Социальная и демографическая политика в Российской Федерации: взаимосвязь и различие целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы изучить социальную и демографическую политику в Российской Федерации: взаимосвязь и различие целей.
Задачи курсовой работы:
– определить понятие демографической политики, ее цели, задачи;
– охарактеризовать демографическую ситуацию в стране выявить тенденции ее развития;
– изучить основные направления демографической политики в РФ и в регионе
– проанализировать меры демографической политики, реализуемые в Российской Федерации и регионе;
– проанализировать социальную политику в РФ
– выявить направления совершенствования управления социальными и демографическими процессами в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Демографическая политика: понятие, сущность, цели, задачи 6
1.2 Современное состояние демографических процессов в Российской Федерации 10
1.3 Реализация современной демографической политики РФ 16
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Специфика современного российского государства как основного социального института общества 24
2.2 Социальная политика государства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Социаль. и демогр. полит. Кур. раб. МПСИ 2011.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

     ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      2.1 Специфика современного  российского государства  как основного  социального института  общества

 

      Содержание  социальной политики заключается в  деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы общества. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией всех иных видов политики, ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения.

      Ясно, что социальная политика в современном  мире осуществляется прежде всего государством. Государство является одним из политических социальных институтов как исторически сложившихся форм организации совместной жизнедеятельности людей.

     Характеризуя  социальную политику современного российского  государства, надо иметь в виду и  такой факт, как распад единого союзного государства и сокращение территории российского государства, на которую распространяется его юрисдикция. [5, с.19]

      Ситуация  состоит в том, что на территориях  ныне суверенных государств, образованных на пространствах разрушенного СССР, остались значительные по численности родственные россиянам группы (в том числе более 25 миллионов русских), которые не могут ныне пользоваться полной поддержкой российских властей. Их социальное положение усугубляется националистической политикой правящих кругов некоторых государств. Примерами этому может служить не только положение русских и других групп в Прибалтике. Иллюстрация этого - принятый парламентом Киргизии закон о земле, которая отныне является национальным достоянием киргизского населения (напомним, что в республике киргизы составляют только 52%). В других странах принят Закон о языке, ущемляющий права русскоязычного населения и т.д.

      Отсюда  следует вывод, что социальная политика российского государства должна быть направлена не только внутрь страны, но и во вне. Российское государство должно приложить максимум усилий для социальной защиты не только своих граждан (имеющих российские паспорта) но и всех русскоязычных, проживающих в ближнем зарубежье, добиваясь дипломатическими и иными средствами соблюдения прав человека в этих государствах.

      Теперь  коротко об основных направлениях социальной политики государства.

      2.2 Социальная политика  государства

 

      Если  верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением всех сторон общественной жизни, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации всех видов политики, направленной на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. В социальной сфере можно выделить три важнейших составляющих. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам; гарантий и прав личностей, условия труда человека, быта, досуга, здоровья; возможности определения профессий и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.

      Именно  концентрация на указанных направлениях должна стать основой социальной политики государства.

      Ориентацию  социальной политики государства можно конкретизировать по двум линиям:

      Учет  и эффективная реализация основных направлений социальной работы, социальной зашиты людей: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная опека, социальный контроль.

      Направленности на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите: пенсионеры, дети-сироты, беженцы, инвалиды, безработные и т.д.

        Учитывая структурные элементы  социальной сферы необходимо  особое внимание обратить на  такие аспекты социальной политики  государства, которые связаны с функционированием социальной структуры общества. Реально существующая ныне в России социальная дифференциация далеко не соответствует формальному делению людей на рабочих, крестьян, интеллигенцию, предпринимателей и т.д. Объясняется это нарушением нормального функционирования экономических отношений, реализацией закона разделения труда с учетом его качества и количества, квалификацией и профессиональной подготовки работников. Это возможно в кризисных условиях, на переходных этапах, что особенно характерно в переходные периоды жизни общества, коренных изменений существующих общественно-политических и социально-экономических отношений или их замены на противоположные по своему характеру и содержанию. Именно такой период переживает ныне наша страна. [19, с.153]

      Нынешняя  социальная структура России несовершенна, в определенном смысле "бесструктурна", противоречива. Для нее характерно преобладание значительных маргинальных слоев (безработных, беженцев, нищих), не связанных собственно с производством. Преобладают крайние группы в материальном отношении: свехбогатые и сверхбедные, причем в соотношении по уровню доходов примерно 1:20-50 и более по данным разных источников. Сверхбедные включают в себя представителей классических общественных классов, слоев и групп, сельское и городское население, людей умственного (особенно) и физического труда, значительные массы социально-этнических групп, прежде всего в районах боевых, военных действий, включая русскоязычное население в бывших союзных республиках, где формально боевых действий и не наблюдается.

       "В свое время английский  социолог Чарльз Бут (1840-1916 г.) предложил новую классификацию  населения Лондона, разделив его  на три класса - "низший", "средний"  и "высший", рассматривая в  качестве критерия количество комнат, занимаемых семьей, и число слуг, нанятых ею. Если предложенные критерии и вызывают сомнения, то сам принцип деления населения на три класса вполне приемлем и реально отражает существующую структуру, если иметь в виду количество и качество материальных и духовных благ, доступных тем или иным слоям населения. Не случайно поэтому данная классификация широко используется социологами Запада."

        Следует отметить, что соотношение  трех названных классов у нас  и на Западе является совершенно  неизмеримым. Если на Западе (точнее сказать, в высокоразвитых странах) самым многочисленным является средний класс, который постепенно поглощает крайние классы, то у нас в России самым многочисленным является низший класс. Что касается среднего класса, то его удельный вес может повышаться при условии нормализации экономических и политических процессов, повышения производительности труда, стабилизации общества в целом.

        Представляется, что в современных  условиях России социальная политика  как раз и должна быть направлена на создание "среднего класса", в том числе с цель создания социальной базы управленческих государственных структур, как фактор стабильности в обществе. От этого выиграет и общество в целом, и значительные слои населения. Чем мощнее "средний класс", тем меньше маргинальных слоев. Этот фактор также в значительной мере способствует решению проблемы социальной защиты, уже не говоря о повышенной социальной стабильности в обществе. А в условиях стабильности легче решать проблемы социального обеспечения, социальной защиты людей.

        Социальная политика государства  может иметь различные измерения:  экономическое, организационное,  правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому  возможна количественная и качественная  характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжело больных и т.д.

      Остановимся на одной из важнейших характеристик социальной политики - социальной справедливости. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию "потребительской корзины", необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и обеспечения наиболее важных материальных и духовных потребностей людей. Неспособность их реализации может приводить к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшением численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, а и сознательной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному народу.

        Крайняя степень неравенства  способна привести к нестабильности  в обществе, социальным взрывам,  разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства, созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширением и углублением социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

      В условиях кризисного состояния российского  общества ни теоретически, ни тем более  практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. недопущений глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов с целью избежать социального взрыва и обеспечить стабильность в обществе.

      Политики  понимают взрывоопасность такой  ситуации. Предпринимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые меры являются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.

      Нет сомнения в том, что сравнительный  анализ содержания социальной политики разных государств позволяет значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения, а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества, разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неиму4щих и обеспеченных слоев населения.

      Известно, что в разных странах, сложилась разная система оказания социальной помощи "слабым" слоям населения. Если, к примеру, в США делается акцент на частный сектор, общественные организации, благотворительность, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем решает государство.

      Что касается России, то здесь следует  отдавать предпочтение государству  не только потому, что частный сектор, коммерческие и другие негосударственные  структуры до последнего времени  были слабы и не развиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому, что они в значительной своей части недостаточно цивилизованны, криминальны.

      Ныне  в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно  организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.

      Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватые социальным взрывом, особенно опасным в России сегодня. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных структур наиболее дальновидные специалисты.

Информация о работе Социальная и демографическая политика в Российской Федерации: взаимосвязь и различие целей