Коммуникативные трудности мигрантов (на примере устройства на работу и взаимодействия с социальными институтами другой культурной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 23:28, курсовая работа

Описание

В современном мире, когда взаимозависимость национальных экономик становится все более тесной, неуклонно возрастает значение трудовой миграции. Рост мобильности трудовых ресурсов повышает важность миграционных исследований, заставляет государства задумываться о влиянии миграции на экономический рост, уровень занятости и оплаты труда, а также на общественное развитие в целом. Все страны-участницы глобальной экономической миграции в соответствии с классификацией ООН могут быть распределены по трем категориям: страны, принимающие трудовые ресурсы (большинство стран Западной Европы, США, Австралия, Канада, а также страны ОПЕК); страны, посылающие трудовые ресурсы (страны Африки, страны Восточной Европы, страны Дальнего Востока) и страны, участвующие в международных миграциях в обоих вышеперечисленных вариантах (Италия, Иордания, Мали, Сенегал, Буркина-Фасо и др.). Россия относится к третьей группе стран.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Часть I. Описание теоретических основ рассматриваемого явления интеркультурного взаимодействия в туризме……………………….4
3. Часть II. Рассмотрение конкретного предприятия и постановка проблемы, возникшей в результате незнания участниками взаимодействия основ межкультурной коммуникации……………..31
4. Часть III. Обоснованные рекомендации по решению выявленных проблем………………………………………………………………..36
5. Заключение…………………………………………………………….45
6. Список используемой литературы………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!.docx

— 126.15 Кб (Скачать документ)

Существуют значительные различия по характеру расселения представителей различных этнических иммигрантских  сообществ на территории России. Например, для эмигрантов из «стран ближнего зарубежья» характерно в большей  степени дисперсное расселение. Оно  объективно должно стимулировать процесс  интеграции представителей национальных сообществ в городскую среду, благодаря одновременному ослаблению внутриэтнических связей и увеличению плотности контактов с населением принимающей среды. С другой стороны, можно наблюдать и обратную тенденцию - замыкание иммигрантских групп в рамках достаточно компактных поселений. Такие компактные расселения образуются по этническому признаку.

В ином случае многие мигранты не в состоянии снимать квартиру, так как арендная плата за месяц часто гораздо больше, чем удается заработать вновь прибывшим.

Государственные органы всех уровней пока мало способствуют изменению ситуации. Арендная плата за квартиры поднимается с каждым месяцем, а заработная плата мигрантов остается на том же уровне.

Можно рассматривать строительство гостиниц, общежитий или центров временного пребывания как решение проблемы обеспеченности мигрантов жильем. Этот вариант должен помочь мигрантам обустроиться хотя бы в первое время их пребывания на территории РФ.

Проблема диаспорализации  мигрантов

В свете первых двух рассмотренных  проблем, можно говорить о более  масштабной проблеме - проблеме диаспорализации  мигрантов. Диаспора - это не просто рассеяние, пребывание представителей некой этнической группы вне своего "национального очага" в качестве национального меньшинства. Диаспору можно понимать как особый тип  человеческих взаимоотношений, как  специфическую систему формальных и неформальных связей, жизненных  стратегий и практик, основанных на общности исхода с "исторической родины" (или представлениях, исторической памяти и мифах о таком исходе), на усилиях по поддержанию образа жизни "в рассеянии" - в качестве национального меньшинства в  иноэтничном принимающем обществе. Диаспора - не данность, ее существование (или не существование), возникновение  и исчезновение, может быть ситуативным  ответом на вызов времени, места  и обстоятельств. Исходя из такого подхода, наличие совокупности лиц одной  национальности, живущих вне национального очага, пусть даже многочисленных и укорененных на новой родине - это еще не диаспора, а только необходимое условие к ее реализации. Другими словами, одни и те же люди, совокупность этих людей, могут быть, а могут и не быть диаспорой.

Диаспоральность, общинность, связи, сети и отношения, выстроенные на этой основе, могут быть - и становятся - важнейшим ресурсом экономического успеха мигрантов. Они же могут быть и инструментом их интеграции в принимающее  общество. Чаще всего, однако, их рассматривают  в качестве фактора, противодействующего  такой интеграции.

На глазах меняется сам тип мигранта, масштабы, формы и методы его экономической  деятельности, облик и манеры поведения, степень интегрированности в  принимающее общество. Уходит в прошлое  преобладавший на первых порах тип  неуверенного, плохо одетого чужака явно крестьянского облика, человека не знавшего русского языка, местных  реалий, практически не интегрированного и не способного интегрироваться. За прошедшие годы процессы взаимной адаптации  зашли довольно далеко. Нормой стало  знание мигрантами русского языка, умелая ориентация в "социальной географии" города, современные городские манеры и стилистика поведения и облика.

Среди духовных потребностей на первый план, в настоящее время, выдвигаются религиозные. Посещение храмов, выполнение религиозных обрядов, чтение религиозной литературы занимает существенное место в жизни больших групп людей. Возрастает значение и общественно-политической активности - это участие в политических акциях, различных политических и общественных объединениях, благотворительная деятельность. Деятельность в сфере искусства (участие в народных ансамблях, занятие живописью и т.п.), не имеющая профессиональной направленности, также может играть важную роль в образе жизни.

Проблема психического здоровья мигрантов

Успешность адаптации во многом определяется психологическим состоянием и настроением человека.

Среди основных критериев психического здоровья обычно рассматриваются: состояние  душевного благополучия, отсутствие болезненных психических проявлений, адекватность отражения и реагирования, соответствующих возрасту уровень  зрелости эмоционально-волевой и  познавательной сфер личности, адаптивность в микросоциальных отношениях, способность  управлять поведением и ставить  жизненные цели, а также поддерживать надлежащий уровень активности в  их достижении. В то же время нельзя забывать, что оценка человека как  здорового, нормального и рационального  в большей степени зависит  от обстоятельств, от социального, культурного  и исторического контекста.

Возникновению психических расстройств  у мигрантов могут способствовать как внешние условия, нарушающие привычную жизнедеятельность человека, так и внутренняя (индивидо-личностная) предрасположенность. Такие жизненные  обстоятельства, как перемена места  жительства и этническая нетерпимость российского населения, могут стать  толчком к возникновению расстройства, а пограничная личностная организация  выполняет роль 'патогенной почвы' для  превращения временных расстройств  в хронические нарушения.

Анализ психологических проблем  и психических расстройств мигрантов  показывает, что они носят комплексный  характер, затрагивая все основные сферы личности: эмоциональную, когнитивную, поведенческую, мотивационно-потребностную, коммуникативную. Нарушения в различных  сферах психического здоровья мигрантов, накладываясь одно на другое, могут  привести к глобальным проблемам  личности. Важнейшая из них - кризис идентичности.

Нарушения в эмоциональной сфере  мигрантов очевидны и разнообразны - от безразличия, подавленности, потери интереса к жизни, заторможенности, переходящей в апатию и депрессию, до раздражительности, агрессивности, неконтролируемых вспышек гнева. Усиливается тревожность, повышается возбудимость, возникают резкие перепады настроения, фобические реакции. У подавляющего числа мигрантов встречаются серьезные расстройства сна: бессонница, трудности с засыпанием, ночные кошмары. Наиболее частой причиной того, что вынужденные мигранты становятся пациентами психиатрических клиник, является депрессия. Депрессия, в свою очередь, приводит к тому, что эта категория людей оказывается в зоне повышенного суицидального риска.

В мотивационной сфере изменение  иерархии потребностей и ценностных ориентацией приводит к снижению уровня притязаний и резкому падению  самооценки, тяжело переживать невозможность  удовлетворения потребностей как высших, так и низших уровней.

Поэтому, если проводить исследования психического здоровья мигрантов сразу  же после их переезда, иногда можно  не обнаружить существенных изменений, какими бы травмирующими ни были причины  отъезда. В то же время нарушения  психического здоровья могут быть значительными  через несколько лет после  переезда.

Следует подчеркнуть, что далеко не всегда трудности, вызванные ситуацией  миграции (например смена языковой и культурной среды, отсутствие близких  друзей или семьи), имеют только негативные последствия для психического здоровья. Они могут способствовать и положительным  изменениям, например личностному росту, приобретению нового опыта, новых навыков.

Основные подходы к  миграционной политике

Основные политико-правовые предпосылки  полноценной интеграции мигрантов - это, первое, улучшение правого  положения, независимо от деления их на как бы четыре группы (иммигранты и их потомки, иностранцы имеющие  постоянный вид на жительство, временные  легальные иммигранты, иммигранты имеющие  вид на длительное жительство), второе, улучшение возможностей получения  гражданства. Должны сокращаться сроки  получения гражданства, а также возможность получения двойного гражданства. Так во многих странах Европы распространена программа двойного гражданства, например, в Германии, Канаде, Франции и тд. Третье, развитие антидискриминационной политики. Так, например, в ЕС в 2007г. довольно таки широко была распространена дискриминация на религиозной почве. Поэтому должны создаваться законодательства пресекающие данные волнения во всех сферах от здравоохранения до рынка труда. Четвертое, улучшение политической интеграции иностранного населения. Наделение иммигрантов политическими правами, они так же должны в небольшом количестве входить в государственный аппарат, они, так же как и все граждане должны обладать избирательным правом.

