Коммуникативная деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:41, реферат

Описание

Морально-психологичсекие свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаются уже в изречениях древнего китайского мыслителя Конфуция и древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля и других, а также в высказываниях мыслителей последующих исторических эпох, в том числе Нового времени, таких, как нидерландский философ Спиноза и английские философы Гоббс и Локк, а также французские просветители Вольтер, Руссо, Гольбах, Гельвеций и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

1. Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»………………………………………………………………………. 3

2. Общение, как коммуникативная деятельность………………… ………… 8

3. Основные характеристики общения…………………………………….. 12

4. Механизм взаимопонимания в общении…………………………………16

5. Структура взаимодействия в общении………………………………….17

6. Средства общения…………………………………………………………20

Заключение …………………………………………………………………..31

Список литературы…………………………………………………….……32

Работа состоит из  1 файл

основы ком-и.docx

— 58.22 Кб (Скачать документ)

 Как  отмечает Б.Х.Бгажноков, высказывания  в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть  понятны  каждому,  поэтому  к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Наряду  с   внешней   характеристикой   коммуникативной   деятельности существует её  внутренняя,  психологическая  характеристика.  Она,  согласно И.А.Зимней,  проявляется  в  социальной   и   индивиндуально-психологической репрезентативности этого процесса.

Социальная  репрезентативность коммуникативной  деятельности  означает, что  она  может  происходить  только  по  конкретному  поводу  в  конкретной реальной ситуации. Индивиндуально-личностная репрезентативность  проявляется в отражении индивиндуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь  на  концепцию  А.Н.Леонтьева  и  его   анализ  общения   как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность»,  рассмотрим её основные структурные компоненты. Итак,

     предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект;

      потребность в общении – это стремление человека к  познанию  и  оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;

      коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;

      действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных  вида  действий  в  общении –инициативные и ответные;

      задачи общения – это та  цель,  на  достижение  которой   в  конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные  действия,  совершаемые  в процессе общения;

     средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

     продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б.Д.Ломов). Каждый такой  «сопряжённый  акт»  –  это  взаимодействие двух субъектов, двух наделённых способностью к инициативному общению  людей. В этом  проявляется,  согласно  М.М.Бахтину,  диалогичность  коммуникативной деятельности,  а  диалог  может  рассматриваться  как   способ   организации «сопряжённых актов».

Таким  образом,  диалог  –  это   реальная   единица   коммуникативной деятельности. В  свою  очередь,  элементарными  единицами  диалога  являются действия высказывания и слушания.  Однако  на  практике  личность  выполняет роль  не  просто  субъекта   общения,   но   и   субъекта   –   организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом  могут  стать отдельная личность, группа людей, масса.

Общение субъекта-организатора  с  другим  человеком  определяется  как межличностный уровень коммуникативной  деятельности,  а общение с группой (коллективом) – как групповой, общение с массой -   как личностно-массовый. В единстве этих трёх уровней и рассматривается коммуникативная  деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все  уровни  коммуникативного взаимодействия   опираются   на    единое    организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход  предполагает, что  в  центре  общения  находятся  две  личности,  два  субъекта   общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

 Деятельностный  подход  применительно к коммуникативной   технологии означает  прежде  всего трактовку   её   как   организации   и   управления формированием системы  социальных  позиций,  взглядов,  оценок  и  т.д.  Это происходит в трёх основных коммуникативных формах:

      а) монологической (преобладают  коммуникативные  действия-высказывания личности как субъекта-организатора  действий  слушания  других  субъектов  – участников общения);

      б) диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны,  взаимно инициативны);

      в) политических (многостороннее  общение,  которое  чаще  всего   носит характер своеобразной борьбы  за  овладение  коммуникативной  инициативой  и связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).

Общение  как  деятельность  представляет  собой  систему  элементарных актов. Каждый акт определяется:

      а) субъектом – инициатором  общения;

      б) субъектом, которому адресована  инициатива;

      в) нормами, по которым организуется  общение;

      г) целями, которые преследуют  участники общения;

      д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый   акт   общения   представляет   собой   цепь   взаимосвязанных коммуникативных действий:

      1) Вход субъекта общения в коммуникативную  ситуацию;

      2)  Оценка  субъектом  общения   характера   коммуникативной   ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);

      3) Ориентация в коммуникативной  ситуации;

      4) Выбор другого субъекта для  возможного взаимодействия;

      5) Постановка коммуникативной задачи  с  учётом  особенностей  ситуации общения;

      6) Выработка подхода к субъекту  взаимодействия;

      7) Пристройка к субъекту –  партнёру по взаимодействию;

      8) Привлечение субъектом – инициатором  внимания субъекта-партнёра;

      9) Оценка эмоционально-психологического  состояния субъекта –  партнёра и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;

     10) Самонастройка субъекта – инициатора  на эмоционально-психологическое состояние субъекта – партнёра;

     11)  Выравнивание  эмоционально-психологических   состояний   субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;

     12) Коммуникативное воздействие   субъекта  –  инициатора  на  субъекта- партнёра;

     13) Оценка субъектом –  инициатором   реакции  субъекта  –  партнёра  на воздействие;

     14) Стимулирование «ответного хода»  субъекта – партнёра;

     15) «ответный ход» субъекта –  партнёра по общению. Из  этих  пятнадцати действий и слагается акт общения.

 Итак, для возникновения акта общения  нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу  на  себя,  назван  нами  субъектом  – инициатором,  а  субъект  общения,  который  эту  инициативу  принимает,   – субъектом – партнером. 

3.Основные  характеристики общения.

  Общение  характеризуется: содержанием, функцией, манерой и  стилем.[5,  c. 47].

 Содержание  общения может быть различным:

      1) передача (от человека к человеку) информации;

      2) восприятие друг друга;

      3) взаимооценка партнёрами друг друга;

      4) взаимовлияние партнёров;

      5) взаимодействие партнёров;

      6) управление групповой или массовой  деятельностью и т. д.

 Функции  общения выделяются  в  соответствии  с  содержанием  общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают  процессам общения конкретную специфику):

     - инструментальную  (общение в свете этой  функции выступает как социальный  механизм  управления  и  передачи  информации,  необходимый  для совершения определённого действия);

      - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);

      -  самовыражения  (общение   выступает  как   форма   взаимопонимания, психологического контекста);

      - трансляционную  (передача конкретных способов деятельности,  оценок и т.д.);

Конечно,   этими   четырьмя   функциями   содержание    общения    не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

      экспрессивную   (взаимопонимание    переживаний    и    эмоциональных\ состояний);

     социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

      социализация  (формирование  навыков  взаимодействия  в  обществе   в соответствии с принятыми нормами и правилами)

Стороны общения.  Развитое полноценное общение  объединяет в себе  две взаимосвязанные,   но   различающиеся   стороны:   внешнюю,   поведенческую, операционно-техническую и внутреннюю,  глубинную,  затрагивающую  личностно- смыловые пласты.

Внешняя  сторона,  реально  формируемая   в   поведении   общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом   специфических   показателей.   Это    показатели    коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

      - коммуникативная активность в  группе общения;

      - интенсивность действий в общении;

      - инициативность в общении;

      - технико-коммуникативное мастерство  общения.

 Внутренняя  сторона общения отражает субъективное  восприятие  ситуации

взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый  контакт, мотивы и цели,  с которыми человек в общение.

 Манера  общения определяется:

     - тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);

     - поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью);

      - дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Дистанция в общении определяет характер отношения  партнёров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся  являются  близкими людьми или  друзьями.  Социальная  дистанция  указывает  на  официальный,  а публичная – на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер  общения   много.   Общение   может   быть   уважительным   или пренебрежительным, протекать  в  шутливой  или  серьёзной,  озлобленной  или доброжелательной манере.

Стиль  общения   -  это   индивиндуально-типологические   особенности взаимодействия между людьми.

В стиле  общения находят выражение:

     - особенности коммуникативных возможностей человека;

      -  сложившийся характер   отношений   с   конкретными   людьми   или коллективами;

      - психологическая или социальная  индивидуальность человека;

      - особенности партнёра по общению.

 Фундамент  стиля общения личности составляет  её  нравственно-этические

установки и оценки социально-этических установок  общества.

 Наиболее  распространены следующие стили  общения:

      творчески-продуктивный,

      дружеский,

Информация о работе Коммуникативная деятельность человека