивая крупными "сделками" с работодателями, которым выгоден  нелегальный труд.

Предложение. Процедура регистрации по месту жительства должна быть максимально упрощена и сведена к той форме, когда мигрантам будет проще (потенциальным гражданам) и выгоднее (приехавшим только на заработки) зарегистрировать свое пребывание, чем не зарегистрировать. Наряду с этим необходимо ужесточение мер, предъявляемых к нарушителям порядка регистрации. В том числе ответственности работодателей за привлечение к труду нелегальных мигрантов. Штрафные санкции при этом должны быть весьма ощутимыми (например за одного принятого на работу нелегального мигранта работодатель при первом случае должен уплатить в виде штрафных санкций до 500 кратного размера МРОТ, при повторном случае - 1000 кратный размер МРОТ).

2. Расширение круга социальных прав и гарантий для мигрантов

В настоящее время социальные права и гарантии мигрантов сильно ограничены. Скорая помощь - едва ли не единственная услуга, которой они  могут бесплатно воспользоваться. Анализируя зарубежный опыт (например, в королевстве Бельгия мигрантам  предоставляют обязательное медицинское  страхование, а также пенсионное обеспечение для тех, кто утрачивает трудоспособность во время пребывания в этой стране), можно рекомендовать  предоставление мигрировавшим в  Российскую Федерацию людям подобных услуг.

3. Формирование механизма "отложенного гражданства".

Россия должна быть заинтересована в привлечении и удержании  людей в сфере своего влияния. Причем это относится не только к  соотечественникам, но и вообще к  гражданам других стран, являющихся потенциальными мигрантами в Россию. Если применение двойного гражданства  невозможно, можно задействовать  механизм "отложенного гражданства". Т.е. пока человек живет за пределами  страны и является гражданином страны проживания, его гражданство является "спящим", а активизируется только при изменении обстоятельств - например, при переезде в страну в силу особых обстоятельств.

Предложение. Статус "отложенного гражданства" мог бы в первую очередь быть предоставлен: этническим русским за пределами России, представителям титульных народов субъектов Российской Федерации, бывшим гражданам СССР, получившим гражданство стран пребывания, эмигрантам всех волн и их потомкам. То есть тем, кто не собирается пока перебираться в Россию, но хотел бы сохранить с ней связь. Например, потомки эмигрантов первой волны, сохранившие в инокультурном окружении русскую, российскую идентичность, желающие сотрудничать с Россией, помогать ей, видеть в ней свою "вторую Родину", заслуживают в рассматриваемом смысле всяческого поощрения и поддержки.

4. Использование "форс-мажорного гражданства".

Необходимость такой формы  предоставления гражданства стала  очевидной после событий в  Туркменистане весной - летом 2003 года. Договор России с этой страной  о двойном гражданстве, заключенный  в декабре 1993 года, был расторгнут в мае 2003 г. Туркменистаном в одностороннем  порядке. Несмотря на то, что по общепринятой логике международные договоры обратной силы не имеют, туркменские жители, имеющие двойное гражданство, по указу президента Туркменистана  должны были выбрать одно гражданство  и в случае выбора российского  резко ограничивались в правах, становясь  иностранцами. Подобная ситуация может  повториться в любой момент и  не только в странах СНГ.

Предложение. Необходимо гарантировать людям, вынужденным отказаться от российского гражданства по "форс-мажорным" обстоятельствам под угрозой своему существованию, немедленное (а не через 3 года по Закону о гражданстве) восстановление этого гражданства в предельно облегченной (лучше всего - заявительной) форме либо при переезде в Россию, либо по месту проживания в консульских отделах посольств Российской Федерации, а также распространить такой порядок на их близких родственников.

5. Легализация трудовой деятельности мигранта - иностранного гражданина, усиление ответственности работодателей за нелегальное использование труда мигрантов.

Предприятия страны уже сегодня  сталкиваются с проблемой нехватки рабочей силы. Заполняется эта  ниша в большей части за счет нелегального сектора, так как процедура оформления привлеченного работника еще  сложнее и дольше, чем процедура  регистрации. Работодатель должен сначала  получить разрешение на привлечение  иностранной рабочей силы, а затем  получить разрешения на работу для  каждого работника отдельно. При  условии, что все документы, которые  должны быть легализованы в российских дипломатических представительствах или консульских учреждениях  за рубежом, переведены на русский язык и нотариально заверены, оформлены  правильно, срок рассмотрения заявления  составляет не менее полутора месяцев. При малейшей ошибке круг повторяется. Полученное разрешение работодатель должен передать работнику до начала его  трудовой деятельности. Т.е. все это  время потенциальные работники  находятся или за границей или  в России в качестве нелегалов, так  как приехавшие хотят работать сразу, а не ждать месяцы. При этом расходы  работодателя на каждого работника  составляют около 5-6 тыс. рублей в виде пошлин плюс внесение средств, необходимых  для обеспечения выезда каждого  работника из Российский Федерации.

Предложения. Предоставить иностранным гражданам, легально прибывшим в Российскую Федерацию и зарегистрированным по месту проживания, право осуществлять трудовую деятельность, но только в качестве наемного работника. Для получения разрешения на право заниматься трудовой деятельностью можно также использовать залоговый механизм. Т.е. вместо 1,5-2 месяцев ожидания (в качестве безработного нелегала) разрешения на работу человек заплатит определенную сумму (например, средний подоходный налог за 1-12 месяцев в зависимости от продолжительности работы), получит разрешение работать, а затем, по представлению документа о выплате соответствующей суммы в качестве налога, получит деньги обратно. Вносить такой залог за нужного работника может и работодатель, для которого такой механизм намного проще и дешевле существующего.

А так как иммигрант  будет легализован, упростится и  механизм его проверки по линии органов  внутренних дел.

Процедура продления разрешения на нужный срок (до года) также может  быть упрощена. Если залоговые суммы  оставлять в местном бюджете, в упрощенной процедуре предоставления права на работу окажутся заинтересованы как работодатели и органы местного самоуправления, так и органы внутренних дел.

6. Создание гостиниц, общежитий или центров временного пребывания

На наш взгляд, можно  рассматривать строительство гостиниц, общежитий или центров временного пребывания как решение проблемы обеспеченности мигрантов жильем. Этот вариант должен помочь мигрантам  обустроиться хотя бы в первое время  их пребывания на территории РФ и ускорить процесс их социальной адаптации  к российской среде.

7. Проведение практических занятий/организация семинаров, направленных на повышение толерантности к мигрантам, как для работников миграционных служб и МВД, так и для местного населения.

Система профессиональной подготовки сотрудников МВД не предусматривает  глубокого изучения проблем миграции, взаимодействия мигрантов и представителей принимающего сообщества, этнологии. Отсутствуют  практические занятия, направленные на разрушение негативных стереотипов  иноэтничных сообществ, что наиболее эффективно происходит в процессе совместной деятельности (например, проведения совместных мероприятий с представителями  национальных объединений).

Предложение. Организовать проведение краткого курса лекций или семинаров, круглых столов или деловых игр, обязательных для всех приезжих. Затраты на финансирование можно включить в гос. пошлину.

8. Существует группа потребностей, связанная с развитием духовности человека, его самореализации в области религии, искусства, политики, экологии. Также существенное место занимают религиозные потребности, такие как посещение храмов, выполнение религиозных обрядов, чтение религиозной литературы. Возрастает значение и общественно-политической активности - это участие в политических акциях, различных политических и общественных объединениях, благотворительная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мигранты — это не только жизненно необходимая рабочая сила, это — иная (иные) культура, язык, образ и стиль жизни, манеры поведения, иные представления о должном  и допустимом, иные системы запретов и табу, иные механизмы социального  контроля.

При столкновении с этим неизбежен культурный шок огромного  масштаба. Эти страхи и это отторжение неизбежно воздействуют на государство, его отдельные структуры и  представителей.

Конфликтное напряжение мигрантов  и принимающего общества накапливается  по линиям этнокультурных различий; контраста  культур города и деревни; между  современной (индивидуалистичной, индустриально_городской) и традиционалистской (коммуналистской, общинной) моделями социального поведения, регулирования и контроля. В реальной жизни (и в восприятии людей) все  это не расчленено, вытекает одно из другого. Зачастую два последних  фактора воспринимаются и оцениваются  через призму этнокультурных различий.

В условиях, когда массовый приток инокультурных мигрантов  неизбежен — и так же неизбежен  конфликтный характер этого процесса — жизненно важной задачей принимающего общества и государства является выработка стратегии управления процессом. Цель стратегии — добиться формирования такой ситуации, когда разнообразие не угрожало бы базовым ценностям всех сторон, всех участников процесса и, что не менее важно, не воспринималось бы ими как угроза.

Это предполагает, прежде всего, взаимную адаптацию принимающего общества и мигрантов. В самом общем  виде это включает в себя натурализацию, вывод максимально большого количества мигрантов в правовое пространство; аккультурацию, приобщение

мигрантов к нормам и ценностям  принимающего общества; привыкание принимающего общества к мигрантам, к культурному  многообразию в качестве нормы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. С.Ю.Тюкова. Интеркультурные взаимоотношения в туризме, гостиничном хозяйстве. СПб.:СПбГИЭУ, 2011.-151с.
    2. Р.Д.Льюис. Деловые культуры в международном бизнесе. М., “Дело”, 2001, с.446.
    3. Кузин Ф.А. Культура делового общения. “Ось-89”,  2004, с.319.      
  1. Бойков В.Э. Социальные аспекты миграции населения//         СоЦис.2007.№12.
  1. Ионцев В.А. и др.  Введение в демографию. М., Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002г.
    1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Миграция: сущность и явление. М., 2004.
    1. Шурупова А.С. Адаптация и приживаемость мигрантов // Социологические исследования. 2008. №6.
    2. И.П. Цапенко "Развитые страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов" // Мировая экономика и международные отношения, 2008, №3, с. 59-69.

Информация о работе Коммуникативные трудности мигрантов (на примере устройства на работу и взаимодействия с социальными институтами другой культурной среды