Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определяется тем, что в жизни человека процессы коммуникации имеют весьма существенное значение, вследствие этого они притягивают интерес специалистов в самых различных сферах познания.(философии ,социология ,психология и другие). Ведь действительно, существует огромное количество всякого рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.
Объектом исследования выступают непосредственно коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Предметом - причины, вследствие которых и возникают преграды и помехи в процессе коммуникации.
Цель работы – Целью работы является рассмотреть проблему возникновения помех в процессе коммуникации.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение коммуникационных барьеров;
- рассмотреть существующие типологии коммуникационных барьеров;
- рассмотреть принципы построения эффективной коммуникации;
- выявить методы и средства преодоления коммуникативных барьеров;
- рассмотреть коммуникационные барьеры внутри организации и выявить способы устранения коммуникационных барьеров в компании.Я так часто повторял имя Оли Жульковой, что ты ничего лучше не придумала и решила сдирать с её работы целыми кусками (желтым – один к одному из её работы)
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие "Коммуникация"
2. Рассмотреть виды коммуникативных барьеров
3. Проанализировать основные подходы к преодолению коммуникативных барьеров;
4. разработать методику преодоления коммуникационных барьеров

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникационных барьеров и причины их возникновения…......................................................................................................6
1.2 Классификация коммуникационных барьеров……………………………14
2 МЕТОДЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ………………………………………………………………………29
2.1 Средства и пути преодоления барьеров коммуникации…………………..29
2.2 Принципы и правила преодоления коммуникационных барьеров……….33
Заключение…………………………………………………….………………...36
Список использованных источников и литературы …………………..………38

Работа состоит из  1 файл

Комм барьеры(КР)20янвсм МАА !УРА.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

воспитания  в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и духовные потребности. К духовным относят потребность  в общении, потребности в эмоциональном  тепле, уважении, познавательные потребности, потребности в деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни. Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, знание, здоровье. А цели бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, машину и т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Ростов н /Д.: Издательство «Феникс», 1997 г. - с. 248.

      Но  недостаточно понять причины неудовлетворения желаний. Важно осознать, адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы  добиться своего. Чаще всего разочарование  постигает тех, кто ставит перед  собой  нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи.

     Потеря  интереса к работе, а тем более  изначальное его отсутствие - один из

факторов, приводящих человека к нервозности  и конфликтам. Попробуйте спросить кого-либо, как он относится к  своей работе. Ответы могут быть разные: «очень люблю», «в целом нравится, но» все в ней устраивает», «она мне безразлична», «терпеть не могу, при первой же возможности уйду». И если спросить, устает ли он на работе и как быстро восстанавливаются его силы, то вы убедитесь, что, при одних и тех же затратах энергии, степень утомляемости зависит от эмоционального отношения к работе. Чем интереснее работа, тем меньше усталость, раздраженность, тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие. Безразличное, а тем более отрицательное отношение к работе вызывает у человека отрицательные эмоции, даже вспышки агрессивности; и, придя домой, он не может расслабиться, позабыть неприятности, в результате усталость сохраняется до утра, а там снова на работу. Причина нервозности и конфликтности такого человека в том, что не удовлетворяются его потребности в интересной работе.

      За  любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины. Понять их - значит понять человека. А легко  ли понять, что стоит за конфликтом? Увы, нет. Ибо, чтобы продолжить деятельность, не встречающую одобрения окружающих, одна или обе враждующие стороны выдвигают ложную, но внешне благородную мотивировку, в которую со временем сами подчас начинают верить. «Я ненавижу Н., потому что он завистник и консерватор», а в действительности потому, что он помешал достижению личных целей. «Я плохо занимаюсь, т. к. у меня нет математических способностей» (а фактически нет желания и интереса).

      Мотивы  поведения человека и цели поведения  могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, К чему стремится человек, а мотив -- почему он к этому стремится.

      Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:

1) с возникновением потребности, нужды в чем-то, сопровождаемой

эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается мотив;

2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с помощью каких действий возможно достичь желаемого;

3) реализуется энергетический компонент мотива в реальных поступках.

      Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мо-тивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

      Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения  человека. Неосознанность влече-ний  преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

      Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными  длительное время, но они носят искусственный  характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

      Прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать имен-но так, а  не иначе, т. е. сформировавшейся в человеке не-осознанной готовностью к определенному  поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность разная у разных людей. Установки как неосознанная готовность

воспринимать  окружающее под определенным углом  зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа  конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

      Воспитание  и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, К формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки:

      «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т. п., т. е. ребенок получает эталоны, установки «доброго - злого, красивого - безобразного, хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

      Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые закрепившиеся взгляды («все люди - эгоисты, все учителя - формалисты, все торговые работники - нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явле-ния различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена на:

1) личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то .другой, это бы воспринималось совсем иначе),

2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»),

3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).

      Если  вы считаете, что, то или иное ваше предложение  может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.

      Фрустрациоиные  состояния, возникающие в результате фрустраций могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация, самообвинение). Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к. определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели:

1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;

2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек);

  1. конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели). Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия.
 

7 См.: Основы теории коммуникации: краткий курс/ под ред. Кашкина В.Б.-  Минск: Харвест; М.: АСТ, 2007  С 21. откуда эта ссылка?

    1. Классификация коммуникационных барьеров

   Чаще  всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны  не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).

Американский  психолог Маршал Розенберг, разрабатывающий  принципы “ненасильственной коммуникации”, считает, что существуют три основные формы общения, которые препятствуют состраданию, провоцируя при этом непонимание и вынужденную защиту.

     1. Слова, воспринимаемые как требование. Для каждого из нас дорога  автономия - возможность самостоятельно  выбрать себе цели и действовать  в соответствии с выбором. Требование  угрожает этой возможности. Когда  мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.

     2. Слова, которые воспринимаются  как диагноз, осуждение. Когда  мы говорим людям, что считаем  их грубыми, эгоистичными или  невнимательными к окружающим, то  они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это, скорее

испытывая стыд, страх или вину, чем из желания  действовать в согласии с нами.

     3. Слова, не оставляющие выбора. Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.

     “Барьерами” коммуникаций может быть незнание основных каналов получения информации и  неумение собеседников определять ведущий  путь усвоения информации друг другом.

     Часто при общении допускаются следующие  ошибки:

1. Ошибки  в разговоре

“Читаем мысли” другого. Человек может ошибочно полагать, что его считают глупым, злым, жадным и т. д. “Я вижу, ты считаешь меня глупым (жадным, злым и т. д.)”.

Принимаем молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает.

Попытка скрыть свои чувства. Напрасно ожидать  откровенности от собеседника, если сам держишь свои чувства под замком.

Недооцениваем необходимость тратить время на коррекцию эмоционального состояния - своего или собеседника. Например, если вы догадались, что собеседник испытывает какое-либо чувство, то полезнее помочь ему открыть это чувство, снизив тем самым остроту переживаний.

Призываем других измениться или требуем от них стать такими, как нужно нам.

Призыв  или совет: “Не будь таким чувствительным”  или какой-либо сходный с ним бессмысленнее.

2. Ошибки  при слушании

Притворство, что слушаем. Как бы мы ни притворялись, отсутствие интереса непременно проявится в выражении лица или в жестах.

Когда мы мысленно не соглашаемся с говорящим, то часто прекращаем слушать, и ждем своей очереди высказаться. Дождавшись, увлекаемся обоснованием своей точки  зрения, а затем не можем переключить  внимание на говорящего после того, как высказались. Тем самым теряем нить разговора и затрудняем понимание друг друга.

Оказываемся под влиянием чувств сильно взволнованного собеседника и пропускаем смысл  сообщения.

Задавание лишних вопросов с целью показать, что разговор интересен.

Коммуникационные барьеры, мешающие эффективному восприятию информации, существуют на уровнях групповой, массовой и межличностной коммуникации. В литературе о проблеме коммуникации по-разному классифицируют коммуникационные барьеры. Так межличностные барьеры коммуникации классифицирует психолог Б.Ф.Поршнев8 :

Информация о работе Коммуникативные барьеры и пути их преодоления