Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:21, дипломная работа

Описание

Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Изучить понятие творческой индивидуальности.
Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Творческая индивидуальность учащихся 6
1.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 10
1.3. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития творческой индивидуальности личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Анализ образовательного учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2. Диагностика формирования творческой индивидуальности учащихся (констатирующий этап) 23
2.3. Уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий 31
2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

анализ влияния ИКТ на творческие способности учащихся.docx

— 99.86 Кб (Скачать документ)

     При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной  педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического  аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

     Урок  обобщения по информатике в группе 203   по теме «Логика» (см. Приложение 5)

     Цели  урока:

  • Создать условия для осознанного усвоения основных понятий алгебры логики;
  • Обеспечить овладение всеми учащимися приемами составления таблиц истинности и логических схем;
  • Формирование навыков самостоятельной работы с электронными ресурсами;
  • Развитие познавательных интересов на уровне любопытства, любознательности, поиска способов решения поставленной задачи;
  • Формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии;
  • Формирование таких качеств личности, как чёткость и организованность в работе; умение контролировать свою деятельность

Задачи:

Познакомить учащихся с понятием «логика» и  конкретно  схема логики. Обогащение личного  опыта ученика посредством самостоятельной  работы, с использованием информационных технологий.

     Оборудование  урока:

  1. Компьютерный класс с мультимедийным проектором
  2. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10–11-х классов / Угринович Н. Д.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  3. Карточки «Азбука Морзе»
  4. Карточки с заданиями;
  5. Оценочные листы для каждого ученика

Ход урока:

    1. Мотвационное начало урока
    2. Устная разминка
    3. Кто быстрее
    4. Лирический переход
    5. Практический тур
    6. Тест «На перепутье»
    7. Кто в лес, кто по дрова
    8. Каждому по заслугам
    9. Вы устали
    10. Шевели мозгами
    11. Итог урока. Рефлнксия
    12. Домашнее задание
 

САМОАНАЛИЗ УРОКА 

     Урок  проводился в группе 203. Группа небольшая, средняя по своим способностям. Поэтому  в качестве развивающих задач  я поставила развитие познавательного  интереса на уровне любопытства, любознательности, поиска способа решения поставленной задачи.

     Тема  урока «Логика». Этот урок входит в  раздел Логические основы построения ЭВМ. На тему «Логика» отведено 10 часов. Наш урок был девятый. Завершает тему обобщающий урок, на котором систематизируются и обобщаются ранее полученные знания, с последующим зачётом, осуществляющий контроль усвоения знаний.

     Тип урока – урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

     Главная цель – создать условия для  осознанного усвоения основных понятий  алгебры логики.

     Главная задача – обогащение личного опыта  ученика посредством самостоятельной работы, с использованием информационных технологий.

     Тема  и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач: повысить самостоятельность мышления, мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии; умение контролировать свою деятельность. Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны:

  • Организационный момент настраивает учащихся на решение основной цели урока, что ни на что не даётся даром, то есть за всё надо платить;
  • На втором этапе урока используется метод актуализации ранее полученных  знаний: устная разминка, выполняется каждым учащимся индивидуально за компьютером.
  • При работе над основной темой урока использовались следующие методы обучения:
  1. Словесный (Лирический переход)
  1. Наглядный (демонстрация слайдов)
  2. Практическая работа

     Сочетание данных методов на уроке по исследованию американских ученных доказывает, что  учащиеся удерживают в памяти 90% того, что они говорят сами, в то время  когда делают. Это было реализовано  на данном уроке.

     Оптимальная работоспособность учащихся на уроке  достигалась путем чередования  видов учебной деятельности на различных  этапах урока и спокойной доброжелательной обстановке. Все это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

     Я считаю, что мне удалось реализовать  поставленную задачу.

     Занятие по Архитектуре ЭВМ в группе № 302:

     Тема Устройство системного блока

     Цели  урока:

  • закрепить знания учащихся о типах системных блоков, составе внутренних устройств;
  • отработать навык определения типа и состава внутренних устройств системного блока
  • способствовать развитию аналитического мышления учащихся
  • актуализировать ранее полученные знания
  • проконтролировать знания учащихся
  • стимулировать активность учащихся на уроке

     Тип урока: урок-соревнование

     Вид урока:  УКПЗ и УОСЗ

     Используемая  технология: компьютерная технология

     Формы учебной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, исследовательская

     Средства  обучения: ПК, мультипроектор, экран, презентационный материал, наглядность в виде схем и корпуса системного блока, видеосюжет, ПО MS PowerPoint

     Ход урока.

     Вступительное слово учителя:

     Сегодня на занятии, примеряя роли покупателя, продавца и даже наладчика компьютеров, мы вспомним, закрепим и научимся использовать на практике наши знания о важнейшем функциональном узле ПК – системном блоке. Поговорим о том, какие типы корпуса системного блока бывают, и какие параметры компьютера определяет конструкция его корпуса.

     И для начала я предлагаю вам  разделиться на две команды и  в каждой команде выбрать специалиста (капитана команды). Переверните жетон, лежащий перед вами на парте, тем, у кого жетон красного цвета предлагаю занять стол слева, обладателей желтого жетона стол справой стороны.

     Итак, сегодняшний урок-соревнование позволит выявить профи, продвинутых пользователей, юзеров и чайников по нашей теме. За каждое задание команда будет получать очки, соответственно команда набравшая большее их количество станет победительницей.

     При использовании мультимедийных презентаций  на уроках информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает познавательный интерес учащихся и эффективность усвоения материала интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.

     Подведение  итогов урока.

     Уроки с применением мультимедийных презентаций  вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы   группы учащихся.  Качество знаний при этом заметно возрастает.

     Таким образом, использование мультимедийных презентаций в изучении информатики позволяет добиться высокого уровня качества знаний, расширяет возможности передачи информации и контроля знаний учащихся в процессе обучения. Накопленный опыт в реализации проблемы обеспечения визуализации учебного материала позволяет говорить о перспективности использования информационных технологий в обучении.  

2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап)

 
 

     После формирующего этапа мной было проведено  повторное диагностирование творческой индивидуальности учащихся. Результаты диагностик представлены в виде таблиц и диаграмм.

     В анкете учащиеся отвечали на вопрос: «Какие из перечисленных качеств у Вас развились в результате выполнения работ с применением ИКТ на уроках аппаратного и программного обеспечения?» Результаты опроса представлены  в виде таблицы и диаграмм (см. табл. 4., рис.7, рис. 8., рис. 9). 

     Табл. 4. Результаты выявления творческих качеств учащихся (контрольный этап).

п/п Качества творческой личности Ответы учащихся (%)
1 Целеустремленность  75,1
2 Воля  36,2
3 Познавательная  активность 28,1
4 Эмоциональность 19,3
5 Любознательность  48,4
6 Лидерство 15
7 Смелость  72,1
8 Решительность 28
9 Самоконтроль  44,7
10 Открытость  31,3
11 Независимость 9,3
12 Инициативность, активность 22,7
13 Чувство юмора  41,2
14 Яркое воображение  49,3
15 Оригинальность  41,3
16 Увлеченность  58,1
17 Сообразительность 44,3
18 Гибкость мышления 19
 

Данные таблицы  представлены в виде диаграммы на рисунке 7. 
 
 
 
 
 

Рис 7. Качество творческой личности 

     Из  диаграммы качество творческой личности выделим: наиболее сформированные качества творческой личности учащихся представленные на рис. 8., наименее сформированные качества творческой индивидуальности личности представленные на рис. 9. 

Рис 8. Наиболее сформированные качества творческой индивидуальности личности

Рис 8. Наиболее сформированные качества творческой индивидуальности личности 

Рис 9. Наименее сформированные качества творческой индивидуальности личности 

     Таким образом, мы можем сделать вывод: уроки с применением ИКТ способствуют формированию таких качеств творческой личности, как целеустремленность, смелость, увлеченность, любознательность и сообразительность. Из диаграмм видно, что после уроков с применением ИКТ процент всех качеств творческой индивидуальности личности учащихся в среднем повысился на 2 – 3%. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с  познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание  роли и значения информации требует  глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник училища, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя  забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

     На  мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует

    • повышению качества обучения;
    • выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;
    • радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;
    • эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;
    • развитию самостоятельности учащихся;
    • непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех дисциплин: от общеобразовательных до профильных.

Информация о работе Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся