Коммуникативная деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:41, реферат

Описание

Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»………………………………………………………………………. 3

2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… ………… 8

3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12

4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16

5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17

6. Средства общения…………………………………………………………20

Заключение …………………………………………………………………..31

Список литературы…………………………………………………….……32

Работа состоит из  1 файл

основы ком-и.docx

— 58.22 Кб (Скачать документ)

      дистанционный,

      подавляющий,

      популистский,

      заигрывающий,

      требовательный,

      деловой,

      позиционный.

Стиль  общения  непосредственно  влияет  на  эмоциональную  атмосферу взаимодействия и выбор его средств. 

4. Механизмы  взаимопонимания в общении.

 Механизмы  взаимопонимания в общении обычно  таковы:

             1) Идентификация – это способ  понимания другого человека  через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

             2)  Стереотипизация  – это классификация форм  поведения интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, социальным стереотипам;

             3)  Рефлексия  –  это   осмысление   субъектом   того,   каким средствами, почему он произвёл  то или  иное  впечатление   на партнёра по общению;

             4) Обратная связь – это получение  адресатом информации  о  то какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка  на этой основе дальнейшей стратегии общения.

 Воздействие,  таким образом, слагается из  органического единства  трёх действий:

                    - словесного;

                    - оптико-кинетического;

                    - психотехнического.

 Воздействие  – это фактическое  выражение   коммуникативности  общения. Интерактивность  его  обеспечивается  пространственно-временными  средствами общения:

дистанцией  – расстоянием,  причём  физическим,  между  партнёрами  по

общению;

пристройкой  –  позицией,  выражающей  отношение  одного  партнёра  к

другому;

временем, местом  и  ситуацией  –  условиями  общения,  определяющими напряжённый или спокойный характер взаимодействия,  комфорт  или  дискомфорт общения.

 Общение   представляет  собой  системное   образование  и  может   быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.

     5. Структура взаимодействия в общении.

      В структуру взаимодействия входят: [5, c. 53].

      а) субъекты взаимодействия;

      б) взаимная связь;

      в) взаимное воздействие друг  на друга;

      г) взаимные изменения субъектов  общения.

 Взаимодействие   представляет   собой   систематическое    устойчивое выполнение действий,  которые  направлены  на  то,  чтобы  вызвать  ответную реакцию партнёра,  причём  вызванная  реакция,  в  свою  очередь,  порождает реакцию воздействующего.

Взаимодействие  складывается из действий. Каждое действие определяют:

                    - действующий субъект;

                    - объект действия или  субъект,  на  который  направлено воздействие;

                    - средства или орудия действия;

                    -  метод  действия  или   способ  использования   средств  воздействия;

                    -  реакция  индивида,  на  которого  воздействуют,   или результат действия.

Взаимодействие  – это процесс, который складывается из:

      физического перемещения в пространстве,

      совместного перемещения в пространстве,

      совместного группового или массового  действия,

      духовного вербального контакта,

      невербального информационного  контакта.

Взаимодействие  как процесс характеризуют:

      совокупная, кооперативная деятельность,

      информационная связь,

      взаимовлияние,

      взаимоотношения,

      взаимопонимание.

Взаимодействия  бывают разных типов:

    - межличностные;

    - личностно-групповые;

    - личностно-массовые;

    - межгрупповые;

    - массово-групповые;

    - планетарные или глобально-массовые.

 Как  диалектический процесс, общение  представляет собой единство  двух противоположных тенденций:

     к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны,

      и к борьбе, к дифференциации  – с другой.

Социальные  воздействия могут быть самыми разнообразными.

 Вся  гамма и оттенки отношений,  многообразие их  проявлений  не  могут быть  исчерпаны  представленной  классификацией,  как  и   не   может   быть представлено в  кратком,  почти  конспективном  изложении  все  многообразие подходов к определению сущности  и  содержания  общения  как  взаимодействия социальных субъектов.

Важно подчеркнуть, что  для  общения  как  взаимодействия  социальных субъектов  с  позиции   диалогической   методологии   характерны   следующие особенности:

            1)  Равенство  психологических   позиций  социальных   субъектов независимо от социального статуса;

            2) Равное признание активной коммуникативной  роли друг друга;

            3) Психологическая поддержка друг  друга.

Называя эти три основные особенности,  подчеркну  ещё  раз:  субъект- личность,  вступая  в  общение  как  систему   социального   взаимодействия, сохраняет при этом свою  автономность  и  обеспечивает  саморегуляцию  своих коммуникативных действий.

     6. Средства общения.

Все средства  общения  делятся  на  две  большие  группы:  вербальные (словесные)  и невербальные.  На  первый  взгляд  может   показаться,   что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко  не  так. А.Пиз  в своей книге «Язык телодвижений» приводит  данные,   полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача  информации  происходит  за  счёт вербальных средств (только слов) на  7  %,  звуковых  средств  (включая  тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счёт невербальных средств –  на  55 %.

К таким  же выводам пришёл и профессор  Бердвиссл,  который установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 %  информации передаётся   с   помощью   невербальных   средств.   Между   вербальными   и невербальными  средствами  общения   существует   разнообразное   разделение функций:  по  словесному  каналу  передаётся   чистая   информация,   а   по вербальному – отношение к партнёру по общению. [3, c. 119].

 Рассмотрим  кратко основные невербальные  средства общения.

Кинесические средства. Кинесические средства  наиболее  значимы.  Это зрительно   воспринимаемые   движения    другого    человека,    выполняющие выразительно-регулятивную  функцию   в   общении.   К   кинесике   относятся выразительные  движения,  проявляющиеся  в  мимике,  позе,  жесте,  взгляде, походке.

1. Особая роль в передаче информации  отводится  мимике  –   движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру. Показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется  до  10-15 %  информации.  Основные  характеристики   мимики   –   её   целостность   и динамичность. Это  означает,  что  в  мимическом  выражении  шести  основных эмоциональных состояний (гнева,  радости,  страха,  страдания,  удивления  и презрения) все движения мышц лица скоординированы.

Исследования  психологов  показали,  что  все   люди   независимо   от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью  и согласованностью интерпретируют эти мимические  конфигурации  как  выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением  конфигурации всего лица, тем не менее  основную  информативную нагрузку  несут брови и область вокруг рта (губы)

  1. С мимикой очень  тесно  связаны  взгляд,  или  визуальный  контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди  стремятся  к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Американские  психологи Р.Экслайн и Л.Винтерс  установили,  что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого  процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону  (  «в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника.

Если  речь идёт о сложных вещах, на собеседника  смотрят  меньше,  когда трудность преодолевается, – больше. Вообще  же  тот,  кто  в  данный  момент говорит, меньше смотрит на партнёра – только чтобы проверить его  реакцию  и заинтересованность. Слушающий же  больше  смотрит в сторону говорящего  и «посылает» ему сигналы обратной связи.

 Визуальный  контакт свидетельствует о   расположении  к  общению.  Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все  основания  полагать, что к нам или к тому, что мы говорим  и  делаем,  относятся  плохо,  а  если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение.

С помощью  глаз передаются самые точные сигналы  о  состоянии  человека передаются самые точные сигналы о состоянии человека,  поскольку расширение или сужение зрачков не  поддаются  сознательному  контролю.  При  постоянном освещении  зрачки  могут  расширяться  или   сужаться   в   зависимости   от настроения. Если человек  возбуждён или заинтересован чем-то, или  находится в приподнятом настроении,  его  значки  расширяются  в  четыре  раза  против нормального состояния. Наоборот,  сердитое,  мрачное  настроение  заставляет зрачки сужаться.

Информация о работе Коммуникативная деятельность человека