Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
раскрыть понятия «экологическая культура»;
охарактеризовать цели, задачи и принципы экологического воспитания младших школьников;
разработать и апробировать на базе МОУ СОШ № 45 комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика формирования экологической культуры……5
Сущность понятия «экологическая культура»………………………5
Цели, задачи и принципы экологического воспитания
младших школьников……………………………………………………………10
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Формирование экологической культуры младших школьников
(на базе МОУ СОШ № 45)………………………………………………………17
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……..17
2.2 Определение уровня экологической воспитанности учащихся…19
2.3 Разработка дидактических материалов для работы,
направленной на формирование компонентов экологической
культуры младших школьников………………………………………………..21
2.4 Определение результативности экспериментальной работы…..29
Выводы по второй главе………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение………………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ ПОЛНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

1 этап - подготовка и осуществление констатирующего эксперимента (применение метода анкетирования);

2 этап - подготовка и осуществление формирующего эксперимента, в ходе проведения внеклассной работы по окружающему миру, используя экологический материал;

3 этап - контрольный эксперимент.

Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование  и наблюдение.

 

 

2.2 Определение уровня экологической воспитанности учащихся

 

 

Эксперимент проводился с учащимися контрольной и  экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы  анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов (Приложение А). [13]

Для выявления уровня сформированности экологической культуры и экологических знаний была проведена  обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента –  метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.

Результаты обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень сформированности экологической культуры определяется по шкале:

  • высокий уровень;
  • средний уровень;
  • низкий уровень.

Оценка результатов:

7 – 8 правильных ответов  – высокий уровень;

4 – 6 правильных ответов  – средний уровень;

1– 3 правильных ответов  – низкий уровень.

Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.

Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.

В ходе констатирующего  эксперимента мы получили следующие  результаты:

  • учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной – 0 человек;
  • учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной – 5 человек;
  • учащихся с низким уровнем в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной – 10 человек.

Результативность анкетирования  определялась по формуле 

F / N * 100%,

где F – количество верных ответов

N – количество учащихся.

Контрольная группа:

1/15*100% = 6,7%

3/15*100% = 20%

11/15*100% = 73,3%

Экспериментальная группа:

0/15*100% = 0%

5/15*100% = 33,3%

10/15*100% = 66,7%

Данные экспериментального изучения уровня сформированности экологической  культуры учащихся на начальном этапе  представим в таблице.

 

Таблица 1 - Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на начало исследования.

Уровень сформированности

экологической культуры

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3)

10 / 66,7%

11 / 70,3%

средний (4 - 6)

5 / 33,3%

3 / 20%

высокий (7 - 8)

0 / 0%

1 / 6,7%


 

Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать вывод о том, что экологическая воспитанность у большинства учащихся, участвовавших в эксперименте, находятся на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей, путем включения их во внеклассную работу.

 

        2.3 Разработка дидактических материалов для работы, направленной на формирование компонентов экологической культуры младших школьников

 

На основе изучения и  анализа литературы по проблеме экологического образования младших школьников мы разработали методику организации и проведения занятий кружка «Юный эколог».

Содержание занятий  направлено на повышение уровня экологической воспитанности, т. е. на воспитание гуманного отношения к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.

В основе работы кружка лежит  краеведческий принцип. Исследование школьниками реальной жизни в  процессе занятий дает материал для  обсуждения разнообразных жизненных ситуаций о состоянии природной среды, поведении людей в природе. Это позволяет детям извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решения в соответствии с убеждениями.

Тематика занятий кружка «Юный эколог» составлена с опорой на учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Зеленый дом». Программа кружка рассчитана для учащихся на полгода обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.

Главная цель работы кружка заключается в формировании у учащихся такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.

Нами были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать ряд базисных природоохранительных понятий.
  2. Изучать природу окрестности школы, выявлять природные объекты, нуждающиеся в охране.
  3. Включать учащихся в разнообразную творческую и практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
  4. Сохранять и укреплять здоровье детей.
  5. Прививать любовь и интерес учащихся к природе.

В целом содержание занятий  кружка позволит полнее реализовать  воспитательный и развивающий потенциал природы.

При построении программы  кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

  • познавательном;
  • творческом;
  • практическом;
  • исследовательском.

Познавательное направление  работы кружка включило цикл мероприятий, на которых использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, рассказ учителя, путешествия, викторины, что способствует более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.

Творческое направление работы кружка предполагает выполнение детьми следующих заданий: сочинение экологических сказок, изготовление поделок, разработка «зеленого уголка» в классе, организация выставки рисунков.

Изучение растительного  и животного мира родного края, влияния окружающей среды на здоровье человека связано с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») ¾ озеленением класса, изготовлением кормушек, подкормкой птиц, что способствует привитию бережного отношения младших школьников к родной природе и к своему здоровью.

Исследовательское направление  работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсии, проектов, мини-исследования, проведение опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

В содержании программы кружка выделяется четыре раздела: «Я и растения», при изучении которого дети знакомятся с различными комнатными растениями, правилами ухода за ними, участвуют в проектной деятельности; «Я и животные» - учащиеся знакомятся с многообразием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц; при изучении раздела «Я и окружающая среда» кружковцы получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки; раздел «Я и мое здоровье» направлен на сохранение и укрепление здоровья школьников путем вовлечения их в проектную деятельность, организации подвижных игр, выставки рисунков.

Представим примерный  тематический план занятий кружка «Юный эколог» (таблица 2).

 

Таблица 2 - Тематический план занятий

 

познавательные 

мероприятия

творческие 

задания

практические

мероприятия

исследовательские

мероприятия

Я и животные

Беседа «Зимующие в  нашем городе птицы»

Дидактическая игра «Напиши  письмо пернатому другу»

Экскурсия «Помоги пернатым!»

«Птичья столовая»

Я и растения

Путешествие на родину

Комнатных растений.

Сочинение сказок «Комнатный цветок с другой планеты»

Проект «Зеленый уголок в моем классе»

Я и окружающая среда

Рассказ учителя «Виды  загрязнений окружающей среды»

Изготовление поделок из бросового  материала.

Акция «Школа без мусора»

Мини исследование «Мусорный  вопрос».

Я и мое здоровье

Познавательная викторина  «Лекарственные растения»

Выставка рисунков «Мой спортивный уголок»

Подвижные игры на свежем воздухе.

Проект «Враги наших  зубов»


 

      Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе МОУ СОШ № 45 г. Челябинска.

Программа кружка предполагает вовлечение детей в проектную  деятельность. Учащиеся с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. В процессе работы кружка было осуществлено два проекта: «Зеленый уголок в моем классе» и «Враги наших зубов».

Целью проекта «Зеленый уголок в  моем классе» является включение  детей в творческую и практическую деятельность по созданию фито дизайна  в классной комнате.

Занятие «Путешествие на родину комнатных растений» проводили в кабинете биологии, так как в классе очень мало комнатных растений, которые можно использовать как наглядный материал. Некоторые дети сразу это заметили и предложили посадить комнатные цветы, чтобы в классе было красиво и уютно. Эта идея понравилась ученикам, и мы решили создать проект «Зеленый уголок в моем классе».

На занятии было организовано обсуждение задач и ресурсов проекта. Учащимся было очень сложно представить, каким будет зеленый уголок, какие будут растения. Поэтому поставили задачу: подготовить эскизы уголка и обсудить их. Вторая задача – отобрать растения – была предложена детьми после бурного обсуждения вопроса о том, что должно расти в классе. Третья и четвертая вытекали из рассказа учителя о составе работ: подобрать почву, размножить и посадить растения.

Детям мы предложили критерии для оценки продукта: должны быть отобраны и посажены те комнатные растения, которые подходят для классной комнаты, они должны быть правильно посажены в горшки, должна быть правильно подобрана почва для каждого растения, растения должны быть разные. В ходе обсуждения учащиеся сами задали критерий: должны быть посажены такие растения, которых нет в классах начальной школы или встречаются редко. По этим критериям была дана устная оценка проекта.

При составлении плана  действий жестких рамок мы не задавали, но вели детей по определенному пути. Например, в связи с обсуждением  задач учащиеся вышли на проблему ресурсов: возник вопрос о том, где  взять растения. Учащиеся предложили купить их в магазине, но, узнав цены, пришли к выводу, что это очень дорого. Тогда предложили взять отростки дома, у родственников и знакомых.

Совместно составили  план работы:

  1. Выявить, какие растения наиболее часто встречаются в кабинетах начальной школы.
  2. Определить видовой состав растений уголка.
  3. Найти сведения о выбранных растениях.
  4. Создать эскиз зеленого уголка.
  5. Подобрать посадочный материал и все необходимое для посадки.
  6. Оформить зеленый уголок.

Проект осуществлялся  по данному плану. Пройдя по кабинетам, вместе с ребятами мы определили, что практически в каждом классе встречаются такие растения: фиалки, пеларгония, бальзамин, бегония декоративнолистная, плющ обыкновенный, сингониум ножколистный и др. После этого кружковцы вспоминали, опираясь на атласы комнатных растений, какие растения есть у них дома, и они могут принести отростки для уголка.

Таким образом, мы определили, что в зеленом уголке будут  представлены следующие растения: цикломен персидский, эписция медная, пахистахис желтый, примула, глоксиния, алоказия крупнокорневая, драцена. Как только определились с видовым составом, сразу же преступили к поиску сведений о данных растениях. Для этого мы предложили детям различную литературу [2].

Одним из важных пунктов  проекта является выполнение детьми творческого задания – создание эскиза зеленого уголка. К этому заданию ребята подошли ответственно и предложили множество интересных вариантов оформления уголка. После обсуждения всех вариантов, мы выбрали наиболее подходящий для нашей классной комнаты.

К проекту были привлечены и родители. Они помогли ребятам  отделить отростки растений, укоренить  их, подобрать цветочные горшки и  подготовить почву, а также сделали  полочку для цветов. Посадка растений происходила под нашим руководством.

Информация о работе Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста