Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:21, дипломная работа

Описание

Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Изучить понятие творческой индивидуальности.
Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Творческая индивидуальность учащихся 6
1.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 10
1.3. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития творческой индивидуальности личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Анализ образовательного учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2. Диагностика формирования творческой индивидуальности учащихся (констатирующий этап) 23
2.3. Уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий 31
2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

анализ влияния ИКТ на творческие способности учащихся.docx

— 99.86 Кб (Скачать документ)

2.2.  Диагностика формирования  творческой индивидуальности  учащихся (констатирующий этап)

 
 

     Актуальность  диагностики формирования творческой индивидуальности учащихся, ориентирует современных исследователей на поиск путей модернизации образования для создания условий, способствующих максимальному выявлению и развитию индивидуально творческого потенциала личности, который является доминирующим фактором на протяжении всего исторического пути развития человечества. Творческая индивидуальность, являясь биосоциокультурным феноменом, который совершенствуется в процессе социально-культурной деятельности как средство и форма социализации человека. Индивидуализация обучения реализуется с помощью личностно - ориентированного образования, которое направлено на человека, его становление, обретение им индивидуальности, неповторимости, способности к жизнетворчеству.

     Сегодня очень много внимания уделяют  использованию информационных технологий в ОУ. И это вполне оправдано в нынешний информационный век. Моя задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, а в том, чтобы научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим, мне хочется построить свою работу с позиции - способности ИКТ влиять на развитие творческой индивидуальности личности учащихся  в достижении этой цели.

     Применение  информационных технологий на уроках  мотивировано  тем, что они:

     · позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную  работу на уроке;

     · способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

     · позволяют индивидуализировать  процесс обучения;

     · повышают интерес к урокам информатики (особенно у мальчиков);

     · активизируют познавательную деятельность учащихся;

     · развивают творческий потенциал  учащихся;

     Я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при проведении урока.

     Компьютер может использоваться на всех этапах обучения, при:

    • объяснении нового материала;
    • закреплении;
    • повторении;
    • контроле знаний, умений и навыков.

     При этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

     Основные  направления использования компьютерных  технологий на уроках:

    • визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
    • интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
    • тренажёр;
    • контроль за умениями, навыками учащихся;
    • самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.
 

        В основном  все эти направления основаны  на использовании программы MS Power Point. Чего можно достичь с ее помощью на уроках:

    • стимулирования познавательной деятельности учащихся,
    • глубокого понимания изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
    • визуализации учебного материала;
    • интеграции со смежными дисциплинами;
    • повышения мотивации учащихся к обучению;
    • разнообразия форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
    • стимулирования воображения учащихся;
    • развития творческого подхода при выполнении учебных заданий.

     В нашем образовательном учреждении творческую индивидуальность учащихся  начинаю развивать буквально с первых же уроков теоретического и производственного обучения. Учащимся прививаю навыки индивидуального творчества  путем создания учебно-наглядных пособий, оформления стендов в учебных кабинетах и производственных мастерских. На рисунке 1. (Приложение 1) и рисунке 2. (Приложение 1) показаны два стенда в дисплейном классе, выполненные учащимися группы 116 по специальности «Оператор ЭВМ», которые используются как наглядное пособие для занятий по аппаратному обеспечению.

     В качестве одной из форм обучения, стимулирующих  учащихся к творческой деятельности, я предлагаю создание индивидуальных или групповых мультимедийных презентаций, сопровождающих изучение какой-либо темы. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки, дизайна и анимации слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

     Презентация урока по теме «Дополнительные устройства», выполненная учащейся группы 116 по профессии «Оператор ЭВМ». Презентация  используется на уроках «Аппаратное обеспечение» по теме: «Дополнительные устройства персонального компьютера» (табл.1. Приложение 2).

     В 2010 году учащаяся группы 116 по профилю  «Оператор ЭВМ» приняла участие в конкурсе «Мой любимый учитель», проводимый Московской Академией при поддержке комиссии по образованию науки и общественно нравственного совета центрального федерального округа. (см. табл. 2. Приложение 3).

     Учащиеся  участвуют в исследовательских конференциях:

     В марте  2010 года нашим образовательным учреждением была представлена работа по теме: «Я выбираю?»  на IV Муниципальной конференции проектных и исследовательских работ учащихся, которая заняла первое место, в секции «Социальные проблемы».

     В феврале 2011 года на V  Муниципальной конференции проектных и исследовательских работ учащихся с применением ИКТ были представлены уже две работы: «Пол – это надежно, красиво или безопасно?»,  которая заняла первое место в секции «Социальные проблемы  и работа «Игры, которые убивают» в секции «Валеология».

     В апреле 2011 года эти же работы принимали участие в кустовой научно – практической конференции исследовательских работ учащихся «Человек. Природа. Общество» в г. Шимановске. Исследовательская работа на тему: «Пол – это надежно, красиво или безопасно?» - заняла первое место, работа на тему: «Игры, которые убивают» заняла третье место. А меня, как руководителя, наградили благодарностью за высокий уровень подготовки учащихся к кустовой научно - практической конференции исследовательских работ.

     Учащиеся  нашего образовательного учреждения готовят презентации ко дню открытых дверей, к смотру художественной самодеятельности.

     Ежегодно  проводится неделя профмастерства,в которую входят следующие мероприятия:

    • тематический диктант;
    • Разгадывание и составление кроссвордов, ребусов;
    • Выпуск стенных газет;
    • Классный час;
    • Теоретический конкурс профмастерства;
    • КВН.

     На  рис. 3. (см. Приложение 4) приведена работа по составлению ребуса, выполненная учащимися для недели  профмастерства.

     Каждый  выпускник свою письменную экзаменационную  работу  дополняет презентацией.

     На  начальном этапе  исследования было проведено анкетирование на развитие творческих качеств личности, всего в опросе участвовало 23 учащихся (табл. 3). В анкете учащиеся отвечали на вопрос: «Какими из перечисленных качеств вы обладаете?» Результаты опроса представлены  в виде таблицы и диаграмм.

     Табл. 3. Результаты выявления творческих качеств учащихся. 

 
п/п
 
Качества  творческой личности
 
Ответы  учащихся (%)
1 Целеустремленность  73,9
2 Воля  34,8
3 Познавательная  активность 26
4 Эмоциональность 17,4
5 Любознательность  47,8
6 Лидерство 13
7 Смелость  69,6
8 Решительность 26
9 Самоконтроль  43,5
10 Открытость  30,4
11 Независимость 8,7
12 Инициативность, активность 21,7
13 Чувство юмора  39,1
14 Яркое воображение  47,8
15 Оригинальность  39,1
16 Увлеченность  56,5
17 Сообразительность 43,5
18 Гибкость мышления 17,4
 

      Данные  таблицы представлены в виде диаграммы на рисунке 4. 
 
 

Рис. 4. Качества творческой личности 

     Для наглядности результатов построены два отдельных графика (см. рис.5 и рис. 6): 
 

     

     Рис. 5. Наиболее сформированные качества творческой личности (по мнению учащихся) 

     

     Рис. 6. Наименее сформированные качества творческой личности (по мнению учащихся) 

     Таким образом, можно сделать вывод: на начальном этапе исследования учащиеся имеют такие качества, как целеустремленность, смелость, увлеченность, любознательность и сообразительность. Развивать же других качества учащихся следует с помощью разнообразных заданий и уроков в рамках данного курса. 

 

2.3. Уроки с использованием

информационных  и коммуникационных технологий

 
 

     Современный урок, в том числе с применением  информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и  единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы такого урока  необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

     Любой урок  представляет собой комплексный  подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе  урок  как  процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать   обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Информация о работе Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся