Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 09:01, курсовая работа

Описание

Цель исследования – анализ формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
раскрыть понятия «экологическая культура»;
охарактеризовать цели, задачи и принципы экологического воспитания младших школьников;
разработать и апробировать на базе МОУ СОШ № 45 комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика формирования экологической культуры……5
Сущность понятия «экологическая культура»………………………5
Цели, задачи и принципы экологического воспитания
младших школьников……………………………………………………………10
Выводы по первой главе………………………………………………………...15
Глава 2. Формирование экологической культуры младших школьников
(на базе МОУ СОШ № 45)………………………………………………………17
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……..17
2.2 Определение уровня экологической воспитанности учащихся…19
2.3 Разработка дидактических материалов для работы,
направленной на формирование компонентов экологической
культуры младших школьников………………………………………………..21
2.4 Определение результативности экспериментальной работы…..29
Выводы по второй главе………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...36
Приложение………………………………………………………………………39

Работа состоит из  1 файл

МОЯ ПОЛНАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Общая характеристика формирования экологической культуры……5

    1. Сущность понятия «экологическая культура»………………………5
    2. Цели, задачи и  принципы экологического воспитания

младших школьников……………………………………………………………10

Выводы по первой главе………………………………………………………...15

Глава 2. Формирование экологической  культуры младших школьников

(на базе МОУ СОШ  № 45)………………………………………………………17

             2.1   Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……..17

              2.2 Определение уровня экологической воспитанности учащихся…19

              2.3 Разработка дидактических материалов  для работы,

направленной на формирование компонентов  экологической

культуры младших школьников………………………………………………..21

              2.4 Определение результативности экспериментальной работы…..29

Выводы по второй главе………………………………………………………...32

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы…………………………………………...36

Приложение………………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

        В наши дни, когда экологические проблемы вынуждают человечество искать новые пути развития цивилизации мировоззрением, способным обеспечить устойчивое развитие общества, остро стоит вопрос перед общеобразовательной школой о воспитании экологической культуры школьников.

        Образование в области окружающей среды следует рассматривать как комплексный, непрерывный процесс познания, который соответствует изменяющимся условиям нашего мира и передаваемый школьникам при постоянном обновлении педагогических подходов и методов, задачей является разработка концепции развития системной программы экологического воспитания в школе.

       Воспитание экологической культуры возможно при условии системного взаимодействия всех сфер сознания. Необходимо создать такую возможность подачи учебных тем, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников, чтобы сформировать у учащихся правильное экологическое мировоззрение.

        Актуальность и проблема исследования обусловили выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста».

       Объектом исследования выступает экологическая культура у детей младшего школьного возраста.

      Предмет исследования – работа на уроках и внеклассная работа как средство формирования экологической воспитанности учащихся начальных классов.

       Цель исследования – анализ  формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

       Для  достижения поставленной цели  необходимо выполнить следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме исследования;
  2. раскрыть понятия «экологическая культура»;
  3. охарактеризовать цели, задачи и принципы экологического воспитания младших школьников;
  4. разработать и апробировать на базе МОУ СОШ № 45 комплекс внеклассных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников.

          База проведения исследования: МОУ СОШ № 45 г. Челябинска.

          Методологические основы исследования: в качестве материала исследования были использованы наиболее значительные труды таких учёных как А.Г. Асмолова, Н.Ф. Виноградовой, И.Д. Зверева, В.А. Сухомлинского и других.

         Исследование осуществлялось посредством  следующих методов: теоретического анализа; анализа изучаемой проблемы; обобщения и систематизации материалов по проблеме исследования.

          Структура работы: работа состоит из двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика формирования экологической культуры

 

1.1 Сущность  понятия «экологическая культура»

 

        В отечественной науке часто используют понятие «культура» в качестве интегральной характеристики социально-психологических и экономических условий материального и духовного бытия, оказывающих прямое и косвенное влияние на психику и деятельность человека и на формирование его индивидуальности и личности.

         Но люди даже внутри одной культуры не составляют однородной массы. Внутри каждой можно дифференцировать людей по уровню образования, социально-экономическому статусу, характеру профессиональной деятельности, возрасту и другим характеристикам.

       Для их описания используется понятие «субкультура», означающее культуру меньших социальных общностей, например культуру отдельной социальной, профессиональной или возрастной группы [3, 754]. Исследователи выделяют несколько отдельных социокультурных и психологических факторов, позволяющих проводить различия как внутри культур, так и между отдельными культурами. К ним относятся: язык, урбанизация, официальные институты образования, грамотность, экологические условия, возраст.

         Часто в зарубежных исследованиях  проблему влияния культуры, в том числе экологической, на личность переформулируют, вводя понятие «контекст». Под ним понимается в первую очередь взаимодействие людей, чем подчеркивается, что развитие каждого члена общества происходит в определенных социальных условиях и они специфичны для разных обществ. Тем самым подчеркивается, что экологическая культура имеет свою специфику: она характеризует способы и формы человеческого взаимодействия с природной средой, направленные на оптимизацию социоприродных отношений. Подобные подходы позволили нам от общего понятия культуры перейти к более узкому понятию экологической культуры [30, с. 556].

         «Экологическая культура» - емкое и 7 многоплановое понятие. Оно касается не только уровня технического, экономического развития общества, но и всей духовной жизни человека, его интересов, склонностей, способностей, взаимодействия с другими людьми, с окружающей средой. Экологическая культура теперь рассматривается все чаще с культурологических позиций, как феномен общей культуры, в котором пересекаются два процесса - образование человека и его становление как социокультурного индивида.

         Глазачев отмечает: «Этот переход, осуществляющийся сегодня в культуре в целом, непосредственно касается каждого носителя культуры, каждого человека. «Экологизацию культурности личности» можно было бы определить как переход человека от сосредоточенности на себе, своих исключительно индивидуальных, частных проблемах к сосредоточенности на своих связях с миром, определяющих как влияние мира на человека, так и влияние человека на мир» [5, с. 20].

       Экологическая  культура выступает как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Ее формирование, становление несводимо к простому усвоению экологических знаний и норм.

         В связи с жизненно важной необходимостью осознания человеком своей социальной и нравственной ответственности за состояние окружающей среды, в современных исследованиях все отчетливей прослеживается нравственный аспект в понимании сущности экологической культуры как части общей культуры личности.

        В ее основе лежит, прежде всего, ценностное отношение человека к явлениям окружающего мира. Иначе говоря, экологическая культура - это такой уровень сознания личности, который управляет и мышлением, и всей деятельностью человека на основе личностного принятия им абсолютной ценности жизни.

          Анализ подходов к определению  экологической культуры и экологического образования в современной педагогической науке (Н.М. Верзилин, Н.Ф. Виноградова, Э.В. Гирусов, СИ. Глазачев, Н.С. Дежникова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, Н.Ф. Реймерс, Л.П. Салеева-Симонова, И.Т. Суравегина и др.) позволяет выделить аксиологический, деятельностный, личностно-творческий аспекты формирования экологической культуры в образовательном процессе.

         В аксиологическом аспекте экологическая культура как часть общей культуры представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Содержание жизнедеятельности человека определяется направленностью личности на познание, осмысление общечеловеческих ценностей. Они выступают одновременно и как объективное качество предмета, существующее независимо от человека, и как регулятивы его деятельности, проявляющиеся в оценке самой личности как должное, желаемое, идеал.

        Значимость для личности знаний, людей, предметов, идеалов, целей, средств деятельности, качеств и отношений выступает мерой ее нравственной, эстетической, мировоззренческой, интеллектуальной, эмоциональной готовности не только познавать, но и изменять предметный, социальный и свой внутренний мир.

          Ценности создают условия для реализации активности личности на нормативно-ролевом и личностно-смысловом уровнях (А.Г. Асмолов) [1].

      В экологическом образовании таковыми выступают:

-  ценности-цели — абсолютная ценность жизни, человека и всего, что его окружает; биосфера; ноосфера; природа; здоровье; устойчивое развитие человека и природы; самореализация, самосовершенствование и др.,

-   ценности-средства — экологические знания, умения, неразрушительные, безущербные способы жизнедеятельности и поведения, созидание, отношение к человеку и природе как взаимозависимым и взаимообусловленным компонентам среды, ценности-качества (доброта, ответственность, самоограничение) и др.

        В деятелъностном аспекте экологическая культура представлена как специфические способы жизнедеятельности в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой.

      Освоение личностью культуры здесь предполагает освоение ею способов практической деятельности. В процессе деятельности человек выступает субъектом культуры, создаются и закрепляются ее образцы. Культура, как универсальная характеристика деятельности, определяет наиболее приоритетные виды деятельности и способы ее осуществления.

        Необходимой характеристикой экологической деятельности выступают ее неразрушительные способы, безущербный характер взаимодействия с окружающей средой, преобразующий характер в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование.

       В личностно-творческом аспекте проявляется направленность деятельности человека на творческую самореализацию в мире социума и природы. Здесь культура функционирует на личностном уровне.

        Творческое развитие личности, как процесс усвоения культуры, обусловлено ее собственной             активной            творчески-преобразующей деятельностью.

        Усвоение культуры есть процесс личностного открытия, саморазвития, созидания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества. В творчестве происходит самореализация личности, проявление ее сущностных сил (способностей, интересов, потребностей, опыта).

        Функционирование культуры - это постоянное превращение объективно существующих всеобщих форм культуры в индивидуальное богатство личности, и наоборот, творческого потенциала каждого - во всеобщие формы культуры. Индивидуальность не нивелируется в культуре, осваивая ее ценности, а активно развивается, проявляя и реализуя свои неповторимые возможности.

         Потребность в самореализации - одна  из ведущих потребностей личности (по А. Маслоу, К. Роджерсу) и  является источником личностно-смысловой  активности человека, направленной на творческое преобразование мира. Самореализация не единичный акт, а процесс постоянного преодоления внутренних противоречий для полного раскрытия сил и способностей личности. Ее степень зависит от того, в какой степени намеченные цели соразмерны способу жизнедеятельности человека, условиям социальной, культурной и природной среды.

          Самореализация личности возможна на основе осознания:

-   себя взаимозависимой  и взаимообусловленной частью окружающей среды и только при условии благоприятной для человека природной среды, гармоничного взаимодействия с ней, бережной природопользовательской и природоохранительной деятельности;

- себя субъектом культуры, собственного саморазвития и  творчески-преобразующей деятельности;

-  своей нравственной социальной и индивидуальной экологической ответственности за события в природе и жизни людей перед собой и другими, перед прошлым, настоящим и будущим.

         Теоретический анализ исследований процесса формирования экологической культуры в образовательном процессе показывает, что в нем, к сожалению, все еще сохраняется знаниевый подход как в постановке задач экологического образования, так и в определении его содержания и критериев сформированности экологической культуры.

        Так традиционными для исследований составляющими экологической культуры личности выступают экологические знания, ценности, нормы и экологически грамотная деятельность. А содержание экологического образования в школе составляют соответственно:

Информация о работе Формирование основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста