Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:21, дипломная работа

Описание

Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Изучить понятие творческой индивидуальности.
Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Творческая индивидуальность учащихся 6
1.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 10
1.3. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития творческой индивидуальности личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Анализ образовательного учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2. Диагностика формирования творческой индивидуальности учащихся (констатирующий этап) 23
2.3. Уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий 31
2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

анализ влияния ИКТ на творческие способности учащихся.docx

— 99.86 Кб (Скачать документ)

     Целенаправленно ведется работа по формированию операционно-технологического фонда для осуществления личностной учебно-профессиональной деятельности: ознакомление учащегося с разными  технологическими системами. То есть такой подход позволяет учащемуся учиться, компенсируя слабые стороны своей личности за счёт сильных своих качеств.

     Особое  внимание обращается на своевременную  помощь, коррекцию действий учащегося  с тем, чтобы обеспечить успех  в деятельности и качественно сформировать основные профессиональные умения и навыки.

Кроме того, методы организации творческой деятельности учащихся могут быть представлены следующим образом:

- включение  учащихся в общение, совместную  работу с творческими педагогами, расширяя интересный опыт профессиональной деятельности. В процессе такого общения, возникает вдохновение, появляется желание творить самому;

-  становление  творческой индивидуальности учащегося  невозможно без развития творческого мышления, их творческих способностей, поэтому особое внимание уделяется такой организации процесса обучения, которая постоянно заставляла (вынуждала) бы учащегося что-то придумывать, изобретать, проявлять догадку, конструировать, проявлять инициативу.

     Главное в развитии творческой индивидуальности учащегося - формирование у него творческих способностей (креативности личности). Продукты творческой деятельности учащегося чаще обладают лишь субъективной новизной, то есть продукты творчества новы для самих творцов. Их создатели не встречали подобных решений в своей практической деятельности. Но ценность такого творчества заключается в том, что оно по психологическому механизму не отличается от творчества с объективной новизной. На основе решения данных творческих задач усваивается опыт творческой деятельности, и личность становится способной творчески решать профессиональные задачи с объективной новизной. Как показывает практика, все творческие личности проделывают один путь - от открытия истин, новых лишь для них самих, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, к созданию истин, новых для всех. 

1.2.  Использование информационных  и коммуникационных  технологий в образовании

 
 

     Информация  – все те сведения, которые уменьшают  степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология – система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.

     Информационные  технологии обучения – это все  технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.), решает задачи, которые прежде  не были теоретически или практически решены и если средством передачи информации обучаемому является компьютерная и информационная техника.

         Информационные и коммуникационные  технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

     Все средства ИКТ, применяемые в системе  образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

     Аппаратные  средства:

     Компьютер - универсальное устройство обработки  информации.

     Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную  учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен  цветной принтер.

     Проектор  повышает уровень наглядности в  работе учителя, а также возможность  представлять учащимся результаты своей  работы всему классу.

       Телекоммуникационный блок дает  доступ к российским и мировым  информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.

     Устройства  для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

     Устройства  для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

     Устройства  регистрации данных (датчики с  интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

     Управляемые компьютером устройства дают возможность  учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

     Внутригрупповая и внутриучилищная сети позволяют  более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

     Аудио-видео  средства обеспечивают эффективную  коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

     Программные средства:

     Общего  назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность  работы со всеми видами информации.

     Источники информации - организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые  системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.

     Виртуальные конструкторы позволяют создавать  наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

     Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными  объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.

     Тестовые  среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.

     Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств  перечисленных выше видов - в наибольшей степени, автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

     Информационные  системы управления обеспечивают прохождение  информационных потоков между всеми  участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

     Экспертные  системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области. 

1.3.  Использование информационных  и коммуникационных  технологий для  развития творческой  индивидуальности  личности учащихся

 
 

     Компьютерная  коммуникация как интегрирующее  средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно, пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.

     Применение  информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

     Опыт  работы заключается в создании собственной  системы уроков, разработке системы  их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя.

     Применение  компьютера в обучении позволяет  управлять познавательной деятельностью учащихся, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование ИКТ даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний с применением тестов, для закрепления и проверки знаний  учащихся.

     Творческие  работы представляются учащимися в  разной форме, в зависимости от целей и содержания. Выполненные работы рецензируются учителями - предметниками, потом представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях.

     Среди технологий, позволяющих осваивать  учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, предпочтение отдается тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса:

     а. Информационно-коммуникационные технологии.

     Применение  информационных технологий в учебном  процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.

     В своей работе учитель использует стандартный набор программного обеспечения, а также дополнительно  программное обеспечение, позволяющее выполнить требования Стандарта (среда программирования – Turbo Pascal, различные графические редакторы, тестовую оболочку Test Maker и др.). Учащемуся Интернет предоставляет информационное поле для поиска материала. Учащиеся получают поисковые задания для подготовки уроков, а также непосредственно на уроках информатики, а мультимедиа-проектор и интерактивная доска делают средства презентационной графики обязательным инструментом при подготовке выступления учащихся.

     С 2007 года в рамках реализации приоритетного  национального проекта «Образование» разработана комплексно – целевая программа «Создания условий для повышения качества образовательного процесса посредством информатизации ОУ» в соответствии с планом и программой развития МОУ.

     б. Интерактивные технологии.

     Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее  включаются элементы интерактивной  модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. В рамках национального проекта «Образование» проводят уроки с помощью интерактивной доски, а также уроки с выходом в сеть Интернет.

     Работа  с интерактивной доской создаёт  комфортные условия обучения, при  которых все ученики активно  взаимодействуют с учителем и  между собой:

     Выполнение  тестовых заданий на доске.

     Взаимопроверка  и обозначение правильных вариантов  на доске.

Информация о работе Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся