Коммуникационные действия и их формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:04, реферат

Описание

Коммуникационную деятельность мы определили как движение смыслов в социальном пространстве. Элементарная схема коммуникации (рис. 1.1.) соответствует коммуникационной деятельности, точнее – не деятельности в целом, а элементарной ее части – коммуникационному действию. Коммуникационное действие – завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации.

Работа состоит из  1 файл

КОММУНИКАЦИИ.docx

— 34.27 Кб (Скачать документ)

2.1. Коммуникационные  действия и их формы

Коммуникационную  деятельность мы определили как движение смыслов в социальном пространстве. Элементарная схема коммуникации (рис. 1.1.) соответствует коммуникационной деятельности, точнее – не деятельности в целом, а элементарной ее части  – коммуникационному действию. Коммуникационное действие – завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены участников коммуникации. Субъектами, вступившими в коммуникацию, могут преследоваться три цели: во-первых, реципиент желает получить от коммуниканта некоторые привлекательные для него смыслы; во-вторых, коммуникант желает сообщить реципиенту некоторые смыслы, влияющие на поведение последнего; в-третьих, и коммуникант, и реципиент заинтересованы во взаимодействии с целью обмена какими-то смыслами. Соответственно возможны три формы коммуникационного действия.

1.        Подражание. Подражание – одна  из древнейших форм передачи  смыслов, используемая высшими  животными и птицами; недаром  некоторые ученые считали источником  подражания стадный инстинкт. Под  подражанием понимается воспроизведение  реципиентом движений, действий, повадок  коммуниканта. Подражание может быть произвольным и непроизвольным (бессознательным). Произвольное подражание (имитация) используется при школьном обучении, овладении технологиями, мастерством. Непроизвольное подражание – главный метод первичной социализации детей дошкольного возраста.

В общественной жизни  посредством подражания происходит распространение модных новаций, популярных идей и веяний. Вместе с тем благодаря  подражанию из поколения к поколению  передаются традиции, обычаи, стереотипы поведения. Недаром в «Поучении  Мерикара», памятнике египетской письменности XXII–XXIII вв. до н.э. сказано: «Подражай отцам своим и предкам своим». Можно сказать, что подражание – один из способов существования живой социальной памяти.

Э. Фромм среди специфически человеческих социально-культурных потребностей отмечал стремление к уподоблению, поиску объекта поклонения, отождествлению себя с кем-то более сильным, умным, красивым. В детстве дети уподобляют себя родителям, во взрослом состоянии – литературным героям, спортсменам, артистам, воинам. Эту потребность можно назвать потребностью в кумиротворчестве (отыскать или сотворить себе кумир).

Не следует думать, что подражание не соответствует  элементарной схеме коммуникационного  действия (рис. 1.1.), ибо не обнаруживается явного смыслового сообщения, адресованного  реципиенту. На самом деле такое  сообщение, обладающее привлекательностью для реципиента, всегда есть. Реципиент  целенаправленно выбирает коммуниканта и использует его в качестве источника смыслов, которые он хотел бы усвоить. Коммуникант при этом зачастую не осознает своего участия в коммуникационном действии. Подражание – это такое объект-субъектное отношение, где активную роль играет реципиент, а коммуникант – пассивный объект для подражания.

2.        Диалог – форма коммуникационного  взаимодействия, освоенная людьми  в процессе антропогенеза при  формировании человеческого языка  и речи. Участники диалога относятся  друг к другу как к равноправным  субъектам, владеющим определенными  смыслами. Между ними складывается  субъект-субъектное отношение, а взаимодействие их носит творческий характер в том смысле, что достигается социально-психологическая общность партнеров, обозначаемая словом «МЫ». Диалоговая коммуникация представляется как последовательность высказываний участников, сменяющих друг друга в роли коммуниканта и реципиента. Высказывание – это не слово, не предложение, не абзац, а единица смысла, дающая возможность ответить на него. Участники диалога совместно создают драматургический Текст, обладающий относительной смысловой завершенностью. Относительность завершения диалога определяется тем, что реакция на то или иное высказывание может проявиться в поведении реципиента спустя много времени. Литература, театр, лекция как раз рассчитаны на ответ замедленного действия. Незавершенный диалог перерастает в коммуникационный дискурс, охватывающий множество субъектов и продолжающийся бесконечно. Короче говоря, дискурс – это мультисубъектный бесконечный диалог.

3.        Управление – такое коммуникационное  действие, когда коммуникант рассматривает реципиента как средство достижения своих целей, как объект управления. В этом случае между коммуникантом и реципиентом устанавливаются субъект-объектные отношения. Управление отличается от диалога тем, что субъект имеет право монолога, а реципиент не может дискутировать с коммуникантом, он может только сообщать о своей реакции по каналу обратной связи.Управленческий монолог может быть: в форме приказа (коммуникант имеет властные полномочия, признаваемые реципиентом); в форме внушения (суггестии), когда используется принудительная сила слова за счет многократного повторения одного и того же монолога (реклама, пропаганда, проповедь); в форме убеждения, апеллирующего не к подсознательным мотивам, как при внушении, а к разуму и здравому смыслу при помощи логически выстроенной аргументации.

Особой формой управленческого  коммуникационного действия является заражение, которое стихийно возникает  в массах людей. Заражение характеризуется  эмоциональным накалом и агрессивностью. Его источниками могут быть ритуальные танцы, музыкальные ритмы, религиозный  экстаз, спортивный азарт, ораторское мастерство. По-видимому, как и в  случае внушения, при заражении большую  роль играют бессознательные побуждения.

Диалог близок к  поведению по схеме «стимул-реакция», он не требует такого уровня программирования и организации, как монологическое выступление. Поэтому именно диалог считается первоначальной формой речи, возникшей еще у питекантропов (1500–200 тыс. лет назад), а монологическая речь – более поздним коммуникационным достижением, требующим более высокой  культуры речи и некоторых ораторских навыков.

На рис. 2.1. рассмотренные  формы коммуникативных действий систематизированы по сходству и  различию. Следует обратить внимание не то, что формы коммуникационных действий могут включать различное  содержание и вместе с тем один и тот же смысл может передаваться в двух или даже в трех формах, например, обучать чему-либо можно  путем показа (подражание), путем  инструктирования (управление) или  путем диалогического объяснения.

Не следует абсолютизировать границы между разными коммуникационными  формами. Подражание, диалог, управление могут сливаться друг с другом, дополнять друг друга. Так, диалог может  стать методом управления, например, сократический диалог построен так, чтобы заставить оппонента признать правоту Сократа; диалог между учителем и учеником – обычная форма педагогического воздействия. Вообще говоря, любой содержательный диалог (бессодержательная болтовня не в счет) имеет целью оказать какое-то управленческое воздействие на сознание собеседников. Подражание – это вырожденный диалог, где коммуникант безучастен по отношению к реципиенту (игнорирует его), а реципиент ведет воображаемый диалог с коммуникантом. Коммуникационные действия есть элементарные акты, можно сказать, атомы коммуникационной деятельности, но используются они и в некоммуникационной деятельности (познание, труд). Практически во всех видах коммуникационной деятельности обнаруживаются формы, рассмотренные нами, но преобладает одна из форм. Это позволяет коммуникационную деятельность и в целом на различных ее уровнях представить в виде диалогической, управленческой, подражательной, т.е. отождествить формы коммуникационной деятельности и формы элементарных коммуникационных актов.

2.2. Виды, уровни и  формы коммуникационной деятельности

В качестве коммуникантов и реципиентов могут выступать три субъекта, относящиеся к разным уровням социальной структуры: индивидуальная личность (И), социальная группа (Г), массовая совокупность (М)[1].Они могут взаимодействовать друг с другом, например И –, Г – Г, М – М. или между собой, например И – Г, И – М, Г – М и т.д. Абстрактно говоря, получается 9 видов социальных коммуникаций. Но этого мало. Как показано в разделе 2.1, коммуникационные действия могут осуществляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог есть взаимодействие равноправных партнеров, которое возможно между субъектами одинакового социального уровня, а не разных уровней, ибо разноуровневые субъекты, например, И и М, не являются равноправными. Между разноуровневыми субъектами может быть подражание или управление, но не диалог равных участников.

Примем следующие  обозначения. Те виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает И, либо Г, либо М, будем называть соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где И, либо Г, либо М выступают в роли объекта воздействия назовем соответственно межличностной, групповой и массовой коммуникацией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций. Получившаяся двумерная классификация видов и уровней коммуникационной деятельности представлена на рис 2.2.

Как следует из рис. 2.2., можно выделить 7 форм микрокоммуникации, 5 форм мидикоммуникации и 3 формы макрокоммуникации. Каждая из форм проявляется на межличностном, групповом, массовом уровне. Систематизируем и обозначим получившиеся 15 форм коммуникационной деятельности в виде таблицы 2.1.

Таблица 2.1. Формы  коммуникационной деятельности

Для полноты картины  возможных форм коммуникационной деятельности следует учесть квазикоммуникацию, когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится феномен фетишизации, который Н.Д. Кондратьев описывал следующим образом: «людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника права и т.п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам»[2]. Сотворение всевозможных «кумиров», культ вождей и т.д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего «квазикоммуникационного» партнера.

Теперь рассмотрим более подробно перечисленные формы  коммуникационной деятельности, распределив  их по видам социальной коммуникации: микро-, миди-, макрокоммуникация.

2.3. Виды коммуникационной  деятельности

2.3.1. Микрокоммуникация

В таблице 2.1. представлены 7 форм микрокоммуникации, где индивидуальная личность выступает в качестве активного реципиента (подражание) или активного коммуниканта (диалог, управление); в качестве же коммуникационных партнеров могут быть либо другой индивид, либо социальная группа, либо массовая совокупность (общество в целом). Содержание микрокоммуникации достаточно очевидно: на межличностном уровне – это либо усвоение форм поведения, умений, внешних атрибутов выбранного образца для подражания – копирование образца, либо обмен идеями, доводами, предложениями между собеседниками – дружеская или деловая беседа, либо указания для исполнения их подчиненному – команда, на групповом уровне возможны референция, то же подражание, но не отдельному человеку, а социальной группе, с которой индивид желает себя идентифицировать, например, подражание купцов дворянскому сословию или «новых русских» аристократам духа (отметим, что встречается отрицательная референция, когда человек сознательно избегает признаков отвергаемой им группы) или руководство коллективом – менеджмент, организация, лидерство в группе; наконец на массовом уровне коммуникационные действия служат для социализации – освоения человеком общепринятых в данном обществе норм, верований, идеалов, чтобы «быть как все», и авторитаризма, т.е. деспотического управления массами подвластных людей (абсолютизм, тирания, самодержавие – политические формы авторитаризма). Заметим, что диалогические отношения индивида с группой или массой исключаются, потому что диалог возможен только между равноуровневыми партнерами. Имитация дружеской беседы генерала с солдатами не в счет, ибо это «квазидиалог».

Возникает практически  важный вопрос: можно ли научиться  микрокоммуникации? Этот вопрос чрезвычайно значим для педагогов, деловых людей (бизнесменов), менеджеров, политиков, которые по сути дела являются профессионалами микрокоммуникационного общения. Интересует этот вопрос и людей, желающих иметь успех в обществе, достигать эффектного самовыражения и одобрения публики. Существует множество остроумных и занудных советов, рекомендаций, правил, например: молчи или говори что-нибудь получше молчания; употребляй расчетливо слова, не даром рот один, а уха два; сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах; люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто всех громче говорит и т.п.

Со времен античности развивается риторика – учение о  красноречии, освещенное авторитетом  Платона и Аристотеля, в XX веке в  качестве научной дисциплины оформилась стилистика, изучающая языковые нормы  и области их применения, в учебных  заведениях стали преподавать культуру речи, а менеджеров и политиков  начали обучать правилам делового общения, социальной конфликтологии и искусству ведения споров. Нет недостатка в методических рекомендациях. Приведем некоторые из них.

– Не совершай непонятных речевых актов; смысл речи должен быть ясным для слушающих;

– Не совершай неискренних  речевых актов; речь должна соответствовать  реальным мыслям, намерениям, переживаниям говорящего;

– Будь последователен и следи, чтобы последующие речевые  акты были логически связаны с предыдущими;

– Речь должна быть целенаправленной, у оратора должен быть замысел, реализуемый в речи и т.д.

Особенно много  полезных советов касается невербальных средств микрокоммуникации: жесты, мимика, позы, расстояние между собеседниками, громкость и интонация произнесения речи. Однако знакомство с потоками учебной, научной и практической литературы приводит в однозначному выводу: микрокоммуникационную деятельность нельзя «выучить» по книжкам, здесь нет готовых рецептов, потому что она представляет собой искусство, т.е. творчески-продуктивную, игровую, а не репродуктивно-ритуальную деятельность. Успех всякого устного выступления или письменного сообщения зависит прежде всего от способностей и талантов их авторов. Допустим, можно вызубрить «Письма к сыну» английского аристократа Филиппа Честерфилда (1694–1773) или проштудировать бестселлеры удачливого бизнесмена Дейла Карнеги (1888–1955), но это не гарантирует духовной свободы, умения «завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» или уверенности в публичных выступлениях. Тем не менее очень полезно познакомиться с этими классическими произведениями[3].

Информация о работе Коммуникационные действия и их формы