Но основным звеном интеграционного  процесса является сфера занятости. "В большинстве развитых стран  содействие интеграции пришлых жителей  в сферу занятости осуществляется в рамках общенациональных программ. Они адресованы всем слоям населения, занимающим слабые позиции на рынке  труда, без учета этнической принадлежности и гражданства". Так же ЕС рассматривает  вопросы по принятию мигрантов на государственную службу и на упрощение  процедуры признания дипломов о  высшем образовании и рабочих  квалификаций у уроженцев третьих  стран. Все больше проводятся программы  по самостоятельной занятости мигрантов  из-за этого все больше пришлого населения занимаются своим делом.

Так же основным аспектом является адаптация  системы образования. Итак, незнание языка страны проживания ограничивает возможности пришлого населения  по части трудоустройства. Из-за этого  проводятся специальные курсы для  изучения местного языка иммигрантами. Активные меры проводятся в сфере  образования среди молодежи. Создаются  специальные классы для мигрантов, для облегчения обучения в другой стране. Предоставляются места для  обучения в высших учебных заведениях.

Жилищная политика заключается  в наделении каждого иммигранта жилищной площадью. Но обычно данное место  жительство находится в недорогом районе из-за чего постепенно появляются "эмигрантские районы", т.е. они объединяются в обособленные общины, что в свою очередь замедляет их полноценную интеграцию. Для этого принимающие государства должны проводить программы по строительству недорогих домов не только в отдаленных кварталах города, но и где-нибудь в районах, где живет население со средним доходом. Или же наоборот строительство наиболее дорогих домов в малообеспеченных кварталах.

Как правило, иммигранты больше подвержены риску заболеть или получить травму из-за тяжелой работы и плохих рабочих  условий (обычно именно мигранты работают на самых грязных, дешево оплачиваемых работах). Поэтому "важнейший элемент  государственной политики в области  здравоохранения - проведение мероприятий, содействующих получению мигрантами основных медицинских услуг. Так  же привлекается мед персонал из этнических меньшинств

Всем легально проживающим иммигрантам  предоставляется доступ к системе  социального обеспечения. Размеры  зависят от стажа работы в данной стране и выплат в ее систему социального  страхования, а также статуса  мигранта. Наиболее острым вопросом в  этой области является пенсионное обеспечение, на сохранение которого не могут рассчитывать иммигранты из развивающихся государств".

Основные недостатки миграционной политики

Данный раздел я бы точнее назвала  основные неточности и промахи в  интеграционной политике. Во-первых, в  зависимости от правового статуса  деление мигрантов на четыре группы, что уже изначально их дискриминирует, хотя бы на том же рынке труда  или же в политических правах. А  сроки получения гражданства  довольно муторны и долги. Например "минимальные сроки проживания в стране на получение гражданства  в Канаде 3года, в Германии сокращен с 15 до 8 лет, в США, Франции 5 лет".

Недостатки антидискриминационной  политики в том, что не до конца  созданы те институты, которые бы точно отслеживали отношения  между пришлым и местным населением. На данный момент "только в Британское законодательство по расовым вопросам считается наиболее развитым и инновационным  в ЕС".

Политическая интеграция, а именно предоставление полных политических прав так же имеет свои бреши. Понятно, что только после получения гражданства  мигранты имеют политические права, с этим никто не спорит, но после  того как они получили гражданство  у них так и не появляются полные политические права. Не все из них  могут избираться в органы государственной  власти, а как считают местные  политики только, малая часть может  работать в органах власти страны.

Самый острый, на мой взгляд, вопрос - сфера занятости. Да, иммигрантам  выделяют рабочие места, да их устраивают на работы, но на какие. Они работают либо в самых опасных местах, либо на той работе, где никогда не будет работать местное население, также их обычно устраивают на местах с плохой экологией и гигиеной труда. Таким образом, иммигрантов  в основном берут на низко квалифицированную  работу, только из-за того, что их диплом о высшем образовании не принимается  в новой стране, что, по-моему, должно учитываться.

Основная проблема жилищной политики - скопление мигрантов в одном  районе, что в дальнейшем приводит в объединение их в общины, из-за чего очень сильно затормаживается  процесс интеграции. И появляется неприязнь и боязнь со стороны  местного населения. "Одним из вариантов  современной стратегии в этой области является обновление жилого фонда и его распределение  между разными социальными группами".

Социальным обеспечением должен наделяться каждый иммигрант. Но более остро  вопрос обстоит с пенсией, так  как она ограничивается для лиц  с ограниченными социальными  правами, ищущих убежище, жен иммигрантов, временных работников и нелегальных  иммигрантов.

В плане системы здравоохранения, на мой взгляд, программы продуманы  и работают довольно таки хорошо. Но возникает только один вопрос, какого качества им предоставляется медицинское  обслуживание. «Власти Нидерландов  и Германии планируют направлять дополнительные средства на медицинские  нужды в районы концентрации иммигрантов, например, в качестве надбавок к  зарплате медперсоналу".

Информация о работе Коммуникативные трудности мигрантов (на примере устройства на работу и взаимодействия с социальными институтами другой культурной среды