Социальная и демографическая политика в Российской Федерации: взаимосвязь и различие целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:17, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы изучить социальную и демографическую политику в Российской Федерации: взаимосвязь и различие целей.
Задачи курсовой работы:
– определить понятие демографической политики, ее цели, задачи;
– охарактеризовать демографическую ситуацию в стране выявить тенденции ее развития;
– изучить основные направления демографической политики в РФ и в регионе
– проанализировать меры демографической политики, реализуемые в Российской Федерации и регионе;
– проанализировать социальную политику в РФ
– выявить направления совершенствования управления социальными и демографическими процессами в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Демографическая политика: понятие, сущность, цели, задачи 6
1.2 Современное состояние демографических процессов в Российской Федерации 10
1.3 Реализация современной демографической политики РФ 16
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
2.1 Специфика современного российского государства как основного социального института общества 24
2.2 Социальная политика государства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Социаль. и демогр. полит. Кур. раб. МПСИ 2011.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

     объединение усилий государственных и общественных организаций в реализации задач  Концепции;

     обеспечение обязательного  учета особенностей современной

     демографической ситуации в программах социально-экономического развития России и их влияния на качество жизни населения Российской Федерации;

     подготовку нормативно-правовой базы в области регулирования

     демографических процессов;

     Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

     сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

     сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

     сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение

     продолжительности активной жизни, создание условий и  формирование мотивации для ведения  здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных;

     повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного

     показателя рождаемости  в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго и последующих детей;

     укрепление института  семьи;

     Для решения многих выше перечисленных проблем на сегодняшний  день воплощается в жизнь Концепция  демографического политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

     Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

     Концепцией, разработанной  в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными  принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

     Основу демографической  политики составляют "комплексность  решения демографических задач, выбор по каждому направлению наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных и исполнительных органов государственном власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне". К числу основных задач в концепции отнесены снижение уровня смертности и повышение уровня рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи, регулирование миграции.

     Целями демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

     Достижение целей  демографической политики Российской Федерации в значительной степени  зависит от успешного решения  широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

     Реализация демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в  три этапа.

     На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры,

     направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечно-сосудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей. [16, с.19]

     На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

     По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года:

     стабилизировать численность  населения на уровне 142-143 млн. человек;

     увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни  до 70 лет;

     увеличить в 1,3 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;

     уменьшить отток  квалифицированных специалистов, увеличить  объемы привлечения на постоянное место  жительства в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

     На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе

     оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

     В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа

     численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.

     Источниками финансирования расходов на государственную поддержку  семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

     Работа по реализации Концепции уже ведется. Детские пособия существенно увеличились уже с 1 января 2007 года. Теперь минимальное пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет составляет 1500 руб., за вторым и последующими детьми - 3000 руб. Важно, что такое пособие теперь получают и неработающие женщины, а для работающих мам его размер составляет 40% заработка, но не менее 1500 руб. на первого ребенка и 3000 руб. - на остальных детей.

     Семьи, воспитывающие  приемных детей, с этого года получают ежемесячное пособие в размере 4000 руб. на каждого ребенка, а зарплата приемных родителей составляет 2500 руб. [19, с.38]

     Кроме того, установлен новый вид пособия - единовременная выплата при передаче ребенка  на воспитание в семью. Его размер аналогичен размеру единовременного  пособия при рождении ребенка - 8000 руб.

     Перечень нововведений в области поддержки семей, имеющих  детей, этим не исчерпывается. Внесены  изменения в Закон РФ "Об образовании", предусматривающие компенсацию  части родительской платы за содержание детей в государственных и  муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Родителям одного ребенка теперь компенсируется 20% платы за детский сад, родителям двоих детей - 50%, троих и более детей - 70%.

     И, наконец, самое  значительное новшество - материнский (семейный) капитал. Он предоставляется  семьям, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий  ребенок. Сумма капитала будет ежегодно индексироваться с учетом инфляции: в 2007 году она составляла 250 тыс. руб., в 2008 году - 271,25 тыс. руб. Через три года средства материнского капитала можно полностью или частично направить на улучшение жилищных условий семьи, образование любого из детей или присоединить к накопительной части пенсии матери. По данным Пенсионного фонда РФ (ПФР), с начала 2008 года в стране выдано 760 729 государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала. По количеству выданных сертификатов, как и в прошлом году, лидирует Приволжский федеральный округ - здесь 17 527 семей документально подтвердили свое право на материнский капитал. [15, с.47]

     Будущие мамы из группы риска могут пройти бесплатное санаторно-курортное  лечение. Такая возможность появилась  у беременных женщин благодаря реализации правительством РФ мер по стабилизации демографической ситуации в России.

     Увеличилась заработная плата сотрудников здравоохранения  на 57 процентов; участковых врачей в 3 раза; врачей учреждений родовспоможения  на 46 процентов; узких специалистов поликлиник - на 30 процентов; фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов - на 60 процентов. Результатом повышения оплаты труда стал приток кадров в первичное звено здравоохранения - 374 человека, из них 176 врачей и 198 медсестер.

     Введение в работу 260 единиц санитарного транспорта, из которых 35 машин поступило по областной целевой программе "Развитие экстренной медицинской помощи на территории Саратовской области на 2005 - 2008 годы" позволило полностью заменить изношенный транспорт, снизить процент износа с 70 процентов до 20,9 процента.

     Результаты новой  государственной политики привели  к заметному увеличению рождаемости - на 8,5%. В 2007г. во всех субъектах Российской Федерации отмечалось увеличение числа  родившихся (кроме Магаданской области) и снижение числа умерших (кроме Чукотского автономного округа и Ханты-Мансийского автономного округа - Югра).

     Численность постоянного  населения Российской Федерации  на 1 января 2008г. составила 142,0 млн. человек  и за прошедший год уменьшилась  на 237,8 тыс. человек, или на 0,17% (за 2006г. - на 532,6 тыс. человек, или на 0,37%). Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в 2007г. уменьшилась по сравнению с 2006г. на 209,4 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост на 50,2% компенсировал численные потери населения. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,3 раза (в 2006г. - 1,5 раза). Естественный прирост населения в 2007г. зафиксирован в 21 субъекте Российской Федерации (в 2006г. - в 18 субъектах). [15, с.49]

    Целями  государственной демографической  политики РБ являются снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также  повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения.

    Приоритетными направлениями демографической  политики на предстоящий период становятся укрепление семьи, улучшение состояния  здоровья населения, снижение миграционного  оттока населения, его смертности и  травматизма, в том числе в  результате дорожно-транспортных происшествий, которые предполагают:

    повышение рождаемости до уровня, обеспечивающего  простое воспроизводство населения;

    поддержку молодых семей, нуждающихся в  улучшении жилищных условий;

    разработку  механизмов материального стимулирования семей к рождению детей на основе совершенствования системы выплат пособий гражданам, имеющим детей;

    развитие  системы учреждений социального  обслуживания семьи и детей, центров  планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для  молодежи;

    оптимизацию миграционных процессов в целях  компенсации депопуляционных потерь;

    повышение качества и оперативности медицинской  помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная и демографическая политика в Российской Федерации: взаимосвязь и различие целей