Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
раскрыть понятия «экологическая культура»;
охарактеризовать цели, задачи и принципы экологического воспитания младших школьников;
разработать и апробировать на базе МОУ СОШ № 45 комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика формирования экологической культуры……5
Сущность понятия «экологическая культура»………………………5
Цели, задачи и принципы экологического воспитания
младших школьников……………………………………………………………10
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Формирование экологической культуры младших школьников
(на базе МОУ СОШ № 45)………………………………………………………17
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……..17
2.2 Определение уровня экологической воспитанности учащихся…19
2.3 Разработка дидактических материалов для работы,
направленной на формирование компонентов экологической
культуры младших школьников………………………………………………..21
2.4 Определение результативности экспериментальной работы…..29
Выводы по второй главе………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение………………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ ПОЛНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

-    деятельностную  опосредованность педагогических  воздействий на ребенка;

-    взаимное сотрудничество  педагога-организатора как специалиста  и ребенка как активного субъекта  педагогического процесса;

- повышению уровня экологической воспитанности способствовала работа кружка «Юный эколог», что было подтверждено в ходе контрольного эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Асмолов  А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. – М., 1984.
  2. Атлас комнатных растений: 400 популярных видов. - М.: Эксмо, 2005.
  3. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. – М.: Русские словари. – Астрель, 2003.
  4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1997. - №4.
  5. Глазачев С.И. Экологическая культура учителя / С.И. Глазачев. - М., 1998.
  6. Зверев И.Д. Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: Педагогика, 1983. 
  7. Карташова Н.С. Экологическая культура личности в контексте устойчивого развития общества / Н.С. Карташова, К.С. Хачатурова // Тульский экологический бюллетень, 2006. – Вып. 1. 
  8. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками / Г.И. Колесникова // Начальная школа. – 1998. - № 6.
  9. Колесова В. Е. К проблеме формирования ценностного отношения к природе / В.Е. Колесова // Наука и образования. – 2009. - № 3.
  10. Лещинский В.И. Формирование экологической культуры школьников в образовательном процессе на основе личностной вовлечённости / В.И. Лещинский, С.В. Неделина, Т.П. Буренина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - № 2005. - № 2 (8). 
  11. Мамедов  Н.М. Основания экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование, 2001. - № 3. 
  12. Медико А. Экологическое образование в школе / А. Медико // Georgian Electronic Scientific Journal: Education Science and Psychology. – 2004. - № 2 (5).
  13. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н.Н. Моисеев // Биология в школе. - 1996. - № 3.
  14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М., 2002.
  15. Остапенко В.В. Формирование экологической культуры младших школьников / В.В. Остапенко, И.В. Остапенко // Начальная школа. – 2010. - № 2.
  16. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 1998. - № 5.
  17. Пазова Р.И. Психолого-педагогические подходы к понятию экологической культуры младших школьников / Р.И. Пазова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 9.
  18. Пакизат И.А. К вопросу о формировании экологической культуры молодого поколения / И.А. Пакизат // Высшее образование сегодня. – 2008. - № 6.
  19. Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие / Т.А. Попова. – М.: Сфера, 2005.
  20. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний / Н.Ф. Реймерс. - М., 1993.
  21. Ряднова С.А. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников на основе использования рекреативно-оздоровительных технологий социально-культурной деятельности / С.А. Ряднова // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. -  2008. – Вып. 11 (67).
  22. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград, 1994.
  23. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе / Л.П. Симонова. - М.: «Академия», 2000.
  24. Суравегина, И.Т. Экологизация школьного естествознания: проблема и поиски решения / И.Т.  Суравегина // Экологическое образование, 2001. - №4. 
  25. Сухомлинский В.А. Школа и природа / В.А. Сухомлинский // Педагогика. – 2007. - № 8.
  26. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе / Т.И. Тарасова, П.Т. Калашникова. – Борисоглебск: БГПИ, 2002.
  27. Торохова Е.П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся // Начальная школа. – 2004. - № 12.
  28. Тюмасева З.И. Экологизация образования подрастающего поколения / З.И. Тюмасева // Экологическое образование. – 2001. - №4. 
  29. Усманов С.М. Формирование экологической культуры сельских школьников в процессе естественного образования / С.М. Усманова, Р.З. Тагариев, С.М. Тагариева // Успехи современного естествознания. – 2004. - № 3.
  30. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1987.
  31. Экология: Учеб. Программы для непрерывного экологического образования (детский сад – школа - вуз) / Сост. А.Н. Фомичев, Т.И. Тарасова, О.Я. Полякова. – Борисоглебск: БГПИ, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Прочитайте  высказывания и подчеркните вариант  ответа

                                        (согласен; не согласен)

 

  1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

согласен                                                                            не согласен

  1. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

согласен                                                                            не согласен

  1. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

согласен                                                                            не согласен

  1. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

согласен                                                                            не согласен

  1. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

согласен                                                                            не согласен

  1. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

согласен                                                                            не согласен

  1. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

согласен                                                                            не согласен

  1. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

согласен                                                                            не согласен

 

 

 

 

Приложение 2

 

Конспект занятия на тему «Путешествие на родину комнатных  растений. Уход за комнатными растениями».

Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений.

Задачи:

  1. Учить находить комнатное растение по описанию, познакомить со значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за комнатными растениями.

2. Развивать экологическое мышление, формировать практические навыки и умения по уходу за комнатными растениями.

3. Воспитывать интерес и любовь к комнатным растениям.

Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты на подоконниках, плакат «Правила ухода за комнатными растениями», карточки: «Правила ухода за комнатными растениями».

Ход занятия.

I. Вступительная беседа.

Учитель: Посмотрите в окно. Какое время года?

 Дети: Зима.

Учитель: А у нас на окнах лето. Это зеленеют и цветут комнатные растении. Скажите, а почему они называются комнатные растения?

         Дети: Потому что их родина далекие страны, где не бывает зимы и у нас они могут расти и цвести только в квартирах.

         Учитель: Почему мы любим комнатные растения?

         Дети: Домашние растение учат познавать мир, украшают наши дома, делают жизнь красивее.

        Учитель: А в чем их польза?

         Дети: Днем, на свету растения питаются углекислый газом, выделяя при этом кислород. Кроме того, растения в комнатах не только улучшают состав воздуха, но и увлажняют его, испаряя воду листьями, чем обличают дыхание людям.

II. Знакомство с разнообразием комнатных растений и их особенностями

          Учитель: Ребята, какие комнатные растения вам больше нравятся?

          Дети: Бальзамии, Щучий хвост, традесканция, алоэ, бальзамин…

          Учитель: Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Бразилии, пустынь Африки и Мексики. Дети. А вы любите путешествовать?

          Дети: Любим

         Учитель: Мы объединим весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах. Мы попробуем узнать, как живут наш растения на родине, посмотрим, какую пользу они приносят, как правильно за ними ухаживать. А путешествовать вам поможет глобус.

        Учитель: Отправимся в путешествие по родным местам наших комнатных растений Ребята, мы с вами попали в пустыню. Давайте уточним, какими красками обозначена пустыня.

       Дети: Пустыня на глобусе обозначена коричневой краской, с черными точками.

         Учитель: В пустыне нас встречает знакомый кактус.  Когда-то давно в эволюции растений на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у большинства видов появляются бутоны и отростки.

Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь отчасти. Только небольшая  часть видов действительно приспособилась к суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях, лесах, горах, прибрежных зонах. Необычны и разнообразны размеры, форма стебля, окраска, цветки этих растений.

Учитель: В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.

Учитель: Интересные сведения об плентрантусе нашел и сейчас

поделится ими …

Ученик читает заранее подготовленное сообщение об этом растении.

Учитель: А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень жаркого лета?

Рассказ учителя сопровождается показом.

Учитель: Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой, наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков.

Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают  на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее перегревание.

III. Правила ухода за комнатными растениями.

Учитель: Как же ухаживать за комнатными растениями? (с показом учителя, дети помогают учителю).

Учитель: Зачем нужно поливать комнатные растения?

Учитель: Как правильно нужно поливать растения?

Учитель: Какую воду лучше использовать для полива?

Учитель: Влияет ли время года на частоту и время полива комнатных растений?

Учитель: Зачем необходимо рыхление для комнатных растений?

Учитель: Как правильно провести рыхление?

Учитель: Почему необходимо удалять пыль с листьев комнатных растений, и как правильно это делать?

Учитель: Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых из них можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.

Учитель: Ребята, а какое значение имеют комнатные растения в жизни человека? (Ответы детей).

Учитель: Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением удивительно красивых цветков.

IV. Подведение итогов.

Учитель: Что интересного и полезного для себя вы узнали на занятии?

Учитель: Для того чтобы вы лучше запомнили правила ухода за растениями, я подарю каждому вот такую памятку:

Дети: (делятся информацией)

 

Приложение 3

 

Фрагмент конспекта  мини исследования «Мусорный вопрос».

Цель: Включать детей в исследовательскую деятельность по выявлению количества мусора выбрасываемого за определенный промежуток времени самим ребенком, его семьей, жителями города.

Задачи:

  1. Учить детей производить математические подсчеты по формулам.
  2. Развивать логическое мышление, внимание.
  3. Воспитывать аккуратность, бережное, ответственное отношение к окружающей среде.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; слайды свалок, загрязненных городских улиц, леса, реки, озера  и др., плакат «Жизнь мусора», расчетные  листы.

Ход занятия

Учитель: Много полезной почвы занято мусором, свалками. Мусор сопровождает жизнь человека. А откуда берется бытовой мусор?

Ответы детей.

Учитель: Чем цивилизованней страна, тем больше совершенствуется упаковка, тем больше мусора. Сейчас я предлагаю подсчитать, сколько мусора остается после вас и вашей семьи. Готовы к работе?

Учитель: Чтобы у нас получились правильные и точные результаты, вы должны быть внимательны и собраны. Посмотрите на расчетные листы. Там даны задания, которые вам предстоит выполнить:

1. Запишите, сколько мусора ваша семья  накапливает за 1 день. Обозначим эту массу буквой m:______________

  1. Сколько за год выбросит мусора ваша семья:

m * 365 = m г _______________

3. Рассчитайте  количество мусора, которое приходится  на 1 человека за год в вашей  семье: 

m г : а = m а _____________,

где а – количество членов вашей семьи.

  1. Рассчитайте, сколько в вашем городе ежегодно выбрасывается мусора:

m а * b = ______________,

где b – количество жителей в вашем городе.

Учитель: Каждый из вас должен был выполнить задание – узнать, сколько килограммов мусора накапливает ваша семья за один день. Для этого вы должны были взвесить мусор, накопившийся за день. Теперь вы легко можете провести свое мини исследование.

Информация о работе Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста