Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Актуальность данной темы определяется тем, что в жизни человека процессы коммуникации имеют весьма существенное значение, вследствие этого они притягивают интерес специалистов в самых различных сферах познания.(философии ,социология ,психология и другие). Ведь действительно, существует огромное количество всякого рода барьеров, которые мешают нам не только передавать, но и принимать информацию, тем самым лишая нас многих возможных перспектив как в частной жизни, так и в карьере, поэтому изучению коммуникативных барьеров и поиску путей их преодоления уделяется огромное внимание.
Объектом исследования выступают непосредственно коммуникативные барьеры и пути их преодоления. Предметом - причины, вследствие которых и возникают преграды и помехи в процессе коммуникации.
Цель работы – Целью работы является рассмотреть проблему возникновения помех в процессе коммуникации.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение коммуникационных барьеров;
- рассмотреть существующие типологии коммуникационных барьеров;
- рассмотреть принципы построения эффективной коммуникации;
- выявить методы и средства преодоления коммуникативных барьеров;
- рассмотреть коммуникационные барьеры внутри организации и выявить способы устранения коммуникационных барьеров в компании.Я так часто повторял имя Оли Жульковой, что ты ничего лучше не придумала и решила сдирать с её работы целыми кусками (желтым – один к одному из её работы)
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие "Коммуникация"
2. Рассмотреть виды коммуникативных барьеров
3. Проанализировать основные подходы к преодолению коммуникативных барьеров;
4. разработать методику преодоления коммуникационных барьеров

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1.ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ……………………………………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникационных барьеров и причины их возникновения…......................................................................................................6
1.2 Классификация коммуникационных барьеров……………………………14
2 МЕТОДЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ………………………………………………………………………29
2.1 Средства и пути преодоления барьеров коммуникации…………………..29
2.2 Принципы и правила преодоления коммуникационных барьеров……….33
Заключение…………………………………………………….………………...36
Список использованных источников и литературы …………………..………38

Работа состоит из  1 файл

Комм барьеры(КР)20янвсм МАА !УРА.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

   «смысловые» поля у разных  людей разные;

   зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы, примеры (например, смысл слов «перо», «капуста» и др. на воровском жаргоне существенно отличается от истинного значения).

     Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».

     Для преодоления семантического барьера  необходимо:

-  говорить  максимально просто;

-  заранее  договариваться об одинаковом  понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.

     Стилистический  барьер непонимания возникает, когда  человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое  подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

     Другими словами, если стиль изложения слишком  тяжелый, излишне легковесный, в  общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не

понимает  или отказывается, не хочет понимать.

     Чтобы преодолеть данный стилистический барьер необходимо правильно структурировать  передаваемую информацию.

     При возникновении данного барьера  соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать), семантический барьер и невербальные преграды.

Есть  два основных правила структурирования информации в общении (правило рамки  и правило цепи), разработанные  немецким психологом Германом Эббингаузером в конце XIX в9.

     Правило рамки основывается на действии психологического закона работы памяти. Суть его в  том, что начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

     Рамку в общении создают начало и конец разговора. Для эффективности общения, предстоящего разговора, беседы целесообразно в начале указать цель, перспективы и предполагаемые результаты общения, а в конце разговора подвести итоги, показать ретроспективу и отметить степень достижения целей.

     Причем  в первичном общении наиболее важной частью является начало, а при  неоднократном деловом общении  конец разговора. Во втором случае людей  не так интересует, как проходили  переговоры, беседы как то, что они  закончились.

     Правило цепи основано на том предположении, что содержание общения не может  быть бесформенной грудой разнообразных  сведений, оно должно быть каким-то образом выстроено, соединено в  цепь «перечислено». Любая цепь, упорядочивая, связывая, организуя содержание, как и рамка, выполняет сразу две задачи: во-первых, позволяет улучшить запоминание, во-вторых, помогает структурировать информацию в соответствии с ожиданиями собеседника. Возможны следующие варианты перечисления:

1) Простое  перечисление «во-первых, во-вторых, в-третьих…»;

2) Ранжирование  «сначала о главном, теперь  о составных элементах, наконец,  менее существенное…»

3) Логическая  цепь «если это то, тогда можно  предположить, что…, а, следовательно…».  Логическое построение сообщения  должно вести собеседника от привлечения внимания к интересу, от интереса к основным положениям и вопросам, от возражений и вопросов к заключению, а от заключения к призыву действовать.

     Барьер  логического непонимания. Данный барьер возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна правильная, т.е. наша. Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

     Преодоление логического барьера возможно при  соблюдении следующих условий :

•  учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит  и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности;

•  правильная аргументация.

     Существуют  различные виды аргументаций:

1) Возрастающая (когда сила аргументов к концу  общения возрастает). К ней целесообразно  обращаться при высокой заинтересованности  в разговоре собеседника и при его высоком образовательном уровне;

2) Убывающая  (когда сила аргументов к концу  сообщения ослабевает). К ней целесообразно  обращаться при необходимости  пробудить внимание и интерес,  и при низком образовательном  уровне;

3) Односторонняя (когда следуют аргументы только положительные или только

отрицательные). К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся  у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда  у объекта воздействия низкий образовательный уровень;

4) Двусторонняя (когда используются различные  как положительные, так и отрицательные  аргументы). К ней целесообразно  обращаться, когда слушатель, собеседник  безразлично или негативно настроен  на восприятие данной информации, т.е. когда аргументы противоречат его сложившимся представлениям, когда у собеседника высокий образовательный уровень.

     Единственный  способ настраивать людей на энергичную деятельность это общаться с ними. Барьеры взаимодействия: мотивационный  барьер, этический барьер, барьер стилей общения. Барьеры восприятия и понимания: эстетический барьер, разное социальное положение, барьер отрицательных эмоции, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки, барьер двойника.

     Коммуникативные барьеры (по Скаженик Е.Н.)10

 1) Некомпетентность;

2) Неумение  выражать свои мысли;

3) Плохая  техника речи;

4) Неумение  слушать;

5) Барьер  модальности;

6) Барьер  характера.

Наши  типичные ошибки: неправильные отношения  в ожидании партнера; нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем; не улавливаем подтекст разговора; если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло; мы стараемся оправдать ожидания собеседника. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

Мы рассмотрели  межличностные барьеры, которые  могут возникать в коммуникационном процессе. Но, даже избегая влияния этих барьеров, мы не можем быть уверенны в эффективности коммуникации, т.к. существуют еще организационные барьеры.

     Организационные барьеры. В дополнение к межличностным контактам, нужно иметь представление о преградах в организационных коммуникациях. К ним относят:

   Искажение сообщений;

   Информационные перегрузки;

   Неудовлетворительная структура  организации.

     Искажение сообщений – одна из преград в  организационных коммуникациях. При  движении информации внутри организации  смысл сообщений может несколько  искажаться в силу некоторых причин:

   несознательное  искажение происходит из-за межличностных  барьеров;

   сознательное  искажение может происходить,  когда кто-то, несогласный с сообщением, модифицирует сообщение так, чтобы  изменение смысла происходило  в его интересах;

   фильтрация происходит по мере движения сообщений вверх, вниз или с уровня на уровень организации или отдела. Фильтрация необходима для того, чтобы с одного какого-то уровня на другой уровень или отдела направлялись только те сообщения, которые его касаются. Для этого их приходится суммировать и упрощать, акцентировать одни и отсеивать другие перед отправкой. Такой отбор и может стать причиной искажения содержания или непопадания важной информации в нужный сектор организации;

сообщения, направляемые наверх, могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней организации. Иногда возникает тенденция снабжать руководителей высшего звена только положительно воспринимаемой информацией, что может привести к несвоевременному реагированию руководителя на возникшую или возникающую проблему. Кроме того, причиной ухудшения информации может быть повышенное внимание

руководителей среднего звена к сообщениям с  верхних этажей власти по сравнению  с информацией от подчиненных.

     Информационные  перегрузки. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, как правило, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной. Могут возникнуть проблемы из-за различия в понимании важности сообщений.

     Неудовлетворительная  структура организации. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения. Могут вызвать проблемы неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач. Несомненно, при обмене информацией мешают конфликты между различными людьми, группами или отделами. 

 

2 МЕТОДЫ И ПУТИ  ПРЕОДОЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ  БАРЬЕРОВ 

2.1 Средства и пути  преодоления барьеров коммуникации 

     Практически для всех людей важно уметь  общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров.

     Преодоление избегания. Борьба с этим видом барьеров включает в себя управление вниманием  партнера, аудитории, собственным вниманием.

     Привлечение внимания. Психологические исследования показывают, что внимание может привлекаться внешними и внутренними факторами. Внешние - это новизна (неожиданность), интенсивность и физические характеристики сигнала, внутренние - это те, которые определяются актуальностью, значимостью, важностью сигнала для человека в зависимости от его намерений и целей в данный момент.

     Поддерживание внимания. Умение поддерживать внимание связано с осознанием тех же факторов, которые используются при привлечении  внимания, но на этот раз - это борьба с тем, чтобы внимание другого отвлекалось какими-то "чужими", не от нас исходящими стимулами.

     Внимание  слушающего может быть отвлечено  любым посторонним по отношению  к данному взаимодействию стимулом - громким стуком в дверь, собственными размышлениями не по теме и т.д. Первая группа приемов поддержания внимания в сущности сводится к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия, максимально "изолироваться" от них. Еще одна группа приемов поддержания внимания - постоянное изменение характеристик голоса и речи, чтобы избежать монотонности.

     Управление  вниманием в общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего.

     Использование феномена авторитета. По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии  к собеседнику. Если он признается неавторитетным, его воздействие не будет иметь успеха, если же авторитет есть - тогда коммуникация будет эффективной.

     Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию. Кроме того, для преодоления фонетического барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.

Информация о работе Коммуникативные барьеры и пути их преодоления