Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определяется тем, что в жизни человека процессы коммуникации имеют весьма существенное значение, вследствие этого они притягивают интерес специалистов в самых различных сферах познания.(философии ,социология ,психология и другие). Ведь действительно, существует огромное количество всякого рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.
Объектом исследования выступают непосредственно коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Предметом - причины, вследствие которых и возникают преграды и помехи в процессе коммуникации.
Цель работы – Целью работы является рассмотреть проблему возникновения помех в процессе коммуникации.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение коммуникационных барьеров;
- рассмотреть существующие типологии коммуникационных барьеров;
- рассмотреть принципы построения эффективной коммуникации;
- выявить методы и средства преодоления коммуникативных барьеров;
- рассмотреть коммуникационные барьеры внутри организации и выявить способы устранения коммуникационных барьеров в компании.Я так часто повторял имя Оли Жульковой, что ты ничего лучше не придумала и решила сдирать с её работы целыми кусками (желтым – один к одному из её работы)
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие "Коммуникация"
2. Рассмотреть виды коммуникативных барьеров
3. Проанализировать основные подходы к преодолению коммуникативных барьеров;
4. разработать методику преодоления коммуникационных барьеров

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникационных барьеров и причины их возникновения…......................................................................................................6
1.2 Классификация коммуникационных барьеров……………………………14
2 МЕТОДЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ………………………………………………………………………29
2.1 Средства и пути преодоления барьеров коммуникации…………………..29
2.2 Принципы и правила преодоления коммуникационных барьеров……….33
Заключение…………………………………………………….………………...36
Список использованных источников и литературы …………………..………38

Работа состоит из  1 файл

Комм барьеры(КР)20янвсм МАА !УРА.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

     Преодоление семантического барьера. Семантический  барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Что же позволяет преодолеть этот барьер? Это возможно при более полном представлении о тезаурусе партнера. В сущности, в этом нет ничего невозможного - мы постоянно учитываем тезаурус партнера в общении, хотя и делаем это непроизвольно. Многочисленные ошибки в коммуникации связаны именно с недооценкой разности тезаурусов. Мы постоянно недооцениваем разность тезаурусов, исходя из убеждения "все всё понимают как я". Между тем правильно как раз обратное "все всё понимают по-своему".

     Преодоление стилистического барьера. Для преодоления  стилистического барьера необходимо уметь правильно структурировать  передаваемую информацию, которая будет  легче пониматься, лучше запоминаться. Преодоление логического барьера. Логика, как известно, бывает разная, значит, при построении воздействия важно учесть и любимую логику партнера.

     Преодоление логического барьера связано  со знанием эффективности разных аргументов и способов аргументации. Выделяется два основных способа построения аргументации: восходящая и снисходящий. Восходящая аргументация - это такое построение последовательности аргументов, при котором их сила возрастает от начала к концу сообщения. При нисходящей аргументации, наоборот, сила аргументов убывает к концу сообщения.

       Необходимо подчеркнуть, что понятие  "сила аргумента" - субъективное, определяющееся субъективной значимостью  аргументов для данного человека  или группы людей, что еще  раз подтверждает роль именно  непонимания - в данном случае логического. Вывод: для того, чтобы быть понятым собеседником, надо по возможности учитывать логику партнера. Для этого необходимо примерно представлять себе позиции, а также индивидуальные и социально - ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера.

     Пожалуй, наиболее важным индивидуальным коммуникативным  навыком является умение слушать. Слушать активно - значит задавать вопросы, проявлять интерес и время от времени перефразировать то, что сказал собеседник, дабы убедиться, что вы правильно его поняли. Слушать активно - значит, обеспечивать обратную связь с отправителем сообщения.

     Во-вторых, для передачи собственных сообщений  необходимо выбирать подходящие каналы. Сложное сообщение требует использования емкого коммуникативного канала (телефон, личная беседа), рутинные послания и

данные  могут передаваться в виде записок, писем или по электронной почте.

     В-третьих, и отправитель, и получатель должны стараться понять точку зрения другой стороны. При получении информации менеджеры должны проявлять особое внимание, что позволит им распознать наличие у собеседника каких-либо предубеждений, уточнить то, что было понято неправильно, скорректировать собственное сообщение. Когда мы правильно оцениваем взгляды собеседников, мы более точно истолковываем семантический смысл передаваемых слов, ощущений и вообще относимся к ним более объективно.

     И, наконец, управление основанное на выходах  в народ. Менеджер должен периодически покидать свой офис и самостоятельно проверять состояние коммуникативных каналов в фирме. Когда менеджер видит все своими глазами, встречается с людьми, он получает гораздо более полное представление об организации, получает возможность напрямую донести до сотрудников важные идеи и ценности.

     Атмосфера доверия и открытости в организации  побуждает сотрудников к честному общению друг с другом, когда сотрудники безбоязненно передают наверх как хорошие, так и плохие новости. Для создания такой атмосферы необходимы усилия по развитию межличностных качеств работников.

     Во-вторых, менеджеры обязаны разработать  и использовать формальные каналы коммуникации, причем во всех направлениях.

     В-третьих, менеджеры должны стимулировать  одновременное использование нескольких каналов коммуникации, формальных и неформальных. К числу таких множественных каналов относятся письменные директивы, дискуссии лицом к лицу, «выходы в народ» и «виноградная лоза».

     В-четвертых, структура организации должна соответствовать  потребностям в коммуникациях. Если в организации существует дефицит горизонтальных каналов коммуникаций, в ней могут быть созданы подобные команды, другие группы «быстрого реагирования», введены должности менеджеров-интеграторов, матричные структуры. Организационная структура, помимо всего прочего, должна отражать и потребности в информации. Если отдел или команда выполняют сложные нестандартные задачи, необходима децентрализация структур, что позволяет интенсифицировать дискуссии и вовлечь сотрудников в процесс управления 

2.2 Принципы и правила преодоления коммуникационных барьеров

     Правдивость. Коммуникация начинается с создания климата доверия. Такой климат должен формироваться благодаря усилиям  организации, подчеркивающим ее стремление служить интересам общественности. Люди должны в значительной степени доверять организации или тем, кто выступает в ее поддержку, уважать их как компетентные источники по тому или иному вопросу, о котором идет речь.

     Контекст. Содержание коммуникационных усилий должно соизмеряться с реальной ситуацией, соответствовать ей. Как бы умело не использовались средства массовой информации, они всего лишь дополняют повседневную жизнь, мнения и действия людей. Контекст ситуации должен предоставлять людям возможность участия в событиях и реагирования на коммуникативные усилия. Сама ситуация, жизненные обстоятельства должны подкреплять сообщения организации, а не противоречить им. То есть эффективная коммуникация требует благоприятного социального климата, в формировании которого принимают участие средства информации.

     Содержание. Сообщение должно иметь значение для тех, кто его получает, совпадать с системой их ценностей. Нужно, чтобы оно было релевантным ситуации, в которой находится получатель. Люди преимущественно сосредоточиваются на той информации, которая обещает им наибольшее вознаграждение. Содержание информации детерминирует аудиторию.

     Ясность. Сообщения следует подавать в  простой форме. Слова и формулировки должны быть одинаково понятны и  получающему сообщение, и отправляющему  его. Сложные проблемы необходимо вкладывать в простые и ясные темы, лозунги и стереотипы. Чем больший круг людей должен получить сообщение, тем доходчивее оно должно быть. Организации стоит разговаривать с общественностью одним голосом, а не множеством голосов.

Непрерывность и последовательность. Коммуникация - нескончаемый процесс. Она нуждается в повторениях, чтобы проникнуть к людям.

     Повторение (в разных вариантах) способствует как  обогащению знаний, так и убеждению. Изложение должно быть последовательным.

Каналы. Нужно пользоваться теми существующими каналами коммуникации, к которым обращаются и которым доверяют люди. Создание новых каналов может быть сложным, длительным и дорогостоящим делом. Различные каналы по-разному воздействуют и эффективно работают на разных этапах процесса распространения информации. Когда нужно выйти на целевые группы общественности, необходимо подбирать специальные каналы. Многие каналы коммуникации ассоциируются у людей с разными системами ценностей.

     Готовность  аудитории. Коммуникацию следует осуществлять с учетом способности аудитории. Общение приносит наибольший результат, когда люди, которым адресовано сообщение, прилагают меньше усилий для его понимания. Это зависит от таких факторов, как возможности, привычки, способность читать и уровень образования.

Правила 11:чего?

Наиболее  общее правило — не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца понятна  самому себе.

Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями  «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.

Правило конкретности. Не следует употреблять  двусмысленные, расплывчатые выражения  и слова, перегружать сообщения  профессионализмами.

Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника, учитывая его  уровень — жизненный, профессиональный, культурно-образовательный.

Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.

Правило «места и времени». Эффективность  руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются.

Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи.

Соблюдение  этих правил и принципов способствует реализации функции коммуникации в  управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, барьеры в коммуникации не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации. Их действие противоречиво.

     Коммуникационные  барьеры обусловлены:

1. трудностями  восприятия;

2. семантическими  барьерами;

3. невербальными  барьерами;

4. плохой  обратной связью.

     Проблемы  коммуникации в организациях напрямую связаны с характеристикой барьеров и могут быть представлены следующим  образом: 12

1. искажение  сообщений (сознательно, несознательно);

2. информационные  перегрузки, которые усложняют процесс обработки информации;

3. неудовлетворительная  структура организации (иерархия, кадры, организация выполнения задач).

     Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана - при своеобразном срабатывании охранной сигнализации автоматически перекрываются подступы к человеку. В противном случае мозг и психика человека просто не выдержали бы обвала информации. Однако иногда барьеры играют и отрицательную роль.

     Совершенствовать  коммуникации в организациях можно  по следующим направлениям:

1. регулирование  информационных потоков (изучение информационных потоков);

2. разработка  систем сбора предложений с  целью обеспечения более легкого  поступления и прохождения информации от низовых уровней наверх и с целью снижения фильтрации;

3. совершенствование  управленческих действий (проведение собраний, совещаний);

4. совершенствование систем обратной связи;

5. использование  современных информационных технологий (сети, e-mail, Интернет);

6. выпуск информационных  бюллетеней. 13  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Соколов  А.В. Общая теория социальной  коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с.

2. Лукичева  Л.И. Управление персоналом.- М.: МИЭТ, 2000.- 265 с.

3. Ефремов И.И. Функции и роль авторитета как феномена социальной жизни / Ефремов Иван Иванович // Философия и общество. - 2005. - № 1. - С. 38 – 49.

4. Дейк  Т.А. Язык, познание, коммуникация. - Благовещенск, 2000. - 234 с.

5. Хабермас  Ю. Моральное сознание и коммуникативное  действие. М., 2000. - 127 с.

6. Барьеры коммуникации [электронный ресурс].  Психология от А до Я. 2011. URL: http://www.psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=14

7. Деловое общение. Учебное пособие./ под ред. Скаженика Е.Н. -  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. -206 с.

Информация о работе Коммуникативные барьеры и пути их преодоления