Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 13:21, дипломная работа

Описание

Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.
Задачи:
Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
Изучить понятие творческой индивидуальности.
Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. Творческая индивидуальность учащихся 6
1.2. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании 10
1.3. Использование информационных и коммуникационных технологий для развития творческой индивидуальности личности учащихся 13
2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 20
2.1. Анализ образовательного учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20
2.2. Диагностика формирования творческой индивидуальности учащихся (констатирующий этап) 23
2.3. Уроки с использованием информационных и коммуникационных технологий 31
2.4. Диагностика уровня развития творческой индивидуальности личности учащихся (контрольный этап) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

Работа состоит из  1 файл

анализ влияния ИКТ на творческие способности учащихся.docx

— 99.86 Кб (Скачать документ)

Дипломная работа

выполнила Лысенко Татьяна Авхалтдиновна 

Анализ  влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся 

2011г. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ  ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО  КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ 6

1.1.  Творческая индивидуальность  учащихся 6

1.2.  Использование информационных  и коммуникационных  технологий в образовании 10

1.3.  Использование информационных  и коммуникационных  технологий для  развития творческой  индивидуальности  личности учащихся 13

2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ  ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ  ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО  КОММУНИКАЦИОННЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ 20

2.1.  Анализ образовательного  учреждения и опыта работы учителей по проблеме развития творческой индивидуальности средствами ИКТ 20

2.2.  Диагностика формирования  творческой индивидуальности  учащихся (констатирующий  этап) 23

2.3.  Уроки с использованием  информационных и  коммуникационных  технологий 31

2.4. Диагностика уровня  развития творческой  индивидуальности  личности учащихся (контрольный  этап) 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43

ПРИЛОЖЕНИЯ 45 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В конце ХХ в. человечество вступило в  стадию развития, которая получила название постиндустриальное или информационное общество. Но суждение «Мы живём в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. В течение всей тысячелетней истории человеческое общество накапливало знания и совершенствовало способы хранения и обработки информации. Сначала распространялась письменность, затем – печатный станок, телефон, телевидение. С вступлением общества в век компьютерных технологий появилась возможность более эффективной её обработки и представления. Это позволило эффективно хранить и обрабатывать большие потоки информации. Но на современном этапе развития информационной культуры общества знания устаревают очень быстро, и человек вынужден «учиться всю жизнь». Огромный объём знаний, накопленный человечеством, заставляет искать иные подходы к организации процесса обучения.

     Осознание фундаментальной роли информации в  общественном развитии и огромные темпы роста информационных технологий обусловили необходимость формирования особой информационной культуры личности. Для использования новых компьютерных технологий в жизни требуется новое мышление, которое должно воспитываться у ребёнка с младших классов. Для нынешнего школьника, которому предстоит жить в информационном обществе будущего, компьютер должен стать неотъемлемой частью его жизни. Поэтому использование информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. «Мировой опыт свидетельствует о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без качественного роста педагогического профессионализма мы будем обречены, оставаться в прошлом». То есть, необходима подготовка в сфере современных ИКТ. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют  достижению целей гармоничного развития учащихся с учётом их индивидуальных особенностей.

     Актуальность  данной работы обусловлена недостаточной  разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Компьютеризация образовательных учреждений началась сравнительно недавно, и преподаватели испытывают ряд трудностей, вызванных объективными факторами, среди которых, недостаточно сформированное умение учеников пользоваться компьютером как средством работы с информацией. Для исследования этой проблемы необходим: объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.

     Объект: процесс развития творческой индивидуальности учащихся.

     Предмет: информационно коммуникационные технологии, как средство развития творческой индивидуальности.

     Цель: создать условия для развития творческой индивидуальности учащихся с использованием информационно коммуникационных технологий.

     Задачи:

  1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
  2. Изучить понятие творческой индивидуальности.
  3. Изучить понятие ИКТ и его использование в процессе обучения.
  4. Продиагностировать уровень сформированности творческой индивидуальности.
  5. Разработать уроки, направленные на развитие творческой индивидуальности.

     Гипотеза  – если в процессе обучения используется ИКТ, то это будет способствовать развитию творческой индивидуальности у учащихся.

     Методы  исследования:

     1. Теоретические (анализ научной  и учебно-методической литературы).

     2. Эмперические (наблюдение, анкетирование,  беседы, эксперимент).

     Дипломная работа по структуре состоит из введения, двух глав: 1. Теоретические аспекты развития творческой индивидуальности личности учащихся средствами информационно коммуникационных технологий; 2. Экспериментальная работа по развитию творческой индивидуальности личности учащихся средствами информационно коммуникационных технологий, заключения, списка литературы, и приложений. 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

    ТВОРЧЕСКОЙ  ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

    УЧАЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ

    ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ

    ТЕХНОЛОГИЙ

1.1.  Творческая индивидуальность учащихся

 
 

     Одна  из главных задач учителя - развитие творческой индивидуальности учащегося. Под индивидуальностью мы понимаем неповторимое своеобразие человека, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность человека может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, предпочтений личности, в качестве психических познавательных процессов, в особенностях деятельности и творчества. Каждый человек отличается от другого, прежде всего, своим внутренним, субъективным миром, и этот мир определяет индивидуальность личности намного сильнее, чем ее внешность, физические качества.

