Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
раскрыть понятия «экологическая культура»;
охарактеризовать цели, задачи и принципы экологического воспитания младших школьников;
разработать и апробировать на базе МОУ СОШ № 45 комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика формирования экологической культуры……5
Сущность понятия «экологическая культура»………………………5
Цели, задачи и принципы экологического воспитания
младших школьников……………………………………………………………10
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Формирование экологической культуры младших школьников
(на базе МОУ СОШ № 45)………………………………………………………17
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……..17
2.2 Определение уровня экологической воспитанности учащихся…19
2.3 Разработка дидактических материалов для работы,
направленной на формирование компонентов экологической
культуры младших школьников………………………………………………..21
2.4 Определение результативности экспериментальной работы…..29
Выводы по второй главе………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение………………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ ПОЛНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Завершением работы стало  оформление зеленого уголка. Однако оформление было выполнено не по эскизу, хотя он был выполнен. Учащиеся с интересом  и большой ответственностью подошли  к выполнению всех заданий предусмотренных  проектом. Кружковцы были довольны своей работой.

Проект «Зеленый уголок в моем классе» раскрывает широкие  возможности привития младшим школьникам бережного отношения не только к  комнатным растениям, но и ко всей живой природе, а также способствует формированию практических навыков  по уходу за комнатными растениями.

Главной целью проекта  «Враги наших зубов» является включение  детей в исследовательскую деятельность, направленную на выявление условий, способствующих сохранению здоровья зубов.

Задачи проекта:

  1. Изучить строение зубов человека.
  2. Выявить причины заболевания зубов у детей.
  3. Провести опыт: влияние различных веществ, входящих в состав продуктов питания, на состояние зубов.
  4. Сформулировать рекомендации по сохранению зубов младших школьников.

Проект осуществлялся  в три этапа: подготовительный, технологический, заключительный.

Мотивацией для осуществления  данного проекта послужили жалобы детей на зубную боль. Тогда детям  мы предложили выяснить причины заболевания  зубов. Эта затея им понравилась, и мы преступили к реализации проекта.

На подготовительном этапе после сообщения темы вместе с детьми мы составили план осуществления проекта, определили, какие вещества и оборудование необходимы для опыта, а также методику проведения опыта. Также нами была организована встреча с медицинским работником школы, который познакомил детей с причинами заболевания зубов, правилами ухода за ротовой полостью. Учащиеся с помощью родителей выяснили, в каких продуктах содержатся такие пищевые добавки как лимонная и уксусная кислоты, пищевая сода, ванилин. На занятии мы обсудили сведения собранные детьми, а также выяснили, что из всех напитков большинство ребят предпочитают напитки Fanta, Spriet, Coca Cola.

На технологическом  этапе учащиеся под руководством учителя провели опыт по выявлению  влияния пищевых добавок и  газированных напитков на состояние зубов.

В стаканы с растворами следующих веществ: 6% раствор уксусной кислоты, 6% раствор лимонной кислоты, 2% раствор ванилина, раствор пищевой  соды, Coca Cola была опущена яичная скорлупа. Для исследования мы взяли именно данные вещества, т. к. кислоты (лимонная и уксусная) содержатся во многих продуктах питания, например, в конфетах, консервированных овощах и фруктах, в зефире, майонезе, мармеладе, кондитерских изделиях и др., пищевые добавки (ванилин, пищевая сода) – в хлебобулочных изделиях, а напиток Coca Cola и другие подобные ему напитки – излюбленное лакомство детей. Как аналог зубной эмали использовали яичную скорлупу, так как в ее состав, также как и в состав зубов, входят соли кальция.

Дети вели наблюдение за изменением состояния яичной скорлупы в течение месяца. Были получены следующие результаты: наиболее разрушительное влияние на яичную скорлупу оказали лимонная и уксусная кислоты, напиток Coca Cola (в растворе лимонной кислоты яичная скорлупа превратилась в белые хлопья, в растворе уксусной кислоты скорлупа практически растворилась, в Coca Cola – потрескалась и потемнела). Менее опасным для скорлупы оказался раствор ванилина, (яичная скорлупа не разрушилась, но пожелтела). Пищевая сода не оказала какого-либо воздействия на скорлупу. По результатам наблюдений дети пришли к выводу: лимонная и уксусная кислоты, а также напиток Coca Cola оказывают разрушительное воздействие на зубную эмаль, что вызывает зубную боль.

Продуктом проекта является разработка детьми рекомендаций по сохранению здоровья зубов. Ребята рекомендуют сократить употребление продуктов питания содержащие данные кислоты (леденцы, мороженое, майонез, консервированные овощи и фрукты и др.), а также исключить из рациона питания напиток Coca Cola и другие газированные напитки.

Ценность данного проекта  состоит в том, что дети сами убедились  опытным путем, что здоровье зубов  зависит от многих факторов, в том  числе и от продуктов питания  и добавок, содержащихся в них.

Таким образом, использование  проектного метода во внеклассной работе по курсу «Окружающий мир», на наш взгляд, способствует расширению экологических знаний детей, включению их в исследовательскую и практическую деятельность, развитию творческих способностей, а главное, формированию здорового образа жизни.

Программой кружка предусмотрено  проведение детьми мини исследования «Мусорный вопрос», в ходе которого ребенок определяет, как сильно он и его семья, жители родного города загрязняют окружающую среду.

 

2.4 Определение результативности экспериментальной работы

 

Для выявления эффективности  работы разработанного нами кружка «Юный  эколог» мы провели эксперимент  с учащимися контрольной и  экспериментальной групп. Он состоял  в выборе ответа на вопросы той  же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Нами были получены следующие  результаты:

  • учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 5 человек;
  • количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 10 человек;
  • учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 0 человек.

Результативность анкетирования:

Контрольная группа:

F / N * 100%,

1/15*100% = 6,7%

6/15*100% = 40%

8/15*100% = 53,3%

Экспериментальная группа:

F / N * 100%,

6/15*100% = 40%

10/15*100% = 60%

0/15*100% = 0%

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической  воспитанности учащихся на заключительном этапе эксперимента представим в  таблице 3.

 

         Таблица № 3  - Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования

Уровень сформированности

экологической воспитанности

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3)

0 / 0%

8 / 53,3%

средний (4 - 6)

9 / 60%

6 / 40%

высокий (7 - 8)

6 / 40%

1 / 6,7%


 

Сравнивая уровень сформированности экологической воспитанности младших  школьников в контрольной и экспериментальной  группах, мы выявили, что в экспериментальной  группе уровень экологической воспитанности  детей намного выше, чем в контрольной группе.

Для выявления эффективности  разработанных нами занятий кружка сравним результаты анкетирования  на начальном и заключительном этапах эксперимента.

Таблица № 4 - Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента

Уровень сформированности

экологической культуры

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3)

10 / 66,7%

0 / 0%

средний (4 - 6)

5 / 33,3%

9 / 60%

высокий (7 - 8)

0 / 0%

6 / 40%


        Таким образом, мы видим, что не было выявлено ни одного человека с низким уровнем экологической культуры, средний уровень составил 60%, а высокий 40%.

После данных занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных. У большинства детей изменилось отношение к окружающему миру, поведение стало осмысленным и адекватным.

 Таким образом, разработанные внеклассные занятия и апробированные на практике в рамках кружка «Юный эколог» значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности младших школьников.

Уровень сформированности одного из компонентов экологической  культуры младших школьников – экологической  воспитанности, стал значительно выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

Несмотря на активную работу по экологическому воспитанию в школах, уровень сформированности компонентов экологической культуры младших школьников, как показало исследование, остается достаточно низким.

Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.

При проведении эксперимента у школьников не только повысился  уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы.

Целенаправленная систематическая  работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках кружка «Юный эколог», способствует значительному повышению уровня сформированности компонента экологической культуры – экологической воспитанности школьников.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

          Подводя итог вышесказанному, необходимо  отметить следующее.

          В условиях обострения экологической  ситуации особое значение приобретает  развитие у подрастающего поколения  экологической культуры.

         Экологическая культура – высший  уровень сформированности ответственного  отношения человека к окружающей  среде. Она представляется реальным  вкладом в преодолении негативных  последствий влияния на окружающую  среду, приносящих ущерб ей  и здоровью людей, разъяснением и пропагандой идей ответственного отношения к сохранению жизни на земле.

     Эффективность достижения этих целей во многом определяется содержанием экологической культуры учащихся. Опираясь на теоретические положения и практические рекомендации по применению системно-структурного анализа в педагогических исследованиях, мы определили содержание, структуру экологической культуры включающие следующие компоненты:

        1) ценностно-ориентационный;

        2) интеллектуально-познавательный;

        3) деятельностно-творческий.

         Взаимосвязь указанных компонентов содержания экологического образования обеспечивает формирование экологической культуры личности, активно действующей в направлении улучшения, сохранения и восстановления качества окружающей среды.

         Мы определили элементы ценностно-ориентационного компонента культуры (экологическое самочувствие ученика; экологическая оценка; субъективно значимые ценности, идеалы; иерархия мотивов участия-неучастия в экодеятельности).

       Интеллектуально-познавательный компонент характеризует знания личности о природе, понимание перспектив развития взаимоотношений общества и природы, дает представление об уровне экологического мышления учащихся.

         Процесс формирования экологических знаний и умений главным образом направлен на развитие экологического мышления, которое дает миропонимание, а экологическое воспитание направлено на формирование экологической культуры личности и определяет мироощущение и мировосприятие. Совокупным продуктом экологического образования является сформированное экологическое сознание, проявляющееся в мировоззрении, ответственном отношении к природе.

          Деятельностно-творческий компонент показывает включенность личности в сферу взаимодействия общества и природы и отражает направленность этой деятельности с точки зрения ее соответствия комплексу общественных требований, предъявляемых к этому поведению и к этой деятельности.

        Проведённые нами исследования  на базе МОУ СОШ № 45 г. Челябинска позволили определили определить уровень экологической культуры младших школьников и выявить организационно-педагогические условия, способствование формированию экологической культуры, которые включают:

- наличие методического обеспечения педагогической работы по формированию экологической культуры младших школьников, в частности педагогической программы формирования экологической культуры младших школьников, основанной на активной позиции ребенка, формирование у него определенных умений и навыков, установок и позиций;

-    наличие подготовки  субъектов процесса по организации деятельности детей с учетом возрастных и индивидуально-личностных особенностей;

-    партнерство  специалистов других ведомственных структур, а также семьи;

-    опору на использование потенциальных возможностей ребенка;

Информация о работе Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста