Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определяется тем, что в жизни человека процессы коммуникации имеют весьма существенное значение, вследствие этого они притягивают интерес специалистов в самых различных сферах познания.(философии ,социология ,психология и другие). Ведь действительно, существует огромное количество всякого рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.
Объектом исследования выступают непосредственно коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Предметом - причины, вследствие которых и возникают преграды и помехи в процессе коммуникации.
Цель работы – Целью работы является рассмотреть проблему возникновения помех в процессе коммуникации.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение коммуникационных барьеров;
- рассмотреть существующие типологии коммуникационных барьеров;
- рассмотреть принципы построения эффективной коммуникации;
- выявить методы и средства преодоления коммуникативных барьеров;
- рассмотреть коммуникационные барьеры внутри организации и выявить способы устранения коммуникационных барьеров в компании.Я так часто повторял имя Оли Жульковой, что ты ничего лучше не придумала и решила сдирать с её работы целыми кусками (желтым – один к одному из её работы)
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие "Коммуникация"
2. Рассмотреть виды коммуникативных барьеров
3. Проанализировать основные подходы к преодолению коммуникативных барьеров;
4. разработать методику преодоления коммуникационных барьеров

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникационных барьеров и причины их возникновения…......................................................................................................6
1.2 Классификация коммуникационных барьеров……………………………14
2 МЕТОДЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ………………………………………………………………………29
2.1 Средства и пути преодоления барьеров коммуникации…………………..29
2.2 Принципы и правила преодоления коммуникационных барьеров……….33
Заключение…………………………………………………….………………...36
Список использованных источников и литературы …………………..………38

Работа состоит из  1 файл

Комм барьеры(КР)20янвсм МАА !УРА.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение  

     высшего профессионального образования 

     УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ

     ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

     Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью 
 
 
 
 

      Курсовая  работа

     по  дисциплине "Основы теории коммуникации " на тему:

     КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 

     Выполнил: студент гр. СО-10-01                                      М.С.Ступникова

     Проверил: к.с.н., доцент                                                    А.А.Махов 
 
 
 
 

Уфа 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

1.ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ……………………………………………………………………….6

1.1 Понятие коммуникационных  барьеров и причины их возникновения…......................................................................................................6

1.2 Классификация коммуникационных барьеров……………………………14

2 МЕТОДЫ И ПУТИ  ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ………………………………………………………………………29

2.1 Средства и пути преодоления барьеров коммуникации…………………..29

2.2 Принципы  и правила преодоления коммуникационных барьеров……….33

Заключение…………………………………………………….………………...36

Список  использованных источников и литературы …………………..………38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Жизнь каждого человека неразрывно связана с общением. Благодаря этому процессу все мы проходим социализацию, т.е. приобщаемся к обществу, перенимаем его социальный опыт. Общение тождественно процессу передачи информации. Последняя же была, есть и будет движителем прогресса. Еще Рокфеллер говорил: "кто владеет информацией, тот владеет миром".   Но не все так безупречно. В процессе коммуникации имеют место быть различные шумы, помехи, т.е. коммуникативные барьеры, препятствующие полноценному процессу обмена информацией. 

     Актуальность  данной темы определяется тем, что в жизни человека процессы коммуникации имеют весьма существенное значение, вследствие этого они притягивают интерес специалистов в самых различных сферах познания.(философии ,социология ,психология и другие). Ведь действительно, существует огромное количество всякого рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.

     Объектом  исследования выступают непосредственно коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Предметом -   причины, вследствие которых и возникают преграды и помехи в процессе коммуникации.

     Цель  работы – Целью работы является рассмотреть проблему возникновения помех в процессе коммуникации.

     Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

     -  дать определение коммуникационных  барьеров;

      - рассмотреть существующие типологии коммуникационных барьеров;

     -  рассмотреть принципы построения эффективной коммуникации;

      - выявить методы и средства  преодоления коммуникативных барьеров;

      -  рассмотреть коммуникационные  барьеры внутри организации и  выявить способы устранения коммуникационных барьеров в компании.Я так часто повторял имя Оли Жульковой, что ты ничего лучше не придумала и решила сдирать с её работы целыми кусками (желтым – один к одному из её работы)

     Задачи  исследования:

  1. Раскрыть понятие "Коммуникация"
  2. Рассмотреть виды коммуникативных барьеров
  3. Проанализировать основные подходы к преодолению коммуникативных барьеров;
  4. разработать методику преодоления коммуникационных барьеров;

     Методы  исследования. В процессе исследования применялись научные методы теоретического исследования (структурно-функциональный метод, метод типологии и др.), которые в своей совокупности позволили выявить содержательную сущность коммуникативных барьеров в государственном управлении. Эмпирическое исследование проявления коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления осуществлялось на основе методов контент-анализа СМИ, социологического опроса методом анкетирования и экспертного опроса.

Теоретической основой данной работы послужили  такие труды, как Соколов1 А.В. Общая теория социальной коммуникации, Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. Деловое общение - учебное пособие Скаженика 2 Е.Н, Поршнев Б. Ф. «социальная психология и история» ,Основы теории коммуникации М.А.Василика 3,Основы паблик рилейшнз - Королько В.Г  К. "Ваклер , также использовались и различные электронные ресурсы как:  Коммуникационные барьеры и пути их преодоления4 , инвитек5 ,не понял???

олбест  6 Коммуникация в паблик релейшнс 7 и другие.

     Научная новизна исследования заключается:

- в углублении представления об институциональных особенностях функционирования коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления, интерпретации и классификации коммуникативных барьеров с учетом их региональной специфики;

- в уточнении  социологического содержания понятия коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления, которые исследуются как разрывы, возникающие в процессе взаимодействия власти и общества, препятствующие эффективному осуществлению социального управления, порождающие разную интерпретацию сообщений и ведущие к рассогласованию социальных интересов;

- в типологии  коммуникативных барьеров, выявлении  их структуры, функциональных (дисфункциональных)  особенностей и особенностей  проявления на региональном уровне государственного управления;

- в выявлении  особенностей взаимодействия власти  и общества, которые могут свидетельствовать  о характерных для регионального  уровня государственного управления  проблемах, связанных с утратой  устойчивого диалога между отдельными социальными группами и органами государственной власти и управления субъекта федерации;

- в определении  способов преодоления коммуникативных  барьеров между властью и обществом  на региональном уровне государственного  управления;

- в разработке  системы показателей эффективности реализации коммуникативной функции управления, включающей такие компоненты, как степень доверия граждан существующим социальным институтам, развитость субъект-субъектной логики взаимодействия акторов, наличие легитимного нормативного и интерсубъектного информационного пространства, уровень развития культуры участия в политической жизни, признание органами управления региона диалоговой коммуникации в качестве приоритетной формы решения спорных и проблемных ситуаций, уровень социальной интегрированности и адаптированности граждан в социально-экономические процессы региона.

     Структура работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы, включающий 20 наименований. В первой главе рассмотрено понятие коммуникационных барьеров, их виды и классификация. Во второй главе описаны правила и средства преодоления барьеров коммуникации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1 ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ

    1. Понятие коммуникационных барьеров и причины их возникновения

    проставить  абзацы и убрать пустые строки!!

     Коммуникации - это связи между функциями, подразделениями системы управления, между людьми. Коммуникации - взаимодействия, двусторонние усилия, без которых невозможна совместная деятельность, это первое условие существования всякой организации.

Осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного  управленческого действия, - планирования, организации, мотивации, контроля, принятия решений.

В процессе коммуникации могут возникнуть различного рода препятствия или барьеры.

     Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие  на пути адаптивной информации между  партнерами по общению.

При диалоге  людей различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала - радиопомехи.

В коммуникациях  между руководителем и подчиненным  в качестве помех и барьеров могут  служить статусные различия между  руководителем и подчиненным, или  желание слышать только то, что  хочется услышать. В беседе помехой  могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом

услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

     Условно можно выделить следующие причины  возникновения барьеров в коммуникациях:

    Сложность содержания сообщения (связанные с  речью, словами, жестами, телодвижениями);

  • Непривычность и сложность формы сообщения;
  • Проблемы со средствами передачи сообщения;
  • Плохая обратная связь;
  • Запаздывание информации и другие

      Под барьерами общения подразумевают  те многочисленные факторы, которые  служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению  часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное само-чувствие.

      Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых  невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути. Давайте задумаемся, как много желаний переполняет каждого из нас; хочется быть здоровым и долго жить, любить и быть любимым, растить детей и радоваться их успехам, хочется интересной работы, похвалы, признания, наслаждений, красоты, музыки, новых ощущений и информации. Хочется, чтоб тебя понимали, хочется знать, для чего живем. И это лишь немногие характерные желания, а сколько мелких преходящих желаний. И все они толкают нас на те или иные действия или поступки. Препятствия на пути их удовлетворения

становятся  причиной межличностных столкновений, особенно, если сталкиваются важные потребности и желания.

      Выделяют  классификацию потребностей:

1) первичные, витальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите, родительские потребности, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу удовлетворения;

2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхождения, они формируются под влиянием

Информация о работе Коммуникативные барьеры и пути их преодоления