     Когда говорят о творчестве, то имеют  в виду способность человека видеть новые отношения, выражать необычные идеи и вдохновения, отходить от традиционных схем мышления. Объективным результатом творческой деятельности является возникновение чего-либо нового, не существовавшего ранее, прежде всего, для самого творца. Формы творчества бесконечно разнообразны, а сущность его одна: созидание. Талант, вдохновение, мастерство – важнейшие факторы творческой деятельности. Творческое начало стало необходимым компонентом почти каждой профессии и специальности. Такая деятельность, осуществляющаяся по законам творчества, красоты, доставляет человеку удовлетворение.

     На  основе творческого воображения  мы способны воспринимать и переживать протяжённость пространства и времени, в том числе будущее время. Не случайно известный философ Б. П. Вышеславцев говорил: «Сущность души есть творчество. Творческий человек – источник времени. СВОЕГО времени, где причина жить несравненно выше нужды выживать».

     Когда говорят о творческой индивидуальности личности, то имеют в виду, во-первых, наличие творческого потенциала, творческих способностей; во-вторых, предполагают потребность в творческом труде  или деятельности; в-третьих, подразумевают  определенный уровень творческих достижений человека; в-четвертых, под этим подразумевают  личностный стиль творчества; в-пятых, имеют в виду наличие особой иерархии мотивов, среди которых мотив творческого самоутверждения занимает место смыслообразующего.

     Важность  проблемы развития творческой индивидуальности учащегося в процессе профессиональной подготовки обусловлена многими  причинами:

1) успех  в профессиональной деятельности  во многом зависит от умения  человека использовать достоинства своей индивидуальности и нейтрализовать недостатки;

2) личностно-неповторимый  характер усвоения культуры, профессионального опыта, опыта творческой деятельности. Человек может действовать и усваивать информации, ориентируясь на штампы, стереотипы, не пытаясь понять, сознать передаваемый опты – тогда исчезают мысль, творчество, индивидуальный характер восприятия. Творчество, оригинальность мышления возникают при стремлении личности разобраться во всём самостоятельно, не ориентируясь на авторитеты и чужие мнения, при наличии установки проверять всё на практике, на личном опыте;

3) творческий, личностный характер усвоения  проявляется и в том, что  каждое средство обучения и воспитания, с которым знакомят учащегося, в процессе теоретических занятий или при подготовке к урокам примеряется им «на себя», испытывается на эффективность в личном опыте, то есть личностно «присваивается»;

4) целевые  установки современной общеобразовательной  и профессиональной школы. Основная цель и главный смысл образовательной деятельности - развитие личности, создание условий для творческого ее саморазвития, раскрытия ее дарований, самореализации в труде. В этом, собственно, заключается и смысл жизни человека.

     Исследования  психологов и педагогов показывают, что для успешности решения данной проблемы начинать формировать творческие способности личности необходимо как  можно раньше. А творческую личность может воспитать только творческий педагог. Серость и порождает только серость.

Современный подход к организации творческой деятельности учащихся – это личностный подход к формированию профессиональных компетенций человека. Суть этого подхода заключается в том, что наиболее эффективным средством развития профессиональных способностей считается формирование определённой структуры личности с наличием следующих качеств:

- внутреннее  единство, цельность личности. Процесс  развития творческой индивидуальности  учащегося  становится наиболее  оптимальным, если главным мотивом деятельности человека становится мечта – стать профессионалом. Тогда учащийся становится очень восприимчивым к педагогическим воздействиям, не жалеет себя и проявляет высочайшую активность в учении, стремится каждое порученное дело выполнить с наилучшим качеством;

- познавательная  потребность и вызываемая ею  интеллектуальная активность. Из равнодушного к учению, учащегося  вряд ли можно сформировать творческую индивидуальность;

- способность  к профессиональной рефлексии.  Процесс самопознания и самоанализа (рефлексии) осуществляется на основе включения личности учащегося в профессиональную деятельность и разнообразную практическую творческую деятельность на уроках.

     Основными механизмами развития творческой индивидуальности Е.А. Климов считает адаптацию, компенсацию  и коррекцию. Исходя из этого, механизм развития творческой индивидуальности учащегося мы понимаем следующим образом.

     Целенаправленно организуется формирующая среда, центральной  областью которой выступает жизнь учебного заведения, учебно-профессиональная деятельность учащегося. Длительное включение в многообразные отношения, связанные с профессиональной деятельностью, вызывает приспособление, адаптацию личности к этим условиям, требованиям, осознанному или неосознанному проявлению ее сильных сторон, своего творческого потенциала для достижения успеха в этой деятельности.

Информация о работе Анализ влияния ИКТ на развитие творческой индивидуальности личности учащихся