Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников

Содержание

Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Коммуник умения мл школьников.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, мы можем говорить об эффективности  использования творческих заданий на уроке чтения в начальной школе, поскольку развитие коммуникативных умений на уроке является одной из важнейших задач любого учителя.

     В результате у учащихся отмечается эмоциональный подъем, положительный настрой, желание изучать предмет.

     Также дадим краткую психолого-педагогическую характеристику учеников 3 «А» класса.

     2. Всего в классе 20 человек.

     3. Из них 11 девочек и 9 мальчиков.

     4. Средний возраст учеников 9 лет.

     5. В данном коллективе организованна группа детей, составляющая актив класса. В него входят пятеро человек: ответственный за дежурство, культмассовый сектор, спортивный и учебный секторы, а так же староста, который отвечает за деятельность класса.

     6. Класс следует отнести к среднедисциплинированному. Уровень воспитанности соответствует нормам поведения, допустимого в школе. Не все ученики класса принимают участие в общественной работе.

     7. В коллективе сложились благоприятные  межличностные отношения, проявления антипатии у учащихся друг к другу не наблюдается.

     8. В классе существует система  традиций. Дети всегда поздравляют  одноклассников с днем рождения, каждый год девочки дарят подарки  мальчикам на двадцать третье  февраля, а те в свою очередь  готовят сюрпризы девочкам к восьмому марта.

     В ходе исследования мною была проведена диагностика уровня развития коммуникативных навыков у учеников данного класса. Для диагностики использовался метод экспертных оценок, указанный Шевченко А. Е. в ее работе Общепедагогические технологии. Для обработки результатов применялся метод математической статистики. Для этого я зафиксировала уровень коммуникативных навыков по пяти критериям. К этим критериям относятся:

  1. Использование коммуникативных речевых оборотов.
  2. Умение задавать вопросы.
  3. Умение отвечать на вопросы.
  4. Навыки оперирования языковыми средствами.
  5. Речемыслительная активность учащихся.

     Я оценила уровень коммуникативных  навыков школьников по пятибалльной системе:

       «1» – почти не владеющие;

     «2» – низкий уровень владения;

     «3» – удовлетворительный уровень владения;

     «4» – хороший уровень владения;

     «5» –отличный показатель владения по критерию уровня коммуникативных навыков учащихся.

     Уровень коммуникативных навыков в 3 «А» классе представлен в Таблице 1. 

     Таблица 1

     Результаты  оценки уровня коммуникативных навыков в 3 «А» классе

Ф.И.О. ученика 1 2 3 4 5 Средний показатель каждого  учащегося
1 Бродский Г. 3 4 1 2 4 2,8
2 Гуро А. 5 4 3 4 3 3,8
3 Довгопол Л. 3 2 3 0 3 2,2
4 Иниев И. 2 3 2 2 1 2
5 Карина С. 3 2 1 1 3 2
6 Карпова Е. 5 4 4 3 4 4
7 Кихай К. 3 5 4 4 4 4
8 Котова Е. 5 4 4 5 3 4,2
9 Кошманова В. 2 4 3 3 4 3,2
10 Мацаренко Э. 3 4 3 2 1 2,6
11 Мящерякова А. 4 5 3 3 2 3,4
12 Плужникова Ю. 4 3 3 4 3 3,4
13 Симаненкова Ю. 4 2 4 4 4 3,6
14 Стрельченко А. 3 5 3 4 3 3,6
15 Стуканов С. 4 3 3 3 4 3,4
16 Тайдаченко И. 2 4 3 3 2 2,8
17 Фицин А. 3 2 3 3 3 2,8
18 Чехова М. 3 3 2 3 2 2,6
19 Шишкин Р. 4 5 4 2 5 4
20 Шупикова Н. 3 3 3 2 3 2,8
  Средний показатель по каждому  критерию 3,4 3,55 2,95 2,85 3,05 3,16
 

     Средний показатель по использованию коммуникативных речевых оборотов у учащихся – 3,4 балла, умение задавать вопросы – 3,55 балла, умение отвечать на вопросы – 2,95 балла, навыки оперирования языковыми средствами – 2,85 балла, речемыслительная активность учащихся – 3,05 балла. Средний балл развития коммуникативных умений – 3,16 балла. Это достаточно хороший показатель для данного возраста. 
 
 

     2.2 Результаты исследования  и их обсуждение.

     Применение  творческих заданий на уроках литературного  чтения позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

     У детей изменилось отношение к  собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими  более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.

     Литературное, словесное творчество является характерным  для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, а не для литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

     Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников:

     – правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и предложения; соблюдать интонацию основных типов предложения;

     – овладеть наиболее употребительной  лексикой;

     – получить представление об основных грамматических категориях, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и использовать их в устном общении;

     – понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов  с опорой на зрительную наглядность  и языковую догадку;

     – участвовать в диалогическом  общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;

     – кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;

     – овладеть техникой чтения вслух; читать про себя тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;

     – писать краткое поздравление и личные письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;

     – освоить элементарные сведения об окружающем мире.

     Таким образом, важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок, не только и не столько знания и  владение учениками языковым и речевым  материалом определяют эффективность  формирования коммуникативных навыков  младших школьников, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на уроках чтения. Это возможно, если основной формой учебной деятельности школьников будет не слушание, говорение, чтение или письмо, а живое и активное общение с учителем и друг с другом, то есть творческая деятельность.

 

      Заключение

     На  основе материалов исследования можно сделать вывод, что в настоящее время остается задача, решить которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Уроки чтения обеспечивают вхождение детей в общечеловеческую культуру через творческую деятельность, формируют коммуникативные умения у младших школьников.

     Используемые  приемы работы способствуют развитию диалогической речи, расширению кругозора  учащихся, поддержанию интереса к  изучению литературы.

     В теоретическом плане работа показала, что современная теория и практика преподавания чтения имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся. Данный подход соответствует современным тенденциям в методике преподавания.

     Данные  основные положения коммуникативного подхода нашли отражение в  разработанном комплексе упражнений и были реализованы практически  в проведённом исследовании.

     На  материале проведённого исследования, было доказано, что использование  разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса является эффективным средством формирования коммуникативных навыков, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, а имеющийся комплекс упражнений может служить практическим пособием, используемым для развития коммуникативной стороны речи на начальном этапе обучения.

     В результате исследования мы определили сущность понятия коммуникативных умений, классифицировали их, определили и применили метод экспертной оценки развития коммуникативных умений у младших школьников; теоретически обосновали процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения, рассмотрели технологию творческой деятельности на уроках чтения; систематизировали изученный материал; экспериментально определили наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников.

     Таким образом, мы можем говорить, что цели и задачи данной курсовой работы, выполнены. 

 

      Список использованных источников 

    
  1. Адамьянц Т. З. В поисках смыслового и эмоционального контакта / Мир психологии, 2002. - №4.
  2. Алешаева Н. П., Тупарева Н. В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения// Начальная школа. - №11. - 2004.
  3. Андреева Л. Н. Социальная психология. М.: Изд-во Просвещение, 1993. - 416 с.
  4. Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. - № 11. – 2004.
  5. Гамезо М. В., Матюхина М. В., Михальчик Т. С. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1992. - 38 с.
  6. Государственный общеобразовательный стандарт по литературному чтению. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog.
  7. Зайцева Т. В. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения. – Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru.
  8. Зимняя В. Н. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 2007. - 316 с.
  9. Кубасова О. В. Литературное чтение. Любимые страницы. Методические рекомендации. 3 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 208 с.
  10. Мали Л. Д. Обучение школьников основным видам творческих работ// Начальная школа. - №3 – 1995.
  11. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Москва, 1980. — 414 с.
  12. Мухина К. В. Психология. М.: Просвещение, 2001. -  356 с.
  13. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. — 686 с.
  14. Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. – №6. – 2005.
  15. Пассов Е. И. Коммуникативная методика. М.: АРКТИ, 2005. - 28 с.
  16. Романова Л. И. Развивать у детей творчество. // Начальная школа. – №10 - 2005.
  17. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1994. - 243 с.
  18. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. — М: Народное образование, 1998. — 256 с.
  19. Тищенко В. А. Классификация коммуникативных умений студентов. Знание. Понимание. Умение. – 2008 - №6.
  20. Шевченко А. Е. Общепедагогические технологии. – Режим доступа: http://festival.1september.ru.
  21. Энциклопедический словарь. М.: Феникс, 2003. - 668 с.

Информация о работе Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений